Сегодня вашему вниманию предлагаются два сериала про повседневность. Один про повседневность богатых и общительных, другой - бедных и замкнутых. Первый гораздо веселее, зато второй лучше. Над обоими, впрочем, можно поразмыслить: второй - практически шедевр, затрагивающий глубоко и надолго, но и первый не совсем уж пуст, как какой-нибудь «Любимчик принцесс».
«Хост-клуб старшей школы „Оран“» - это история на тему «богатые тоже плачут», а потому невыносимо скучная. Вдобавок на грани того, чтобы хоть немного поплакать они оказываются только к самому концу, а так всё больше исступлённо веселятся.
Собственно, увеселение леди (попросту говоря - старшеклассниц из богатых семей) посредством специально организованных для этого в клуб джентльменов (я молчу!) - это и есть фабула сериала. Леди либо скучают настолько отчаянно либо просто настолько мягкосердечны (поскольку они остаются третьестепенными персонажами, выяснить это доподлинно затруднительно), что очень стараются убедительно изображать, что очарование джентльменов их трогает до глубины души. Те, со своей стороны, добросовестно разыгрывают выбранные в соответствии с природными склонностями амплуа.
Этот производственный роман про элитный сервис несколько оживляют фигуры вроде хтоничной креативщицы Рэнгэ Хосякудзи и не переносящего яркого света котопоклонника Юмэхито Нэкодзава, но в целом это было бы почти безнадёжно, если бы не главный герой. Или героиня. Хм… В этом-то на самом деле весь фикус. Но не буду спойлерить. Можно сказать, что это секрет Полишинеля, однако же я умудрился по невнимательности его не просечь до просмотра, так что же губить такой шанс у читателя?
А ещё я впервые вижу в аниме девушку с маленькой грудью, не составляющей предмета беспокойства для неё самой (даже «Рейлган» с присущей ей рассудительностью признала, что несколько переживает на сей счёт, а Коната своим нулевым размером, напротив, кичится) и огорчения/насмешек для окружающих. В общем, никакого ажиотажа. Если память не изменяет, размер её бюста упоминается единственный раз и в положительном контексте. Впрочем, она и не Коната, грудь у неё всё же наблюдается (см. скриншот) и это довольно-таки кульминационный момент. Кстати, 4 февраля ей исполняется… пожалуй что, учитывая когда начала выходить манга, 22 года; фанаты могут отметить. Я - не фанат: субтильности и фразы «проклятые буржуи» всё-таки оказалось недостаточно. Но персонаж бесспорно примечательный.
(Между прочим, этот сериал преподнёс мне одну маленькую подлянку: скачанная мной версия оказалась самую чуточку больше, чем влезает на «ди-ви-ди». Пришлось жать архиватором и в таком виде записывать.)
«Добро пожаловать в „Эн-эйч-кей“» - а вот это, напротив, очень жизненная вещь. Многие полагают, что хикикомори - это что-то из быта богатых японцев, которые могут позволить себе содержать затворника-бездельника.
На самом деле не всё так просто. С одной стороны, может так статься, что податься из дому оказывается просто некуда и незачем. О, на месте главного героя сериала, Сато Тацухиро, я бы нашёл куда податься: в Токио есть Акихабара и полдюжины сектпартий в моём вкусе. Да я и в Москве, которая всё-таки поменьше, не чувствовал себя выброшенным из общества. Не то что тут, в глухой православной провинции - на что не устаю сетовать. В такой обстановке можно и ходить на работу (что я, стиснув зубы и полыхая ненавистью из ушей, при возможности делаю) - но чувствовать себя последним хикикомори.
С другой, можно, в конце концов, обеспечивать себя и сидя дома. Это и в сериале показано (хотя Сато не особо преуспел) и проверено мной на собственном опыте, когда сваливалась удача в виде контракта на перевод. Но даже в таком случае хикикомори остаётся хикикомори. И необязательно для этого быть распущенным небритым оглоедом (кстати, надо бы побриться - но так напряжно делать это всё время!). Вон, Нагато Юки честно признаётся, что у неё трудности в общении с незнакомыми людьми. «Кошки всегда выглядят так, как будто у них всё хорошо…» - можно брать с них пример.
Обращаясь к самому сериалу, следует отметить, что он не елозит уныло по одной проблеме, а представляет нам драматический калейдоскоп проблем и ситуаций: отакуизм («Значит от просмотра аниме люди становятся АНИМЕ ОТАКУ!»), дейт-симы и онлайновые игры («Сато-сан, игры надо делать самому, а не играть в них!»), клуб самоубийц, сетевой маркетинг («И что? Это же законная деятельность»), проблема цинизма («Тогда я думал, что казаться равнодушным очень круто») и паранойи («Даже сенная лихорадка является результатом заговора» - я знал!), разговоры с бытовой техникой и дружеская попойка на морозе; наконец, многогранные любовные неудачи («Романтическая любовь - это ловушка, придуманная для расширения капитализма»). Он насыщен и, несмотря на двухдюжинное количество серий, нигде не кажется затянутым. Даже напротив, под конец события развиваются, пожалуй, слишком быстро. Мне пришлось читать критику, чтобы разобраться в развязке, в мотивациях персонажей…
Неудачной нотой показалось мне показанное в сериале дважды предположение, что человека можно вырвать из самоизоляции просто перестав кормить. С одной стороны, я весьма сомневаюсь в отношении мук голода; кажется, люди слишком много воли дают своему желудку. С другой стороны, я ещё более скептичен насчёт того, что, когда умирающий от голода выползет на улицу, ему вот так сразу дадут работу и всё у него будет замечательно. Не в наших широтах, во всяком случае.
Куда более убедительными мне показались две других сентенции: «…Ты не будешь хикикомори, пока у тебя есть стремление к чему-либо» (около середины сериала) и «…Пока рядом есть кто-то, готовый поддержать нас в трудную минуту, никакой заговор „злобной секретной организации“ нам не страшен» (в финале). Право же, это стоит взять на заметку даже тому, кто свято убеждён, что судьба хикикомори ему не грозит.