Особенность османского барокко в том, что оно слишком запоздалое и, если говорить об архитектуре середины 19 века, то сложно определить, чего в ней больше: "выживающего" барокко, или историзма и эклектики, пришедших с Запада.
Мечеть Долмабахче
1853-1855 гг. Архитектор Никогос Бальян
1.
Совсем деревня)
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
Мечеть Ортакёй
1853-1854, арх. Никогос бальян
13.
14.
15.
16.
18.
19.
20.
21.
Это небольшая мечеть Кючюк Меджидие. 1848, арх. Никогос Бальян
Аккуратненькая. Внутри я не был, но там
так. В целом же, при всём изящействе и обилии декора мечети середины 19 в. выглядят, на мой вкус, скучновато, во сравнению с более ранним
османским барокко Дворец Долмабахче
1842-1853. Архиеткторы Карапет и Никогос Бальяны
В сам дворец я не попал, да и не стремился особо. Но полюбовался оградой и фасадом (с воды)
22.
23.
Часовая башня
24.
Абдул-Меджид I явно хотел "как в Европе", а получилось как получилось... но тут вступает в действие диалектика исторического развития и концы подковы смыкаются.
Этакое "ультрабарокко", но, как уже было сказано выше, схоже с эклектикой середины второй половины 19 в.
25.
Убранство одного из домов на проспекте Истикляль, фото из недавнего поста.
А ещё мене всё это "бохатство" напоминает иные купеческие (не дворянские) особняки в русской провинции.
Вот, например, в Нижнем, (чтобы на Костроме не зацикливаться). И встаёт закономерный вопрос: было ли это влияние односторонним? Был бы я турком, непременно развил бы теорию, что архитектура Второй империи пришла из Стамбула. "Бозар" - это, конечно, от "базара", да и барон Осман у них был)) Шутка, конечно, если кто не понял, да и свидетельства о прямом влиянии позднего османского барокко на европейскую архитектуру того времени мне неизвестны. Хотя, в воздухе витало конечно, но уж очень обобщённо, у того же ле-Дюка можно кое-что найти.
26.
С Босфора.
Дворец Чыраган
Дворец построен Саркисом и Акопом Бальянами (
внуки Крикора, сыновья Карапета и младшие братья Никогоса) в 1863-1867 г.. В его декоре много исламских элементов, но почти ничего специфически османского тут нет, так что это не аналог русского стиля в Российской Империи, не "возвращение к корням", а "восточная экзотика". Композиция фасада - классически-европейская, как и дворца Долмабахче.
27.
28.
29.
30.
Декор ворот
31.
Мост рядом с дворцом
Османское барокко. Ч. 1