Трамвайная система города Хельсинки представляет собой классический в понимании советского человека уличный трамвай, проходящий по совмещённым и кое-где выделенным полосам уличного движения. Скоростных трамвайных участков в городе нет. Однако, не смотря на тихий, размеренный и далеко не скоростной темп, трамвай здесь является основным и незаменимым видом транспорта для передвижения по центральной части города. К тому же многие считают его здесь важной транспортной достопримечательностью, поскльку улицы в центральной части Хельсинки невозможно представить себе без трамвая. Отдельного внимания в этом обзоре заслуживают кольцевой и "восьмёрочный" трамвайные маршруты, являвшиеся в каком-то плане экскурсионными, поскльку пролегали через всю центральную часть города с её достопримечательностями. Один из этих маршрутов развился ещё со времён конки и просуществовал в таком виде чуть менее века - с 1922 до 2017 гг. Однако для подробного рассмотрения эволюции этих маршрутов нужно немного углубиться в историю.
1. Регулярное трамвайное движение в городе началось летом 1891 года и представляло собой две линии конки. К осени 1900 года у трамвая Хельсинки появляется контактная сеть и в период 1900 - 1901 гг. весь конный трамвай в центральной части города быстрыми революционными темпами был заменён на электрический (хотя на острове Лауттасаари конка ещё работала до 1917 года в качестве отдельной сети). Историческое фото конки на маршруте Töölö - Brunnsparken, который в 1900 г. будет заменён линией трамвая.
2. Количество маршрутов при электрическом трамвае начало расти и для их различия был применён довольно простой, но необычный для нашего времени способ - маршруты стали обозначать разными цветами как сейчас линии метро. Такой способ был актуален для того времени, поскольку уровень грамотности среди населения города на тот момент не был высоким. Один из маршрутов конки после электрификации был заменён жёлтой трамвайной линией, развившейся позже в один из известных кольцевых маршрутов. Второй трансформировался в два маршрута, обозначавшиеся на схеме зелёным и красным цветами.
3. В 1926 году появились цифровые и буквенные обозначения трамвайных маршрутов, которые смогли скомбинировать с прежними цветовыми, оставшимися "по старинке". Цифровые обозначения давались внутреннегородским трамвайным маршрутам, а буквенные - пригородным. Городские маршруты имели номера 1 - 12, пригородные обозначались буквами K, KB (изначально B), H и M по ассоциациям с названиями мест, с которыми связывали город. На схемах появляется жёлтый маршрут № 3, описывающий "восьмёрку" по центральной части города с 1922 года, когда ещё не имел номера.
4. Город постепенно разрастался и маршруты удлиннялись. Так к 50-м годам прошлого века два пригородных трамвайных маршрута, имеющие буквенные обозначения K и M, были "поглощены" удлиннившимися городскими маршрутами 1 и 4, а линии KB и H перестали действовать, из-за чего к 1953 году буквенная система маршрутов была отменена. Годом позже в 1954 г. была официально отменета система различия маршрутов по цветам, однако на схемах трамвайные маршруты почему-то продолжали обозначать разными цветами и первое время цвета маршрутов повторяли исторические.
5. Зацикленный "восьмёрочный" маршрут № 3 в 1950 году разделяется на маршруты 3T и 3B, следующие в противоположных направлениях, а в трамваях маршрута 3T начинают объявлять о достопримечательностях вдоль линии на четырёх языках - финском, шведском, английском и немецком (к сожалению это длилось недолго). В 50-е годы также появляется второй кольцевой маршрут № 7, который постепенно развивался, достиг Пасила и в 1985 году был разделён на маршруты 7A и 7B, также следующие в противоположных направлениях.
6. Кадр четырёхлетней давности, ставший теперь историческим. "Семёрка" в Пасила, фото 2016 г.
7. Ещё один исторический кадр - на проспекте Маннергейма, фото 2014 г.
8. Поскольку официальные цвета трамвайных линий отменены в 1954 году, их стали наносить безсистемно в пока не понятной мне последовательности для каждой линии. Так знаменитая упомянутая выше "тройка" почему-то вместо своего исторического жёлтого цвета перекрашена в зелёный, принадлежавший маршруту № 1. "Единица" и дополняющий его маршрут 1A из зелёного перекрашены в бледно-голубой, принадлежавший ранее маршруту № 8. Кольцевому маршруту № 7 выделили жёлтый, ранее принадлежавший "тройке", а маршрутам 4 и 4T - ярко-красный, исторически принадлежавший маршруту № 6.
9. Весной 2009 года маршруты 3T и 3B, следующие с исторической центральной улицы Алексантерикату к проспекту Маннергейма, перенаправили мимо Центрального железнодорожного вокзала через узкую улицу Миконкату, в результате чего на остановке у Центрального вокзала могли бы встретиться одинаковые трамвайные маршруты, следующие в одну и ту же сторону, но в разных направлениях. Во избежании этого маршрутный указатель в трамваях приходилось менять по два раза за полный круг. Позднее для удобства обозначения в 2013 году маршрут 3T заменят маршрутом 2, а маршрут 3B лишат дополнительного буквенного индекса, оставив просто 3.
10. Начиная с 2017 года от обоих кольцевых туристических маршрутов почему-то решили отказаться, объединив трамвайные линии 2, 3 и 7 один общий длинный маршрут, в котором по причине его длины приходится менять маршрутный указатель аж два раза за поездку в каждую сторону. Сегодня он начинается от Западного терминала пассажирского порта и под маршрутом № 7 следует до Пасила, затем после смены маршрутного указателя на № 2 - до терминала "Олимпия" в
Южной гавани, после чего, ещё раз сменив маршрут на № 3 - в центральный район Töölö.
11. В настоящий момент в регулярной эксплуатации на городских трамвайных маршрутах работают только сочленённые трамвайные вагоны, которые условно можно разделить на три поколения. К первым двум поколениям относится продукция местного производства Valmet NrI и NrII постройки 70-х и 80-х годов прошлого века соответственно. Все вагоны из оставшихся в эксплуатации на сегодняшний день прошли капитальный ремонт, в результате которого получили промежуточную секцию с низким уровнем пола и новое обозначение MLNRV вместо Nr.
12. Третье поколение представляют трёхсекционные вагоны с низким уровнем пола Transtech Artic, построенные с учётом сложностей городской трамвайной сети Хельсинки и опыта проб и ошибок трамвайной модели Variotram, построенной компанией Bombardier и эксплуатирющейся здесь до конца 2018 г. На базе существующей трёхсекционной модели разрабатываются аналогичные двунаправленные и двусторонние модели для будущего скоростного трамвая и трамвайной системы города Тампере, планируемой к открытию в 2021 году.
13. Вплоть до декабря 2018 года в Хельсинки эксплуатировалась упомянутая мной только что модель Variotram, состоящая из пяти секций, соединённых четырьмя "гармошками", за что получила прощвище "гусеница". По причине большого количества поворотов малого радиуса на узких улицах города тележки этих вагонов сильно изнашивались и довольно часто требовали серьёзного ремонта, что явилось основной причиной прекращения работы вагонов этого типа на путях городской трамвайной сети Хельсинки.
14. Трамвайный вагон Bombardier Variotram на Сенатской площади в Хельсинки, 2014 г.
15. ...у Центрального железнодорожного вокзала. Примерно то же время.
16. Для безопасной и удобной посадки и высадки пассажиров абсолютно все трамвайные остановки города, находящиеся в центре проезжей части, оснащены пассажирскими платформами. Однако далеко не всегда платформы трамвайных остановок такие же широкие, как на этом фото. Остановка "Rautatieasema" (Железнодорожный вокзал) - случай особый, поскольку здесь пересекается значительная часть маршрутов городской трамвайной сети.
17. Вся трамвайная система Хельсинки двухпутна и, не смотря на узкие улицы в центральной части города, почти везде достаточно места, чтобы пути распологались рядом параллельно друг с другу, за исключением улицы Миконкату, где по причине узости улицы трамвайные пути встречных направлений вынуждены переплетаться между собой. Сегодня эти пути используются только трамвайным маршрутом № 7. А ещё, казалось бы, совсем недавно эти пути использовала знаменитая легендарная "тройка" - упомянутые выше маршруты 3T и 3B.
18. Одна из главных узких улиц города Aleksanterinkatu (Алексантеринкату) - открыта исключительно для пешеходов, трамвая и такси.
19. И в заключение - трамвай у Западного терминала пассажирского порта Хельсинки. Отсюда до исторического центра города на трамвае ехать минут 10. Пешком - ненамного дольше.
20.
Благодарю за внимание!