Лекция двенадцатая. Речевое сознание.

Mar 03, 2014 03:25



Мои слабые контактыт с теми, кто более-менее адекватным взглядом увидел то, что я написал в последнее время, подсказывают, что надо еще раз выделить момент, являющийся таким отличающимся от обычно проводящихся рассуждений по теме.

Итак, давайте навалимся на эту точку.

До сих пор мне встречались рассуждения на тему о том, что есть эмоции и есть рассудок, и эмоции как-то на рассудок влияют.

Однако я первый из тех, кто заявляет: давайте рассмотрим само речевое сознание как Один, Единый Центр, где рассуждение и эмоции-чувства-воля-оценки работают в унисон, зависят друг от друга, переходят друг в друга. При этом еще раз подчеркну их различие между собой: есть сфера животная, куда я (пока что) в одну общую кучу сваливаю эмоции-чувства-воля-оценки и резко отличающийся от него чисто человеческое явление - Речь и, основанный на ней, - Рассудок.

Животная часть, т. е. все те же эмоции-чувства-воля-оценки, находит свое основание в физиологии организма человека как и любого другого животного. И здесь наука знает и умеет многое.

Рассудок есть только у человека.

Пока что мы не можем никак связать химико-физические процессы в нервной системе и в целом физиологии человека с Рассудком.

Скорее всего это не получается потому, что Рассудок как форма деятельности людей, возможен только в Обществе. То есть, чисто с инженерной точки зрения, Рассудок не моделируется, не воспроизводится, на материале одного отдельно взятого человека.

Эта вот невозможность связать Рассудок (речь, речевое сознание) с работой нейронов выливается в то, что глядя на срезы мозгового вещества, мы не можем определить язык, на котором человек говорил.

Это затруднение выливается в то, что начинаются прыжки с объяснением Речи (Сознания) через Душу и прочий мистицизм.

Проблема: как объяснить наличие Речевого Сознания, оставаясь на позициях материализма.

Как мой Читатель уже понял, я резервирую за собой трактовку Рассудка, как деятельности, организованной через наличие Общества. Для обсуждения этого момента необходимо иметь сформированное понятие о Деятельности.

Однако, пока что я обсуждаю устройство механизмов Речевого Сознания, имея в виду именно деятельностный подход.

Возрастная психология-физиология позволяет проследить как происходит взаимосвязывание Центра эмоции-чувства-воля-оценки с Речевым Сознанием.

Само зарождение Речи происходит при погружении в эмоционально-поддерживающее подбадривающее состояние: все ошибки и неправильности прощаются, мягко и с добром проталкиваются улучшения и исправления. Любопытно, что в дальнейшей жизни многие сектора эмоции-чувства-воля-оценки будут оформляться, изменяться при помощи Речевого Сознания.

Еще пара замечаний про связь физиологии с Рассудком.

Явно прослеживается некое противопоставление Центра эмоции-чувства-воля-оценки с Речевым Сознанием по поводу контролируемости. Фактически Рассудок потому и Рассудок, что человек может как бы выкладывать факты на стол своего внимания, смотреть на них, перекладывать, сортировать, группировать, выполнять с ними еще какие-нибудь операции.

С Центром эмоции-чувства-воля-оценки это невозможно: эмоции или есть или их нет, чувство или есть или его нет, воля и оценки то же самое: или они есть или их нет. Их число невелико и, конечно, они стабильны. Они приводят к предсказуемым (заранее известным) вариантам поведения.

Собственно, большинство техник, помогающих человеку «стать умнее» направлены на обуздание именно этого Центра: эмоции-чувства-воля-оценки, на то, чтобы дать возможность Рассудку подольше поиграться с фактами жизни до принятия решения.

При этом эмоции-чувства-воля-оценки есть часть аппарата Рассудка, потому что без эмоции-чувства-воля-оценки Рассудок замрет и перестанет двигаться. Он тогда просто не сможет выполнять свои основные функции по выполнению операций над фактами: именно Центр эмоции-чувства-воля-оценки дает пинок Рассудку для движения и сами эмоции-чувства-воля-оценки вводятся в состав слов (помните идею штрих-кода для слов?).

В связи с этим несколько наблюдений: дети до полового созревания вполне могут собрать материал для кандидатской диссератции, скажем, по биологии. И эта диссертация будет подтверждать чей-то тезис. Но вот сделать докторскую, которая должна быть (так было в советские времена) новой школой в науке - ребенок не может: нет Воли. Отсюда лучшие литераторы СССР начинали требовать сочинения с учащихся только после 14-летия. Поэтому ОДИ (по наблюдениям игротехников) не получались с детьми и монахами: у детей еще отсутствуют оценки по многим важным фактам и реалиям жизни, а у монахов система оценки смещена и они могут удерживать свои спокойные рассуждения без подключения эмоций.

лекция, исследование, речевое сознание

Previous post Next post
Up