Я всегда числил "язык" среди тех реалий, в которые мы погружены настолько, что можем только констатировать свою погруженность, но ничего не можем с ней поделать. Так мы погружены в "мир", в "историю", ну и в "язык" тоже. Соответственно, известное мне понаслышке изречение о том, что "говорит язык, а не человек" воспринималось почти как
(
Read more... )
Reply
Вроде бы, понимание и есть такой процесс, в котором я из частичного делаюсь тотальным.
Иными словами, «язык, а не человек» говорит по поводу мира, но не по поводу некоего локального предмета в нём.
Не вижу смысла противопоставлять здесь мир локальному предмету. Мир же у нас - просто общее основание для разговора, так какая разница - камень это или вся вселенная.
Высказывание это, однако, не состоялось бы без моей активности... в плане локализации серого камня в этом тотальном мире.Ну так и Гадамер говорит, что "дело идет своим ходом, и оно, разумеется, не может идти дальше, если мы не мыслим", т.е. без моей активности ничего не бывает. Но можно заметить, что определение камня как "этого" в качестве только моего деяния было бы бессмысленно - камень "этот" также для собеседника, читателя и т.д. Высказывание: "Я говорю, что этот камень серый", - приписывание только себе того, ( ... )
Reply
Reply
Ну да, Гадамер как раз и критикует Гегеля за то, что у него есть состояние абсолютного знания, в котором процесс понимания завершен. С его же точки зрения, этот процесс никогда не завершается, и частичность всегда имеет место.
Человек и говорит в меру своей частичности.
Можно согласиться, что человек говорит в меру своей частичности, если под этим говорением понимать высказывание разных предрассудков. Язык говорит истину, а человек вносит в нее ложь. И это всегда так, поскольку абсолютного знания, по Гадамеру, не бывает.
"Язык говорит по поводу Welt'a, но не по поводу Umwelt'а". "Серый камень" - это пример чего-то из "окружающего мира".Нет, ни в коем случае! То, о чем говорится - это всегда Welt, по определению. Umwelt, по Гадамеру, это вообще не человеческая реальность, он скорее только у животных бывает. Гадамер говорит, что человек, в отличие от животного, никогда не вброшен в "окружающий мир", а ( ... )
Reply
"Предрассудки" тут явно не в гадамеровом смысле...
"Язык говорит истину, а человек вносит в нее ложь."
То есть истина раскрывается в возможности ситуации взаимопонимания?
"То, о чем говорится - это всегда Welt, по определению."
Здесь поподробнее, пожалуйста: про умвельт вообще ничего нельзя сказать? А его можно каким-то образом знать?
""Сообщение информации" - это другая тема...".
Конечно другая - но, говоря о языке, от неё невозможно избавиться, как мне кажется.
Reply
Почему?
То есть истина раскрывается в возможности ситуации взаимопонимания?
Не понял: почему в "возможности"?
Здесь поподробнее, пожалуйста: про умвельт вообще ничего нельзя сказать? А его можно каким-то образом знать?
Да пожалуйста, сколько угодно. Только к ситуации взаимопонимания это отношения не имеет. Ну вот, скажем, зрение и рефлексы. Вот зрение и рефлексы лягушки, а вот зрение и рефлексы человека. Вполне можно изучать физиологию зрения у человека так же, как у лягушки. Но это все равно физиология будет, а не философия, хоть и у человека...
Конечно другая - но, говоря о языке, от неё невозможно избавиться, как мне кажется.
Ха! :)
Reply
Reply
Reply
Reply
Дык! Это, батенька, не гуманитарно-научное теоретизирование - это настоящая крутая философия!
Reply
Leave a comment