Посёлок Пуща-Водица, не смотря на свою обособленность и отдалённость от городской суеты, находится в черте Киева и входит в Оболоньский район. Трамвай в этой части города возможно был бы самым заурядным, если бы не проходил через полосу густого и дремучего леса, отделяющую этот посёлок от остальной городской части. Идею связать посёлок с городом реализовали ещё в 1900 году, связав их однопутной линией парового трамвая. На то время этот вид транспорта в Киеве уже успел уйти в прошлое, аналогично конке, поскольку за шесть лет до открытия этой ветки в 1894 году весь конный и паровой трамвай в городе был заменён на электрический. Однако прогресс даже в то далёкое время на месте не стоял и возродившийся было паровой трамвай долго не просуществовал - ещё четыре года спустя к 1904 году электрифицировали и эту ветку, сделав её полностью двухпутной полноценной линией электрического трамвая. Сегодня она обслуживается маршрутами 12 и 17, первый из которых работает на этой линии почти с самого её основания, связывая посёлок с Подолом (до ВМВ маршруту принадлежал № 20), а второй является сокращённым вариантом первого.
1. Маршрут № 12 стартует на Контрактовой площади, являвшейся историческим центром Киева.
2. И это далеко не единственный маршрут, для которого Контрактовая является конечной. Здесь можно встретить даже маршрут № 18, связывающий Подол с пассажирским железнодорожным вокзалом.
3. Или маршрут № 16, курсирующий между станциями метро "Контрактовая площадь" и "Героев Днепра" Куренёвско-Красноармейской (ныне Оболонско-Теремковской) линии киевского метрополитена.
4. Трамваи делят остановку и пути с многочисленными маршрутками.
5. Пересекая Подол и Куренёвку, трамвай делает остановку на площади Шевченко, после которой углубляется в царство дикой природы. Здесь заканчивается городская суета и начинается лесная полоса, отделяющая посёлок от остальной части города.
6. На лесном участке также попадаются остановки, но намного реже, чем в районах с городской застройкой, и пассажиры ими пользуются гораздо меньше. Скорость трамваев здесь заметно выше, чем на уличных участках города.
7. Проделав довольно длиный путь по лесу, трамвай оказывается в тихом и уютном посёлке.
8. Так выглядело это место в эпоху парового трамвая, 1900 - 1904 гг. (обратите внимание на отсутствие контактной сети). Фото из публикации "Киевский трамвай за 40 лет: 1892 - 1932", издательство Киевского трамвайного треста, ответственный редактор Ю. Ю. Струк, 1933 г.
9. Остановки парового трамвая в то время представляли собой настоящие вокзалы, 1900 - 1904 гг.
10. Первый электрический трамвай на пока ещё однопутной линии, 1904 г.
11. Посёлк Пуща-Водица сегодня, ул. 2-я линия.
12.
13.
14. Храм Серафима Саровского. Был построен по инициативе жителей, чьи дачи находились в Пуще-Водице, освящён 12 декабря 1910 года. Построен полностью деревянным на кирпичном цоколе. Впоследствии первый этаж церкви был обложен кирпичом, а колокольню и второй этаж оставили деревянными.
15. Разворотное трамвайное кольцо маршрутов № 12 и 17 распологается в самом конце посёлка за 14-й линией.
16. Тяговая подстанция, переделанная из старого четырёхосного трамвайного вагона "Пульман". Линия трамвая в Пущу-Водицу до сих пор питается от таких передвижных тяговых подстанций и одна из них находится прямо на разворотном кольце в посёлке.
17.
Благодарю за внимание!