Станция стокгольмского метро "Solna Centrum" была открыта для пассажиров 31 августа 1975 года в составе первой очереди третьей (синей) линии метро Стокгольма. Линия связывает Центральный Сткогольм с особо отдалёнными от него спальными районами Западного Стокгольма Ринкебю (Rinkeby) и Чиста (Kista), пересекая Сольну и Сюндбюберь (Sundbyberg). Первоначально планировалось, что по этой самой траектории будет тянуться первая (зелёная) линия стокгольмской подземки, ответвляясь от её единственного на сегодняшний день ведущего из центра на запад направления на станции "Odenplan" (Уденплан), где в начале 50-х на перспективу уже начали прокладывать один из путей для этого ответвления (кто не знает, в стокгольмском метро очень распостранена система вилочного движения). Однако что-то в этих планах пошло не так и по тому же самому почти без изменений маршруту в 70-х потянули отдельную линию, тянущуюся сюда прямо от центрального пересадочного узла "T-Centralen", а ответвляющийся на "Уденплане" путь превратили в тупик, находящийся по сей день прямо за станцией между двумя главными путями к западу от неё. Сейчас по похожему, но всё же с некоторыми отличиями, маршруту от станции "Уденплан" в Solna планируют пустить новую четвёртую (жёлтую) линию, которая откроется не ранее 2024 года и будет оканчиваться на станции "Arenastaden" у железнодорожной станции "Solna", где останавливаются пригородные электрички Pendeltåg. Но вернёмся в наше настоящее на третью линию. Станция "Solna Centrum" находится в районе Solna Skytteholm, что в пяти километрах севернее Центрального Стокгольма, у одноимённого торгового центра, который и определил её нынешнее название. По некоторым источникам информации Solna является индустриально развитым районом Стокгольма, но есть источники, утверждающие, что Solna не входит в состав города, не смотря на то, что находится почти в самом его центре как "город в городе" и имеет общую со Стокгольмом инфраструктуру и маршруты общественного транспорта. Кроме одного из самых больших в районе торговых центров, станция также обслуживает огромные жилой и офисный районы.
1. Станция распологается на глубине от 27 до 36 метров (рельеф Стокгольма довольно сложный). Как большинство станций третьей линии стокгольмского метро, она вырублена в граните и её отделка повторяет форму скалы. Согласно схеме развязки пассажиропотоков на станции, её можно было бы отнести к пилонному двухсводчатому типу без центрального зала с двумя аванзалами в торцах станции и пешеходным тоннелем между боковыми перронными залами в самом её центре.
2. Северный аванзал станции с эскалаторами. Станция является одной из самых ярких в Стокгольме. Стены станции, раскрашенные в красно-зелёных тонах, изображают шведскую сельскую местность на фоне залитого зарёй ярко-красного неба и по замыслу авторов гласят об актуальных в Швеции в 70-е годы соициальных проблемах и охране окружающей среды, которые переживала страна на момент открытия линии.
3. Начинаясь у одного из торцов станции, плавно переходящие друг в друга рисунки на красно-зелёном фоне изображают нетронутую человеком дикую природу, но по мере продвижения от одного торца станции к другому мы всё чаще видим изображения постепенно вторгающихся в её владения людей. Однако в этой части станции взаимодействие людей и природы пока ещё выглядит довольно гармонично.
4. Постепенно, гуляя по станции и двигаясь в её противоположный конец, мы видим как "венец творения природы" заселяет землю, строя дома и дороги, из которых складываются сначала посёлки, а потом города. И по мере заселения природы человеком характер переходящих друг в друга картин взаимодействия природы и человека начинает постепенно меняться.
5. По мере приближения к противоположному выходу на красно-зелёном фоне, изображающем природу Швеции, начинают появляться фабрики и заводы, загрязняющие окружающую среду и отравляющие её. Рисунки явно недвусмысленно намекают на негативное влияние человека на природу, ведущее к её уничтожению. Так своеобразно в Швеции попытались привлечь внимание общественности к охране окружающей среды.
6. Паренёк на мотоцикле, оснащённом двигателем внутреннего сгорания, выбрасывающим в атмосферу выхлопные газы, отравляющие воздух, которым мы дышим, прихватив с собой бензопилу, отправился судя по всему на вырубку драгоценного леса, являющегося незаменимым природным ресурсом. Примерно это я увидел в данном рисунке согласно тематике станции. Однако это всего лишь моё субъективное видение.
7.
8. Южный аванзал с эскалаторами, ведущими к выходу на поверхность. Зелёный цвет, изображающий фрагменты природы Швеции в виде леса, полей и зелёной травы, здесь плавно переходит в мрачный чёрный. Лишь утренняя заря на потолке, изображающем небо, остаётся всё такой же ярко-красной, как и в противоположном торце станции.
9. Вид на эскалаторы.
10. Диорама в духе фэнтази.
11. Художники, принявшие участие в оформлении станции.
12. Пешеходный тоннель между пассажирскими платформами, устроенный в самом центре станции. Через этот тоннель открывается вид с одной пассажирской платформы на противоположную, а так же на находящуюся за ней путевую стену с изображением утренней зари над пейзажем пока ещё не тронутой человеком природы.
13. Тот же вид с поездом, внезапно закрывшим утреннюю картину.
14. И с поездом, набирающем скорость.
15. На поверхности расположился торговый центр "Solna Centrum", по которому станция метро получила своё название.
16. Недалеко от северного выхода станции пролегает линия скоростного трамвая № 22 системы Tvärbanan.
17. Этот трамвайный маршрут связывает Сольну и Сюндбюберь со спальными районами Западного и Южного Стокгольма, обходя центр города полукольцом через его спальные жилые массивы, находящиеся на окране. Но устройство этой трамвайной системы города с её особенностями вполне заслуживает отдельного фотообзора.
18. Благодарю за внимание!