Османское барокко. Ч. 2. Про базар и бозар

Jul 08, 2024 08:52

Особенность османского барокко в том, что оно слишком запоздалое и, если говорить об архитектуре середины 19 века, то сложно определить, чего в ней больше: "выживающего" барокко, или историзма и эклектики, пришедших с Запада.

Мечеть Долмабахче
1853-1855 гг. Архитектор Никогос Бальян

1.


Совсем деревня)

2.



3.



4.



5.



6.



7.



8.



9.



10.



11.



12.



Мечеть Ортакёй

1853-1854, арх. Никогос бальян

13.



14.



15.



16.



18.



19.



20.



21.


Это небольшая мечеть Кючюк Меджидие. 1848, арх. Никогос Бальян

Аккуратненькая. Внутри я не был, но там так. В целом же, при всём изящействе и обилии декора мечети середины 19 в. выглядят, на мой вкус, скучновато, во сравнению с более ранним османским барокко

Дворец Долмабахче

1842-1853. Архиеткторы Карапет и Никогос Бальяны

В сам дворец я не попал, да и не стремился особо. Но полюбовался оградой и фасадом (с воды)

22.



23.


Часовая башня

24.


Абдул-Меджид I явно хотел "как в Европе", а получилось как получилось... но тут вступает в действие диалектика исторического развития и концы подковы смыкаются.

Этакое "ультрабарокко", но, как уже было сказано выше, схоже с эклектикой середины второй половины 19 в.

25.


Убранство одного из домов на проспекте Истикляль, фото из недавнего поста.
А ещё мене всё это "бохатство" напоминает иные купеческие (не дворянские) особняки в русской провинции. Вот, например, в Нижнем, (чтобы на Костроме не зацикливаться). И встаёт закономерный вопрос: было ли это влияние односторонним? Был бы я турком, непременно развил бы теорию, что архитектура Второй империи пришла из Стамбула. "Бозар" - это, конечно, от "базара", да и барон Осман у них был)) Шутка, конечно, если кто не понял, да и свидетельства о прямом влиянии позднего османского барокко на европейскую архитектуру того времени мне неизвестны. Хотя, в воздухе витало конечно, но уж очень обобщённо, у того же ле-Дюка можно кое-что найти.

26.


С Босфора.

Дворец Чыраган

Дворец построен Саркисом и Акопом Бальянами (внуки Крикора, сыновья Карапета и младшие братья Никогоса) в 1863-1867 г.. В его декоре много исламских элементов, но почти ничего специфически османского тут нет, так что это не аналог русского стиля в Российской Империи, не "возвращение к корням", а "восточная экзотика". Композиция фасада - классически-европейская, как и дворца Долмабахче.

27.



28.



29.



30.


Декор ворот

31.


Мост рядом с дворцом

Османское барокко. Ч. 1

19 век, эклектика, Стамбул, дворцы, барокко, Турция, стили, диалог культур

Previous post Next post
Up