Сискон: «Аки - Сора», «Моя сестрёнка», «Старший брат», «Старшая сестра», «Сестросок», «Эроманга»…

Jun 02, 2012 16:15


Сперва поясню для нечутких к слову: «сискон» образован по той же модели, что и «лоликон» (или, как выражаются притворяющиеся, что не выговаривают «л», японцы, «рорикон»), только в связи не с лоли, а с сестрой, ну, и, неминуемо, братом. Вопреки массовому заблуждению дело это, до какой бы интимной практики ни углублялось, не является незаконным - разумеется, если речь идёт о добровольных отношениях лиц, достигших возраста согласия. Да, внезапно, наша страна, благодаря большевикам, имеет одно из самых либеральных в этом отношении законодательств (тс-с-с, не подслушивает ли нас неправильный Чаплин?), куда там христианнейшей Европе (в ряде стран которой за добровольный инцест совершеннолетних могут и посадить очень надолго). Так же, как и - уж не знаю, благодаря кому - Япония, Израиль или, ещё более внезапно, Турция.

Итак, в России инцест не подсуден, но и отнюдь не одобряем обществом. Но тут вот какой курьёз. Сейчас у нас разрешены даже совершенно официальные браки между двоюродными родственниками, а также и между дядей и племянницей, тётей и племянником. Как известно, на кузинах были женаты Чарльз Дарвин и Альберт Эйнштейн. Добавлю Кристофера Робина (ага, того самого, из «Винни-Пуха»), Сэмюэла Морзе, Эдгара Аллана По (причём его кузинке, Виктории Клемм, было на момент брака всего тринадцать - лоли же), Герберта Джорджа Уэллса, Франклина Рузвельта и прошлогоднего японского премьера Кана Наото (причём он уже не первый такой японский премьер), ну, и, конечно, индийских маоистских повстанческих вождей Джиоти и Дивакара. Да в конце концов сам Будда Сиддхартха Гаутама был женат на двоюродной сестре! На троюродной сестре был женат Мао Цзэдун, причём будучи, по нынешним российским понятиям, несовершеннолетним (хотя это был договорной брак, который сам он даже не признавал). Многочисленные коронованные особы интереса для меня не представляют, но всё же назову троюродных родственников Екатерину Великую и Петра Ⅲ, а также, между прочим, обоих Николаев. …Да, у Вольтера была связь с племянницей; женат на племяннице был польский писатель Генрик Сенкевич; случались такие браки и у королей.

Но ещё не так давно в царской России карался секс между лицами аж до «четвертой степени родства или… второй степени свойства». Кое-где и сейчас такие запреты распространяются даже на лиц, вовсе не состоящих в исчислимом кровном родстве, на свойственников. Нам сейчас бывает просто дико читать о таком отношении, как о каких-нибудь расовых законах. Это всё говорит о том, что граница понятия инцеста, между законным и незаконным, между осуждаемым и не осуждаемым не является чем-то всеобщим и неизменным. А значит и нынешнее осуждение сискона когда-то может обрести вид нелепости или варварства - и, по-моему, скорее всего обретёт. Соображения генетической опасности, насколько мне известно, несколько преувеличены народным воображением - и всё равно отступают перед грядущим генетическим контролем. Зиготу будут собирать специалисты в пробирке - что вы говорите, какие уродства? Человек будущего не будет даже гетерозиготен по нежелательным аллелям, а уж гомозиготен и подавно.

Это серьёзно, хотя если совсем серьёзно, то следует оговориться, что абсолютизация свободы частной жизни - это, конечно, фантастический либерализм, либертарианство. У диктатуры пролетариата есть основания с подозрением коситься на инцест, и основания эти те же, что превращают в эксплуатацию всякий секс - отношения собственности. Я имею в виду, что когда сходятся люди из разных семей - это считается контрактом «с нуля», члены же одной семьи уже связаны какими-то отношениями,- которые при не изжитом ещё патриархате обречены балансировать на грани гнёта, что оставляет простор для злоупотреблений. Как и неравенство доходов мужчин и женщин вообще, кстати. Короче говоря, тьмы их - ситуаций, из которых может произойти какая-нибудь гадость. Не коммунизм пока, ничего не поделаешь.

И всё же историческая тенденция сужения понятия инцеста и смягчения общественного отношения к нему несомненна и, похоже, ничем объективно не ограничена. Так что японским аниматорам приходится спешить, чтобы вдоволь поэпатировать народ на этом поле (предоставив корейскому режиссёру Паку Чхануку сюжет «Олдбоя», японцы, похоже, уже опоздали - во всяком случае, на меня фильм впечатления совершенно не произвёл - за исключением упорства главного героя, десять лет в полной изоляции упражняющегося в кулачном бое). …Итак, обратимся к аниме-произведениям, поднимающим тему сискона.

(Если же кому-то интересно, но лень экстрактировать из предыдущих рассуждений моё отношение к инцесту, приведу ещё краткую формулу парадигмы, к которой оное сводится чуть менее, чем полностью: «Весь дух марксизма, вся его система требует, чтобы каждое положение рассматривать лишь (α) исторически; (β) лишь в связи с другими; (γ) лишь в связи с конкретным опытом истории».)


«Аки - Сора» (Aki-Sora / あきそら + Aki Sora ~Yume no Naka~ / あきそら~夢の中~) получает от сискона вибрирующую нотку драмы, что выгодно выделяет его из массы подобной штамповки. Сексуальная связь родственников не выглядит здесь глубоко прочувствованной, скорее она порождены буйством девичьего либидо. Впрочем, пути любви неоднозначны, а между персонажами явная гармония - драма присутствует в их противопоставлении обществу, не готовому, как предполагается, отнестись к такому роману с пониманием и одобрением. Однако, трагедия не вырисовывается, гипотетически рассуждая: закончат школу, переедут в другой город, где их не знают,- и всё, обычная добропорядочная семья. Правда, старшая сестра Аки явно доминирует над братиком, но в полный сётакон это не превращается - подчёркнутая практичность Соры даёт ему шанс, с взрослением, развить отношения в равное партнёрство.

Как будто не желая упрощения сюжета, мангака принимается нагнетать обстановку, обкладывая бедного парня алчущими девицами, будто с цепи сорвавшимися (включая другую его сестру, близняшку и бисексуалку-яндере Нами,- которой мы обязаны юмористической сценой косплея). Оставалось ожидать, что ко всеобщей вакханалии присоединится мелькающая в эпизоде мать семейства (на самом деле, с их родством не всё так просто), что только отвечало бы духу хентая.

Однако гаремизация происходящего заставляет усомниться в благополучном исходе. Таким тревожным настроением пронизана вторая овашка этого небольшого произведения, хотя и венчающаяся довольно оптимистической (и, внезапно, пристойной) сценой. В манге, как пишут, диспозиция делается всё более вычурной,- подводя к тривиальному финалу, разрыву. Словно испугавшись промискуитетно-постмодернистской бездны, автор делает идеологическое харакири, не оставляя шанса для любви - творческой силы. Морализаторство берёт верх.

(Так или иначе, продолжения не будет: в 2011 году манга стала жертвой цензурного запрета. Автор, Masahiro Itosugi, сердито заметил, что, похоже, в ближайшие пять - десять лет литература об инцесте станет «буквально табу» и «древняя литературная тема будет закрыта». Учитывая, что японская мифология основывается на инцестном мифе об Идзанами/Идзанаги, эта перспектива выглядит весьма печально.)


«Моя сестрёнка не может быть такой милой» (Ore no Imouto ga Konnani Kawaii Wake ga Nai / 俺の妹がこんなに可愛いわけがない) сразу поразила меня… великолепными фонами - я поспешно нажал клавишу, сохраняя скриншот с отражённой в голубой воде подвесной железной дорогой и хвойной веткой в солнечных лучах на переднем плане. Герои отрисованы не без огрехов, но обычно аниматоры держат планку, выдавая кадры замечательной экспрессии и очарования. Приятные оупенинг и многочисленные эндинги прилагаются.

Благо, каваю здесь есть где разгуляться - повествование крутится вокруг Косаки Кирино, цундеристой сестры главного героя, подрабатывающей моделью, а благодаря упорству брата обретающей себе кампанию столь же завзятых анимешниц. Всё это предполагает и косплей, и девичьи пикировки, и пресловутые (после «Кей-она») тортики, в общем - море фансервиса, прямо ориентированного на фанатов аниме. Персонажи, которые не в теме, скромно жмутся в стороне сюжета. Особенно жаль Тамуру Манами, которая, право же, заслуживает больше внимания Косаки Кёсукэ, тем более, что она доблестно и откровенно его добивается,- но девочку угораздило попасть на третью роль в сискон.


Достаточно ясно, что Кирино и Кёсукэ любят друг друга… Что значит «как»? Не морочьте мне голову, любовь есть любовь. А любовь этих особ имеет явную тенденцию к сближению, иначе не из-за чего было бы и огород городить. Как бы ни старалась имото, младшая сестрёнка, отгородиться холодностью или драчливостью, раз за разом она прибегает к помощи брата, услужливость которого бьёт рекорды. Пожалуй, зря бьёт - избранный им метод оперативными выдумками выгораживать сестру за свой счёт чреват неконтролируемым ростом дальнейших осложнений. Строить жизнь на лжи - очень плохая идея, даже если делается это из самых лучших побуждений.

Впрочем, я не стал бы преувеличивать благородство самопожертвований главного героя. Нет, я не думаю, что он покупается на гендерную валюту, это было бы слишком простым и, видимо, более здоровым вариантом. Но по особенностям его поведения складывается стойкое впечатление, что Кёсукэ - мазохист, он даже особо не ищет путей решения проблем, не связанных с унижением. В общем, порядка в мозгах у него не больше, чем у Кирино, разрывающейся между усвоенными табу и пристрастием к сискону в играх и манге.

В общем, это неудивительно. Семейство Косаки внешне благополучно и даже до некоторой степени либерально, но всё равно глубоко патриархально. В центре его сидит авторитарный отец - не агрессивный отморозок, но суровый и ограниченный, жёстко подавляющий психику домашних одним своим присутствием, не говоря уже о взгляде или слове. Кёсукэ пытается до него докричаться, и не без успеха, но вышеописанная его тактика не слишком способствует такому просвещению. Неадекватное представление о действительности - так Косаки-сану возвращаются плоды его педагогических, если их можно так назвать, усилий. Я знаю, что его так испортило, послужив исходным пунктом - хороший заработок, в зависимости от которого оказалась и тихая домохозяйка жена и «себе на уме» дети. Япония отличается почти социалистическим равенством в общественном распределении доходов, но имеющееся неравенство сконцентрировано в гендерной области - по неравенству доходов женщин и мужчин среди богатых стран (ОЭСР) Япония занимает второе место (после Южной Кореи). Да ещё это усугубляется старыми культурно-идеологическими традициями.

В общем, сериал весёлый, бодрый, искромётный, но у главных героев проблема. И для трагедии предпосылки имеются. Остаётся только надеяться, что Кирино и Кёсукэ в конце концов благополучно эвакуируются из родительского крова; попытка, во всяком случае, уже имеет место в конце сериала. Оригинальные ранобэ, вроде бы, ещё выходят, так что финал открыт.

Чу! Говорят, второй сезон грядёт. Впрочем, вряд ли сюжет продвинут. Франшиза уже утвердилась как комедийная и обрела армию фанатов в качестве таковой, переход к драме и тем более трагедии был бы слишком резок.


В сериале «Старший брат, я совсем тебя не люблю!!» (Onii-chan no Koto Nanka Zenzen Suki Janain Dakara ne!! / お兄ちゃんのことなんかぜんぜん好きじゃないんだからねっ!!) секса нет. То есть инцеста-сискона (секса, впрочем, тоже, что странно,- но об этом чуть ниже). К сожалению, это не спойлер, ибо иллюзии зрителя о кровном родстве главных героев прямо и недвусмысленно исключаются в первом же эпизоде. Значительное же число действующих лиц, однако, остаётся в неведении, что призвано порождать массу лулзов.

Но не порождает. Общественность с подозрением смотрит на то, как нимфетка Таканаси Нао липнет к своему брату, Таканаси Сюсукэ, но особого осуждения не высказывает. Потому что находит занятие получше - устроить с ней за него «кровавую битву».

Ну, да: четырнадцатилетняя девушка прилагает титанические усилия для соблазнения пятнадцатилетнего парня, с которым живёт под одной крышей, который естественным образом озабочен и полагает её привлекательной,- и из этого ни черта не выходит. Как этого можно добиться? Разве что соорудив вокруг жертвы распихивающий друг друга локтями и коленками гарем, да и то ценой общей глупости сюжета.

Нет, отдельные находки здесь есть. Микрошедевром юмора, например, была светски-небрежно брошенная флегматическая фраза приятеля главного героя: «Проходил мимо, а тут ты умираешь». Но в целом автор стреляет из пушки по воробьям: вводит убойные фигуры, вроде клуба любителей эротики (с несовместимостью вкусов),фудзёси Кондо Маюки, сестёр - задвигающую телеги а-ля Пеунова косплеершу Ран и брутальную лесбиянку Рин (по длине описания читатель может догадаться, что я считаю их заслуживающими большего внимания, нежели появления в одной арке чуть ли не под занавес), ради бросового комического эффекта. Добавим довольно простенькую графику - и заключим, что особо восхищаться нечем. Не поймите меня неправильно: я не сказал, что это вовсе убого, отвратительно или непереносимо,- посмотреть можно.

Вернёмся к хентаю. Всё-таки темам нарушения социально-культурных табу наилучшим образом благоприятствует жанр, принципиально не имеющий (или почти не имеющий, хотя советскому человеку эту границу в японском проне найти трудновато) цензурных ограничений. Есть, конечно, и оборотная сторона: постановка проблемы выцветает, утрачивает драматизм и серьёзность, смысл приносится в жертву фансервису (который обычно, хотя и не всегда, в этом жанре и есть основной, если не единственный, смысл).


«Старшая сестра☆Беременна-микс» (Ane☆Hara-Mix / 姉☆孕みっくす) говорит названием половину фабулы, вот только известна под скромно не переведённым названием, русскому зрителю ничего такого не заявляющим беззастенчиво. Вторая половина, смертоносная и обаятельная, с косой и крылышками, прилетает сразу после вступления по назначению своего демонического отца, запускает сюжет и служит основной его изюминкой, сочетанием с сисконом гарантируя ОВАшку от впадения в банальность. Да, протекает всё мирно и к финалу жизнь персонажей улаживается ко всеобщему удовлетворению, не исключая и обнаружившего перспективу стать дедушкой монструозного Бога Смерти. Дополнительный бонус - беременность героинь, подчёркивающая серьёзность их намерений и семейную обустроенность.


Как будто, одни плюсы. «Малину» портит главный герой Таками Акитоси. Нет, он не садист и не подлец, насилия тут нет. Но он и не самая приятная и достойная личность. Впечатляет малодушие, с которым он встречает весть о скорой смерти и выпрашивает у Таками Хитоми спасения. И тем противнее смотрится его самоуверенность и доминирование в дальнейшем. А награда - не только красавица-сестра, но и забавная юная синигами Мина (замедленного действия, ага) - явно не по заслугам.


«Сестросок ди энимейшн: Три сестры Сиракава - „на выбор мастера“» (Anejiru The Animation: Shirakawa Sanshimai ni Omakase / 姉汁 THE ANIMATION ~白川三姉妹におまかせ~). «На выбор мастера» - это я так перевёл японское «омакасэ», выражение из суси-индустрии, означающее определение набора блюд поваром, оставляемое ему растерянными клиентами. Мне недосуг вникать в метафору глубже, чтобы надёжно натянуть её на сюжет сей овашки.

Потому что с сюжетом тут всё очень печально, его как будто пьяный писал. Зачастую подобные выражения используются для кокетливой похвалы фантазии создателя, так что уточню, что здесь оно употреблено в плохом смысле - условно говоря, автор был не опьянён и воодушевлён, а скорее упился до тупизны. История про проклятую маньячку-бутылку, подбивающую паренька на секс, изложена открытым текстом и в ней ни складу, ни ладу, то есть ни логики, ни смысла, ни художественной ценности. Отбубнив либретто, главный герой позволяет сценарию стремительно вовлечь его в практику. В довершение всего, «сёстры» здесь не родные, а сводные, что автор безыдейно пытается компенсировать их количеством. Плюсом могла бы быть кошка-оборотень, если бы её тему хоть чуть развили, но - нет. Замыленная свалка тел под натянутым предлогом, ничего интересного. Издевательская японская цензура прилагается. Ну, а блестящего перевода и ждать было бы наивно, да и, похоже, в оригинале красот стиля тоже и близко не было.


«Давай любить как в эроманге» (Eromanga Mitaina Koi Shiyo / エロマンガみたいな恋しよう) - четыре лёгких пятнадцатиминутных истории, никак между собой не связанных, ни сюжетом, ни темой, разве что жанром и самым общим стилем. Все четыре юмористические, что более-менее оправдывает сюжетную натянутость. Реального насилия нет. Унылые выкрики типа «Нет, не делай этого!», обычные для жанра шаблоны, присутствуют в первых двух эпизодах (ну и ещё сцены лишения девственности могут напрячь - боль, кровь, все дела; кто хорошо себе это представляет, не должен особенно вдохновиться), но последние обходятся без такого жеманства (и без девиргинизации). Хотя не без цензуры, традиционно бессмысленной и беспощадной.

Первая история, собственно, и есть о художнике порнографической манги, по-дружески просящем подругу попозировать, как ни удивительно, даже безо всякого дальнего умысла. Ситуация надуманна только на первый взгляд, скоро становится ясно, что герои просто-напросто давно влюблены друг в друга. Вторая история описывает мезальянс аристократки, бежавшей от принудительного брака к уволенному слуге.


Третья история - как раз и есть сискон. Сестра Адзуса под действием семейного проклятия нещадно сексуально эксплуатирует брата. Тот добросовестно и доблестно переносит титаническую нагрузку, уступая её сияющим глазам. Предполагается, что в дальнейшем, забеременев, она поумерит свой пыл. Всеобщее благополучие гарантирует маячащая на заднем плане мамаша, с которой в юности приключилась та же история. Хотя я бы на месте Хиро озаботился вопросом, куда у них делся папаша.

И вообще предыстория эпизода остаётся загадочной, так что остаётся даже неясным, присутствует ли вообще в кадре инцест. Во-первых, Хиро называет Адзусу сводной, то есть полностью неродной, сестрой. Во-вторых, сам он - сын родных брата и сестры, об этом говорится прямо. В-третьих, появляющаяся в начале и конце эпизода женщина - биологическая мать Адзусы, но не факт, что и Хиро, хотя это, как будто, также следует из контекста. В общем, эти затейники-японцы меня запутали. Возможно, всё запутал переводчик, пытавшийся сгладить нарушение табу.

Ну, и, наконец, четвёртая история - про страдания девушки с большой грудью: сначала она пытается её уменьшить удобства ради, потом - сохранить ради партнёра. Причём в обоих тактиках руководствуется странным суеверием о воздействии массажа.

P. S. Если кому интересно, то вот ещё аниме с тематикой инцеста: сериалы «Ветер любви» (Koi Kaze / 恋風) и «Родная Сора» (Yosuga no Sora / ヨスガノソラ), овашки «Бэби-принцесса 3-де Парадиз 0 [Любовь]» (Baby Princess 3D Paradise 0 [Love] / ベイビー・プリンセス 3Dぱらだいす0[ラブ]), «Я люблю свою сестрёнку» (Boku wa Imouto ni Koi o Suru / 僕は妹に恋をする), «Убежище ангела» (Tenshi Kinryouku / 天使禁猟区). Я их не смотрел, поэтому охарактеризовать не могу. «Рыцаря-вампира» и юрийный «Кэнди-бой» смотрел. Элементы псевдоинцеста были в «Детском времени» (пейринг главной героини с опекуном, а перед этим его брак с её матерью, которая прежде чуть было не оформила своё опекунство над ним) и «Хост-клубе старшей школы „Оран“» (пейринг близнецов), а также в «Кисс-экс-сис» (Kiss×sis / キス×シス). Хентай: «Одна кровь: Родственные шуры-муры 2» (Bloods: Inraku no Ketsuzoku 2 / Bloods~淫落の血族2~), «Сестрёнкин парадиз» (Imouto Paradise! / 妹ぱらだいす!), «Суинг-аут систерз» (Swing Out Sisters / スウィング アウト シスターズ).

Турция, фэнтази, Япония, аниме, неравенство, брак, Россия, любовь, инцест, Европа, гарем, секс, Израиль, закон, беременность

Previous post Next post
Up