Трамвай города Лиепая

Sep 16, 2022 20:12

Трамвай - отличительный признак городов-мегаполисов и для больших городов не является чем-то особенным, однако здесь речь пойдёт о городе, население которого едва превышает 68 тысяч человек, то есть по численности населения не дотягивает до большинства даже маленьких городов, бюджет которых не может позволить себе подобную транспортную роскошь. Так небольшой латвийский портовый город Лиепая уже более 120 лет носит почётный статус "города с трамваем" и чуть более, чем через неделю городской трамвай Лиепаи отметит свой очередной 123-й день рождения. Ещё более удивительным для города столь малых масштабов является факт, что именно здесь, а не в Риге или Таллинне, прошёл первый электрический трамвай в Прибалтике. Трамвайное движение в Лиепае было открыто в 1899 г. и с момента открытия движения трамвай использовал электрическую контактную сеть. Если сравнивать с другими городами Прибалтики, то в Риге трамваи под контактной сетью пошли только два года спустя, а в Таллинне - спустя лишь четверть века. Сегодня трамвайная сеть города насчитывает всего один маршрут, связывающий новую и старую части города, но так было не всегда. С момента открытия движения с разницой около месяца в городе начали функционировать сразу два маршрута. После Второй Мировой войны маршруты были перепланированы и их количество возрасло до трёх, а в 70-е годы прошлого века трамвайные линии начали постепенно закрываться и начиная с 1976 г. в городе остался лишь один маршрут, с небольшими изменениями сохранившийся до наших дней.




1. Для единственного действующего сегодня маршрута трамвайной сети города принято официальное обозначение латинской буквой T, однако все маршрутные указатели отображают индекс № 1, являющийся историческим номером маршрута. Маршрут начинается на улице Бривибас и пролегает мимо пассажирского железнодорожного вокзала, далее по улице Ригас достигает центральной части города и, пересекая её, устремляется по улице Клайпедас почти до самого конца, свернув к трамвайному кольцу у Лиепайского озера на улице Мирдзы Кемпе.


2. Таким образом из-за "вытянутости" города между Балтийским морем и Лиепайским озером трамвайный маршрут менее, чем за 30 минут пересекает весь город, связывая полностью противоположные районы. Трамвайная система Лиепаи является единственной в Латвии полностью двухпутной. В Риге до сих пор сохранился один однопутный трамвайный участок, а в Даугавпилсе однопутна почти вся система за исключением маршрута № 1 и нескольких двухпутных вставок и разъездов на других маршрутах.


3. Почти весь маршрут проложен по обособленному от уличного движения полотну, за исключением перекрёстков и двух непродолжительных участков, совмещённых с автомобильным транспортом, один из которых пролегает по улице Лиела в историческом центре города, а второй - по мосту, связывающему историческую и новую части города. Фото трамвайного вагона на мосту через Торговый канал - одном из двух совмещённых участков в городе, где рельсы проложены про проезжей части.


4. Трамвайная система Лиепаи является также единственной в Латвии, использующей узкую метровую колею (1000 мм), а также начиная с 1961 г. дольше всех в Латвии использует для токосъёма пантографы вместо штанговых токоприёмников. В Даугавпилсе со штанговых токоприёмников на пантографы перешли лишь в 2020 г. после приобретения вагонов "City Star" российского производства, а в Риге вагоны с пантографами эксплуатируются лишь на маршруте № 1 и эксплуатировались также на маршрутах 6 и 11 до их закрытия.


5. В качестве подвижного состава Лиепая сделала довольно нестандартный выбор, обусловленный шириной колеи, в пользу низкопольных вагонов TMK-2300LT производства хорватской корпорации Končar Group, созданных на базе трамвайных вагонов TMK-2300 для трамвайной сети Загреба. Буквы LT в обозначении модификации означают сокращение от Liepājas tramvajs, а не страну-заказчика Латвию, как указывает википедия (вообще Латвия - LV, а не LT, ещё один привет википедии).


6. Трамвайные вагоны TMK-2300LT имеют низкий уровень пола по всей длине вагона.


7. До закупки низкопольных трамвайных вагонов у Končar Group основным подвижным составом трамвайного парка Лиепаи являлись чешские сочленённые вагоны Татра моделей KT4SU и KT4D для колеи 1000 мм. Трамвайные вагоны KT4SU были приобретены ещё во времена СССР (1983 - 1988 гг.), вагоны KT4D покупались в более поздние времена уже подержанными из городов Германии - Котбуса, Геры и Эрфурта. Сегодня эти вагоны редко покидают депо, но изредка их пока ещё можно встретить на маршруте.


8. Вагон KT4D на территории трамвайного депо в яркой рекламной расцветке. Vietējais top - быстрое и полезное питание!


9. Ещё KT4D. Akvedukts - товары для водоснабжения, канализации и сантехническое оборудование.


10. Вагон KT4SU. Главное визуальное отличие от KT4D, заметное даже непосвящённому в детали человеку - оригинальные двери и форточки. Вагоны KT4SU лиепайского парка, поступившие в город в 1980-х с завода изготовителя в Праге, до сих пор эксплуатируются без капитального ремонта, чего нельзя сказать о вагонах KT4D, которые позже были закуплены в Германии и проходили капитальный ремонт начиная с 2000 г., получив в итоге такие внешние отличия. Независимо от ремонта все вагоны KT4SU и KT4D получили новые пассажирские кресла.


11. Кроме вагонов KT4SU и KT4D на территории депо можно увидеть легенду трамвайного парка Лиепаи - снегоочиститель, переделанный из двухосного вагона Herbrand, построенного в Кёльне и поступившего в Лиепаю в 1899 г. уже подержанным. В 1955 г. вагон был переоборудован в снегоочиститель, получив частично перестроенный кузов и электрооборудование производства рижского завода ВЭФ, а в 1968 г. ему достался электромотор мощностью 60 кВт, снятый с вагона "Гота". Среди работников депо вагон пользуется прозвищем "Снегурочка".


12. "Снегурочка" была в числе первых девяти двухосных вагонов, поступивших в Лиепаю из Кёльна уже бывшими в эксплуатации. С 1903 г. в Лиепаю начали поступать новые вагоны Herbrand, первая партия которых состояла из 8 вагонов, а всего вместе с первыми поступившими в Лиепаю бывшими в эксплуатации вагонами трамвайный парк насчитывал 19 вагонов. После Первой Мировой войны поставки прекратились и трамвайный парк Лиепаи не пополнялся вплоть до Второй Мировой войны.


13. Трамвайная сеть города в то время состояла из двух линий - Белая и Зелёная. Зелёная линия связывала историческую часть города с вокзалом Либаво-Роменской железной дороги, впоследствии продлённая до нынешней улицы Бривибас, а Белая линия - с Военным портом, удаляясь на север вдоль моря через поля и луга к месту перевоза через Военный канал (нынешний мост Оскара Калпака появился лишь шесть лет спустя после открытия трамвайного движения). На фото улица Лазаревская (ныне Оскара Калпака).


14. Паром через Военный канал. Функционировал до начала эксплуатации разводного моста Оскара Калпака, связавшего северную часть Лиепаи с микрорайоном Кароста. Фото сделано предположительно в период 1890 - 1906 гг.


15. Мост был построен в июле 1906 г., а через месяц сдан в эксплуатацию. На сегодняшний день считается одним из старейших мостов с металлическими конструкциями на всей территории Латвии и признанным техническим памятником. Обладает двумя одинаковыми разводными фермами, каждая из которых делает поворот на 90 градусов в свою сторону. Так мост выглядит в наши дни. Особый шарм мосту придаёт деревянное покрытие из досок.


16. Развод моста происходит до пяти раз в сутки.


17. Одна из ферм моста в разведённом состоянии.


18. Военный канал является весьма активным судоходным путём, поэтому мост разводят довольно часто. На фото по каналу следует универсальный сухогруз "RIX Zenith", принадлежащий компании RIX Shipping, порт приписки Лимасол, Кипр.


19. Через месяц после открытия в городе трамвайного движения обе линии прошли по исторической части города разными маршрутами: Зелёная линия пролегала по улицам Лиела и Куршу, а Белая делала петлю через Приморский парк, возвращаясь на улицу Куршу, где была общая для обеих линий конечная. В последствии в 20-е годы Белая линия была сокращена до улицы Пелду. Фото улицы Пелду из частной коллекции, сделано предположительно в период 1900 - 1905 гг.


20. Улица Пелду, наши дни. Сегодня здесь ничто не напоминает о ходившем когда-то трамвае.


21. Историческое фото возобновления трамвайного движения в освобождённой от немецко-фашистских захватчиков Лиепае, 1945 г. Трамвайное движение после Второй Мировой войны в городе осуществлялось всё теми же старыми вагонами Herbrand, построенными в Кёльне в конце XIX - начале XX веков. Многие из этих вагонов вследствии ремонта получат новые более современные на тот период кузова и продолжат эксплуатацию вплоть до конца 50-х. На заднем фоне руины взорванного универсального магазина.


Начиная с 1948 г. маршруты лиепайского трамвая были перепланированы и получили нумерацию. Причём линия, связывающая историческую часть города с Военным портом была разбита на два маршрута по причине запрета движения трамваев через железнодорожный переезд на улице Райня, из-за чего маршрутов стало три и пассажирам для поездки между центром города и Военным портом приходилось делать у переезда пересадку. Нумерация маршрутов при этом не была последовательной: 1, 2 и 4.

1. Площадь Ливас - улица Бривибас
2. Площадь Роз - улица Райня (пересадка на маршрут № 4)
4. Улица Оскара Калпака - Кароста

Не смотря на то, что трамвайные маршруты в Лиепае много раз перепланировались и менялись, эту схему движения лиепайского трамвая можно считать второй классической после сочитания Белой и Зелёной линии, действовавшей с 1899 г. Названия конечных пунктов, указанные мной, условные.

22. Маршруты лиепайского трамвая, действовавшие в разные периоды времени, наложенные на одну схему. Тёмно-синим цветом обозначен маршрут, действующий в настоящее время, светло-синим - исторические закрытые и недействующие сегодня маршруты, движение по которым было когда-то прекращено.


23. Начиная с конца 50-х в Лиепаю начинают поставляться вагоны "Гота", построенные в ГДР, среди которых были двухосные моторные вагоны T57, T59E, T2-62 и прицепные вагоны B57, B59E, B2-62. В период 1957 - 1961 гг. Лиепая была единственным городом в мире, где работали вагоны "Гота" со штанговыми токоприёмниками, а 17 декабря 1961 г. контактная сеть Лиепаи в течении одного дня была переоборудована под пантографы и на следующий день на линию вышли вагоны с пантографами.


24. Вагон "Гота", оборудованный пантографом, на разворотном кольце, площадь Ливас, 1972 г. После прекращения Германией производства трамвайных вагонов в 1966 г. в Лиепае, как и во многих других городах, начнётся эпоха знакомых большинству жителей городов СССР вагонов чехословатского производства, из которых в Лиепаю поставлялись T4SU и KT4SU, а затем и подержанные KT4D, о которых уже упоминалось выше. Эпоха вагонов "Гота" в Лиепае окончательно завершилась в 1980 г.


25. Коллектив трамвайного парка Лиепаи, трамвайное депо, 1920 - 1940 гг.


26. Трамвайное депо Лиепаи, наши дни. Распологается в Новой Лиепае недалеко от пассажирского железнодорожного вокзала по адресу ул. Ригас 54а. Здесь же в депо находится диспетчерский пункт.


27.


Благодарю за внимание!

пароход, вагон, развитие, история, узкая колея, фото, фоторепортаж, общественный транснпорт, экскурсия, kt4d, ретроспектива, Центральный район, tmk-2300lt, Прибалтика, рельсовый транспорт, herbrand, схема, паром, 1000 мм, вагоны, nikon coolpix s4150, ретро, kt4su, судно, пути, мост Оскара Калпака, Лиепая, рельсы, снегоочиститель, впечатления, Končar Group, обзор, nikon, метровая колея, подвижной состав, Латвия, транспорт, фотообзор, Končar, разводные мосты, город, Liepājas tramvajs, трамвай, gotha, депо, фотоэкскурсия, улица, мост

Previous post Next post
Up