Как известно,
(новая) Итальянская компартия в позапрошлом году
постигла дзен, озадачив лучшие умы планеты (в лице
Российской маоистской партии) и выпав из поля восприятия всех остальных умов (в лице бывших сотусовочников по
МКМЛПиО).
В качестве опоры своей новой теории досточтимые итальянцы отобрали едва ли не единственный фрагмент из Энгельса, который даже не потрудились точно процитировать, так что с его идентификацией мы испытали неиллюзорные трудности:
«Коммунистическое движение ещё не приняло понимание, что революция не вспыхивает, а должна быть построена, как Энгельс заявил ещё в 1895 г. во введении к „Классовой борьбе во Франции с 1848 по 1850 г.“. …Cоциалистическая революция - это затяжная революционная народная война во главе с коммунистической партией, одна кампания за другой, в течение которой коммунистическая партия усиливает и объединяет, собирает и формирует революционные силы, организуя передовые элементы рабочего класса и других классов народных масс, так же как в своих рядах, в массовых организациях, которые громоздятся вокруг партии (революционный фронт), и строит, расширяет и усиливает шаг за шагом новое руководство широкими народными массами, новую власть, противоположную власти буржуазии и сжимает её в тисках, пока не вытесняет её, как правило через гражданскую войну, развязанную буржуазией, когда она припёрта к стене, захватывает всю страну и устанавливает социализм».
Мы предположили, что речь может идти вот об этом:
«Прошло время внезапных нападений, революций, совершаемых немногочисленным сознательным меньшинством, стоящим во главе бессознательных масс. Там, где дело идёт о полном преобразовании общественного строя, массы сами должны принимать в этом участие, сами должны понимать, за что идёт борьба, за что они проливают кровь и жертвуют жизнью. Этому научила нас история последних пятидесяти лет. Но для того чтобы массы поняли, что нужно делать, необходима длительная настойчивая работа, и именно эту работу мы и ведём теперь, ведём с таким успехом, который приводит в отчаяние наших противников» (К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., т. 22, с. 544).
Но, хм, на «затяжную революционную народную войну», особенно учитывая контекст, это похоже довольно мало. Преодолев опасение выставить себя идиотами, мы вопросили товарищей в лоб, и они ответили, но вот что, в частности, нам пришлось написать им во втором письме:
«Ваша ссылка на Энгельса стала ещё более непонятна нам оттого, что вы указали точное место цитаты. Ведь в этом месте Энгельс вовсе не говорит ни о какой „затяжной революционной народной войне“, а хвалит „немецкий пример использования избирательного права“! Этот тезис был оправдан на тот момент, но в дальнейшем оказался несостоятельным, выродившись в контрреволюционную социал-демократию. Таким образом, нам не стало яснее ни что вы подразумеваете под „затяжной революционной народной войной“ в империалистических метрополиях, ни как выводите её из марксизма».
То всё присказка была, а в этом посте я хотел проиллюстрировать этот самый «немецкий пример использования избирательного права» начертанными мной на историческом материале в ходе обдумывания этой полемики диаграммами:
ВГРС - Всеобщий германский рабочий союз. СДРПГ - Социал-демократическая рабочая партия Германии. СРПГ - Социалистическая рабочая партия Германии. СДПГ - Социал-демократическая партия Германии. КПГ - Коммунистическая партия Германии.
Итак, что мы видим? Тактика, провозглашённая Энгельсом в 1895 г. (накануне его смерти), действительно с успехом применялась немецкой социал-демократией к тому моменту уже четверть века - и ещё четверть века в дальнейшем, в каковом процессе она и испортилась. Эстафету подхватили (вырвали) было в 1920-х недобитые коммунисты, но в 1933 г. всё это временно завершилось известным эпик-фейлом. Гитлер помимо национально мыслящего капитала и толп «белоленточников» или «креативного класса» мелких хозяйчиков переманил вдохновенными посулами критическую массу рабочей аристократии и некоторое время успешно возрождал Ахерон, пока его не выпилило совковое быдло во главе со Сталиным, по одной версии, и Страгородским, по другой. А в 1949 г. социал-демократия возродилась уже как вполне сложившаяся организация классового сотрудничества в нормальной постколониальной империалистической метрополии, а коммунисты, которым разок дали поучаствовать в выборах перед их ревизионистским перерождением, получили малую толику. СДПГ же с тех пор успешно прозябала примерно до одном уровне до ⅩⅩⅠ века, когда её постиг упадок, а долю голосов откусили новые ревизионисты-«линкевцы».
А вот что творилось с 1972 г. на сравнительно левом фланге:
Очевиден и не удивляет упадок брежневистов, в то время как маоисты демонстрируют колеблющуюся тенденцию роста. Впрочем, закончиться может так же, как предыдущие три попытки (СДПГ, КПГ, ГКП), потому что, по-моему, не делом они заняты,- а набиваются в обслугу рабочей аристократии и пристраиваются в хвост популистским буржуазным «зелёным» в их противоборстве ядерной энергетике. Дело - информационное, финансовое и организационное обеспечение третьемирового революционного движения в Турции, Индии и т. п. - им даже временных электоральных успехов не принесло бы, но имело бы смысл.