Кажется, уже все понимают разницу между пропагандой и агитацией, но всё же остановлюсь и на этом.
Целью пропаганды является вложить в голову человека некие идеи, сформировать его мнение по определённым вопросам. Целью агитации является побуждение человека к определённым действиям. Часто приходится читать, что целью пропаганды является формирование общественного мнения, а целью агитации - побуждение общества к неким действиям. Но, во-первых, общественное мнение состоит из мнений индивидуумов, так что взывать придётся всё равно к ним, а во-вторых, мне сложно понять, почему пропаганда и агитация могут быть в направлены на одного единственного человека. Ниже я затрону этот вопрос чуть подробнее.
Пропаганда, таким образом - понятие более узкое, нежели агитация.
Представляется, что любая агитация содержит в себе пропаганду, но не всякая пропаганда равна агитации, как по целям, так и по результатам. Распропагандированных всегда будет меньше, чем сагитированных. Пропагандист здорового образа жизни может убедить человека, что здоровый образ жизни - благо для его организма, но не факт, что, даже считая, что это хорошо, человек станет здоровый образ жизни вести, по разным причинам. Или, даже если с помощью рекламы упасться убедить человека, что некий товар хорош, не факт, что тот кинется покупать его. Да, я не вижу принципиальной разницы между коммерческой рекламой и политической агитацией (пропагандой), цель её - также сформировать у реципиента определённые убеждения (что некий товар хорош) и побудить к определённым действия (купить этот товар). Точно так же, как покупатель выбирает из нескольких сортов молока в гипермаркете, избиратель выбирает из нескольких политических партий на участке. И конечно, коммерческая реклама, если понимать её широко, может быть направлена и на одного единственного покупателя, см. выше.
Как правило, пропагандист ожидает, что человек, которого он убедил в своих идеях, совершит некие действия, но, во-первых, действия эти могут быть очень неконкретны, а результаты их сильно отдалены во времени, либо вообще недостижимы (типа построения идеального, по мнению пропагандиста, общества, в недостижимость его пропагандисту, конечно, верить не хочется, но умом он может понимать, что это утопия), а во-вторых, допускаю, что есть такие высокоморальные пропагандисты, которые, убедив человека в своих идеях оставляют за ним право выбора, как в соответствии с этими идеями действовать.
Когда один человек передаёт информацию другому, он делает это, как правило, с убеждением, что тот воспримет информацию как истинную. Но сообщения типа: "У соседки родился внук", или "Северная Двина впадает в Белое море", конечно, пропагандой не являются. Пропаганда связана с формированием ценностей. Если мы говорим, что этот товар лучше чем тот это хорошо, а это плохо, ценности формируются, а это уже пропаганда (детское стихотворение Маяковского - пропаганда в чистом виде). Человек, пропагандирующий некую научную концепцию может говорить не только о том, насколько она логична, соответствует фактам и даёт верные прогнозы, но и о том, что быть приверженцем этой концепции престижно, или о том, что опираясь на неё можно получить определённые блага (последнее не имеет непосредственного отношения ни к истинности, ни к научности).
Переходим к агитации. Предложение совершить некие действия, когда предлагающий считает, что одного этого предложения достаточно, чтобы действия совершились и потому не утруждает себя аргументацией (обращённой как к разуму, так и к чувствам), агитацией не являются. Когда пенсионерка просто просит уступить ей место в автобусе - это не агитация, а когда один приятель уговаривает другого пойти в поход - уже она. Уговорив, он с удовольствием отметить: "Сагитировал!". Как правило, агитируемый не находится в непосредственной и сильной зависимости от агитатора, потому, что в противном случае необходимости убеждать нет. Приказ и угроза также агитацией не являются (помимо того, что они не связаны с формированием ценностей). Приказ, по сути - разновидность угрозы, он всегда исходит от вышестоящего к нижестоящему (зависимому) и связан с санкциями в случае невыполнения. Если один человек говорит другому: "Если ты не сделаешь то-то (или, наоборот, сделаешь), я тебя убью (мягкий вариант - лишу премии, объявлю выговор, начальник может этого и не говорить, подчинённый сам понимает)" - это не агитация. Агитация - "Если ты сделаешь то-то, тебе будет хорошо потому-то (или не будет плохо потому-то)". Источник блага, как правило, не сам агитатор, а внешняя сторона.