Стокгольм портово-промышленный. Подъездные пути морских портов Värtahamnen и Frihamnen.

Oct 23, 2022 15:04

Станция "Värtan" является конечным пунктом однопутной железной дороги Värtabanan, проходящей через район Norra Djurgården округа Östermalm центрального Стокгольма и связывающей станцию с грузовым терминалом Tomteboda на железнодорожном направлении Ostkustbanan (Восточная береговая линия), которое в свою очередь связывает город с Северной Швецией. Станция находится прямо возле терминала морского порта Värtahamnen и имеет съезд к причалу железнодорожного парома, а до 1983 г. здесь также имелась соединительная ветвь с трамвайной системой Lidingöbanan для доставки грузов на остров Lidingö по путям, образующим сегодня изолированную систему гибрида трамвая и железной дороги ( краткий обзор системы). Промышленные пути не заканчиваются на станции, а продолжаются к порту Frihamnen с контейнерным терминалом и затем ведут далее к мысу Loudden, где устроен нефтяной порт. По направлению к Tomteboda и Восточной береговой линии от ведущей сюда однопутки есть ответвление в сторону Центрального вокзала Стокгольма к станции Karlberg, благодаря которому железнодорожные пути образуют в плане треугольник, использующийся при необходимости для разворота локомотивов и некоторых составов. До 1913 г. до станции "Värtan" действовало регулярное пассажирское сообщение, ежегодно обслуживающее до 26 тысяч пассажиров в год, но сегодня станция обслуживает в основном передаточные грузовые поезда, курсирующие в пределах железнодорожного узла Стокгольма.




1. Железная дорога в эту часть города пришла 15 мая 1882 г., чем опередила трамвай, пути которого дотянулись сюда лишь к началу следующего века - в 1905 г., получив затем продление до мыса Ropsten в 1907 г., а подзнее к 1925 г. по мосту Gamla Lidingöbron - на остров Lidingö, развившись к настоящему времени в изолированную трамвайную систему Lidingöbanan, связывающую остров с мысом Ropsten. До 15 апреля 1913 г. сюда прибывали пассажирские поезда прямо с Центрального вокзала Стокгольма и пассажиров встречало неплохо сохранившееся до наших дней здание вокзала.


2. Вид на здание вокзала с другой стороны.


3. Так выглядело здание вокзала в период курсирования здесь пассажирских поездов в 1882 - 1913 гг. Надпись на открытке датирована 2/6 1907, что означает то ли 6 февраля, то ли 2 июня 1907 г. Судя по довольно лёгкой для зимнего времени одежде людей на изображении и кое-где присутствующей листве на деревьях, фотография всё-таки была сделала предположительно в летнее время. Пассажирская платформа, к которой прибывали поезда, не сохранилась до наших дней. Автор фото не известен, печать института типографии Карла Нильсенса, г. Стокгольм.


4. Безтендерный танк-паровоз Y-299 с местным пассажирским поездом на станции "Värtan". Локомотив был построен компанией Motala Verkstad в 1881 г. и через год был передан национальным железным дорогам Швеции (SJ) для работы с местными и пригородными поездами железнодорожного узла Стокгольма. В те далёкие времена на железных дорогах Швеции было принято нарекать паровозы именами собственными и этот экземпляр прозвали "Wärtan". В 1896 г. у паровоза изменилась серия и он был переименован в Ya-299, а затем в 1908 г. - в Vy-299.


5. В качестве эксперемента ветка была временно электрифицирована на период 1905 - 1908 гг., а затем повторно электрифицирована уже в 30-е годы прошлого века. Пригородные маршруты постепенно начинали обслуживаться электропоездами, которые обкатывались на этой портовой ветке и приводились в движение пассажирскими вагонами, переоборудованными в моторные местными силами. Фото предположительно 30-х годов, головы состава - вагоны с номерами 1393 и 1391, переоборудованные в моторные в 1929 г., промежуточные пассажирские вагоны - 1390 и 1418.


6. Пантограф, установленный на вагоне № 1391 при переоборудовании его в моторный. По непроверенным данным как минимум один из переоборудованных вагонов мог питаться и от аккумулятора (предположительно 1391 или 1393).


7. Пассажирское железнодорожное сообщение между станцией "Värtan" и Центральным вокзалом Стокгольма вытеснил трамвай, связавший станцию всё с тем же Центральным вокзалом в 1905 г., таким образом продублировав эту транспортную связь. Дальнейшее развитие трамвая на этом направлении фактически убило пассажиропоток на линии и начиная с 1913 г. до настоящего времени на станции господствует грузовое движение. На фото промышленные подъездные пути, ведущие от станции к контейнерному терминалу порта Frihamnen.


8. На путях перед зданием бывшего сохранившегося до наших дней пассажирского вокзала две рабочие лошадки - электровозы Rc3-1061 и Rc3-1060 грузовой компании Hector Rail, которая является независимым поставщиком на европейском рынке и главным конкурентом государственной логистической компании Green Cargo, занимающейся всеми видами грузовых перевозок по железным дорогам Швеции. Для локомотивов компании Hector Rail принята своя маркировка серий подвижного состава, действующая внутри компании, в связи с которой эти два получили серию 143.


Небольшое техническое отступление. Обозначение серии локомотива внутри компании Hector Rail состоит из трёх цифр, первая из которых означает количество систем энергопитания от напряжения контактной сети для электровозов (от 1 до 4) или вид передачи для тепловозов и прочих автономных девайсов, не нуждающихся в контактной сети (8 - электрическая, 9 - гидравлика или гидромеханника, 0 - аккумуляторный мобильный маневровый тягач). Вторая цифра указывает на количество ведущих осей, а третья - на тип и модификацию в порядке поступления в компанию. Так серии 141, 142 и 143 достались односистемным четырёхосным электровозам, занятым на магистральной работе и расчитанным на напряжение в контактной сети 15 кВ 16 Гц, серию 161 получили шестиосные EL15 железных дорог Норвегии, серии 241, 242 и 243 - двухсистемные машины TRAXX, EuroSprinter ES64U2 и Vectron, а 441 - четырёхсистемные грузовые машины EuroSprinter ES64F4, расчитанные на все варианты напряжения в контактной сети используемые в Европе и т. д. Кроме новой серии и номера весь подвижной состав компании Hector Rail получает имена собственные по аналогии со старой шведской традицией давать имена паровозам.

* * *

9. Rc3-1060 в связи с этой системой получил серию и номер 143.060, а также имя "Jernsida" и корпоративный окрас компании.


10. Rc3-1061 с новой серией и номером 143.061 пока сохранил свой старый окрас, унаследованный от национальных железных дорог Швеции (SJ), но как и следует подвижному составу компании Hector Rail, получил имя судьбоносной скандинавской богини-воительницы "Valkyrian".


11. На тяжёлой маневровой работе здесь можно увидеть дизельные T43 с электрической передачей совместного производства NOHAB & KVAB, которые на большей части железных дорог Швеции уже давно заменили более новыми аналогами T44, включая парки SJ и Green Cargo, однако Hector Rail продолжает их эксплуатировать под серией 841. На подъездных путях порта Frihamnen бывший T43-228, ставший с лёгкой руки Hector Rail 841.002 и получивший имя "Bullitt".


12. Его коллега и согласно полученному номеру предшественник T43-216, перенумерованный в соответствии с установленным внутренним распорядком компании в 841.001 и получивший собственное имя "Delaine".


13. Лёгкую маневровую работу с грузовыми вагонами выполняют небольшие двухосные дизельные локомотивы серии Z70 с гидравлической передачей, являющиеся переделанным модернизированным вариантом локомотивов серии Z65 с двигателем Scania DSI-14 и новой коробкой передач. Первые два Z70 были перекрашены в серый окрас, соответствующий компании, и один из них довольно часто можно встретить на станции - бывший Z70-743, получивший серию и номер 921.002, а также имя собственное "Elwood".


14. Начиная с Z70-718, который поступил в компанию третьим локомотивом этой серии и соответственно получил номер 921.003, локомотивы перестали перекрашивать в корпоративный окрас, сохраняя им предыдущую расцветку. Окрас этого Z70-718, переименнованного в 921.003, напоминает старую расцветку железных дорог Швеции, которая уже давно повсеместно сменилась с оранжевого на синий, а новую серию и номер на кузов по каким-то причинам так и не нанесли. Ему присвоено имя собственное "Blues".


15. Однако самый необычный подвижной состав этих мест - аккумуляторный мобильный маневровый тягач Zephir LOK 13.90E, имеющий привод на каждую ось и комбинированный ход, т. е. способный ездить не только по рельсам. В соответствии с правилами компании, которые касаются каждой единицы подвижного состава, способного самостоятельно передвигаться по рельсам, тягач получил свою серию и номер 021.001 и ласковое имя "Wall-E", присвоенное ему судя по всему по аналогии героем известного детского фильма.


16. Ну о каком морском порте может идти речь без морских судов. M/S "Silja Symphony" - пассажирское круизное судно, курсирующее по самому загруженному направлению на Балтике между Стокгольмом и Хельсинки. Принадлежит компании Silja Line, которая входит состав компании Tallink, составляя сегодня с ней единое целое. В настоящий момент судно является одним из двух самых больших в компании (второе - "Silja Serenade", являющееся его близнецом), вмещающее 12 палуб с променадом длиной 140 метров и конструкционной скоростью 23 узла, порт приписки Стокгольм.


17. M/S "Baltic Queen" - 10-палубное морское пассажирское судно компании Tallink, эксплуатирующееся на направлении между Стокгольмом и Таллинном, до 2009 г. обслуживало направление между Стокгольмом и Турку, а также некоторое время курсировало на втором по загруженности на Балтике направлении между Таллинном и Хельсинки. Как и M/S "Silja Symphony", имеет на Балтике близнецов, причём двух - "Baltic Princess" и "Galaxy", которые на сегодняшний день курсируют между Стокгольмом и Турку. Конструкционная скорость судна - 24,5 узла, порт приписки Таллинн.


18. M/S "Galaxy" - один из близнецов "Baltic Queen", эксплуатируется на маршруте между Стокгольмом и Турку, порт приписки Стокгольм.


19. M/S "Romantika" компании Tallink из моих старых архивов, является самым старым в компании и регулярно эксплуатировавлась на маршруте между Стокгольмом и Ригой. На сегодняшний день этот маршрут не используется, поскольку судно зафрахтовано начинающей свою деятельность молодой компанией Holland Norway Lines с апреля текущего года для чартерных рейсов между Голландией и Норвегией, а второе судно M/S "Isabelle", курсировавшее на этом маршруте, снято с линии для размещения на борту украинских беженцев, обосновавшихся в Таллинне.


20. M/S "Baltic Queen" готовится к отправлению, а "Silja Symphony", стоявшая за ним, уже отправилась в Хельсинки.


21. Порт Värtahamnen.


22. M/S "Peter Madsen" - датское судно, занятое проведением в Стокгольме черпаковых дноуглубительных работ, порт приписки Орхус.


23. Гость на борту.


24. И тут я поймал на себе пристальный взгляд.


25.


Благодарю за внимание!

1061, вагон, чайки, фото, ya-299, грузовой, экскурсия, bullitt, ретроспектива, t43-228, залив, рельсовый транспорт, 1435 мм, 1060, терминал, Östermalm, Wärtan, Värtabanan, вокзал, baltic queen, 921.002, гавань, nikon coolpix s4150, vy, Балтийское море, Стокгольм, romantika, 1393, 921, ya, 021, путевое развитие, здание, Балтика, y, elwood, delaine, 143.061, hector rail, tallink, 1391, t43, 841.002, причал, обзор, электровоз, берег, подвижной состав, rc, фотообзор, 228, rc3, город, t43-216, фотоэкскурсия, 299, z70-743, развитие, промветка, история, 143.060, состав, пристань, фоторепортаж, 1418, общественный транснпорт, 841.001, 1390, промышленные железные дороги, galaxy, закрытая станция, порт, silja symphony, 021.001, Швеция, 743, 216, Värtan, электричка, 841, 718, вагоны, станция, nikon coolpix l18, wall-e, jernsida, ретро, судно, y-299, zephir, пути, nikon d90, zephir lok 13.90e, тепловоз, море, рельсы, 143, peter madsen, z70, железная дорога, vy-299, поезд, впечатления, rc3-1061, nikon, sj, blues, frihamnen, электропоезд, транспорт, z70-718, Скандинавия, valkyrian, silja line, Värtahamnen, тягач, 921.003, rc3-1060

Previous post Next post
Up