В грядущий понедельник в Стокгольме начнётся реконструкция железнодорожного тоннеля Hagalundstunneln, открытого в далёком 1911 году, по которому сегодня проходит перегон между грузовой станцией "Tomteboda" и станцией пригородных электричек "Solna" восточной береговой железной дороги Ostkustbanan. Сегодня этот туннель представляет собой четыре параллельных железнодорожных тоннеля длиной около 500 м, построенные в разное время, три из которых являются двухпутными и один, предназначенный исключительно для грузового движения, однопутный.
1. "Hagalundstunneln" начинался прямо из северной горловины грузовой станции "Tomteboda", откуда берут начало железнодорожные направления Mälarbanan вдоль северного побережья озера Меларен на Вестерос и восточная береговая железная дорога Ostkustbanan в северном направлении. Туннель был открыт в 1911 году и на тот момент представлял собой единственный двухпутный тоннель, перед въездом в который в 1916 году появился блокпост с трёхстворчатым механическим семафором, обозначавшийся в документах "Solna blp" (фото Axel Svinhufvud, январь 1917 г.).
2. Развязка между Ostkustbanan и Mälarbanan первоначально являлась глухим пересечением железнодорожных путей противоположных направлений. Система виадуков, действующая сегодня, благодаря которой пути двух направлений пересекаются на разных уровнях, была построена позднее. Схема интересна ещё и тем, что к югу от Tomteboda на ней обозначены железнодорожные пути ещё действовавшего Северного вокзала (Stockholm Norra), уже выполнявшего на тот момент функцию грузовой станции.
3. В 60-х годах прошлого века к западу от действующего туннеля был построен ещё один двухпутный тоннель, использующийся сегодня в качестве служебного. Под землёй к нему примыкает параллельный однопутный туннель, который используется исключительно для грузового движения.
4. Позднее с восточной стороны параллельно существующим был построен третий двухпутный тоннель, движение по которому было открыто в 90-е годы. С момента открытия этот туннель является частью четырёхпутного участка Ostkustbanan между Tomteboda и Skavstaby, и используется для движения пассажирских поездов и пригородных электричек в направлении
Центрального вокзала Стокгольма, в то время как первый тоннель, открытый в 1911 г., начиная с этого момента стал использоваться для движения пассажирских поездов и электричек, следующих в северных направлениях.
5. Из-за реконструкции тоннеля, которая начнётся в понедельник, некоторые пригородные электрички, следующие по маршрутам в Märsta и Uppsala, а также обратно, не будут останавливаться на станциях "Solna" и "Ulriksdal" по рабочим дням в первый месяц работ начиная с 5 июля до 9 августа. Реконструкция планируется на период 2021 - 2023 гг.
6. Станция пригородных электричек "Solna" была открыта одновременно с туннелем (изначально на момент открытия станция называлась "Hagalund") и находится у его северного портала в районе Solna Hagalund в пяти километрах от центра Стокгольма.
7. В пешей доступности от станции и северного портала тоннеля находится остановка трамвайной системы Tvärbanan.
8. На расстоянии около 800 метров от железнодорожной станции распологается один из крупнейших в Стокгольме и его окрестностях торговый центр "Solna Centrum" и
одноимённая станция метро.
Благодарю за внимание!