Невероятно загруженная неделя и не думает заканчиваться :) Уже неделю практикую "вечер сурка". Это когда весь рабочий день обещаешь себе что-то сделать вечером. А вечер бац - и опять вторая смена :) Вот так я всю неделю собиралась написать в ЖЖ любимую песнь про банки, а вечером снова и снова делала что-то адски срочное, потом ехала домой ближе к полуночи и понимала, что "вот заааавтра!".
Про банки я могу писать каждый день. В таком темпе, что вы меня все дружно отфрендите, потому что зачем вам читать моно-блог на тему "ах, какие же у нас банки ужасные". А потому я сначала накапливаю критическую массу, а потом начинаю рассказывать.
Открываем счет в "ВТБ24".
Мое "любимое" на этой неделе. Вот есть такая компания 4BS. Замечательная такая компания, которая ужас какая ответственная и, прежде чем просить Клиента куда-то приехать в это самое "куда-то" позвонит и уточнит "не сорвались ли планы", "ничего ли не изменилось".
Ну так вот. Появилась у Клиента 4BS необходимость открыть корпоративный расчетный счет в ВТБ24. Оговорюсь сразу - я и сейчас считаю, что ВТБ24 из тех банков, которые представлены сегодня на рынке, - лучший выбор в целом ряде случаев. Они не косячат? Косячат. Но все равно по совокупности факторов, а особенно по вменяемости службы безопасности, которая в последние годы стала солидным препятствием между банками и Клиентами, они пока вне конкуренции. И вот рекомендует 4BS своему новому Клиенту ВТБ24, ибо в его случае это оптимальный вариант.
Есть в этом банке такой нюансик. Если ты не Клиент банка, а просто компания, которая хочет открыть счет, то телефон отделения тебе знать ни к чему. Набери на общий телефон банка и тебе расскажут "Подойдите в ближайшее отделение. Мы не можем соединить со специалистом по обслуживанию юридических лиц. Только физиков соединяем". Еще неделю назад это не очень напрягало, так как все документы для открытия расчетного счета любезно выложены (о чудо!) на сайте банка.
Но тут случилось непредвиденное. Клиент сообщил, что, приехав с подготовленным комплектом документов в банк, столкнулся с тем, что документы-то по старым формам! Нет, я молчу что эти формы они меняют по сто раз в год. Что они совсем недавно менялись - я тоже молчу. Но тот факт, что на сайте висят старые формы (а Клиенту едва ли не претензии предъявляют, дескать, что это Вы старые формы-то тащите в банк?) - вот это, конечно, не радует.
Ладно, не отвечаете вы на звонки потенциальных корпоративных Клиентов. Понять сложно такое, но примем за аксиому. Почему бы тогда все-таки лицом к Клиенту-то не повернуться и не заполнять всю эту бодягу в офисе вместе с Клиентом? ПО-то элементарное, в чем проблема вбить туда паспортные данные Клиента, название компании и ее адрес? Тогда и формы на сайте выкладывать не придется и Клиентов ругать за старые - тоже. Сплошная польза.
Тут, правда, вторая проблема всплывает. Сотрудник на месте заполнил новые формы для нашего Клиента. Спасибо ему за это, совершенно искреннее, что не отправил домой заполнять (а ведь почти во всех банках это так и делается). Только вот заполнил он документы с ошибками, в результате чего пришлось Клиенту туда еще раз ехать, а это ни разу не ближний свет.
Тут еще куча мелочей возникает - как возникшая из ниоткуда (еще месяц назад этого не было) аж недельная запись на подачу документов на открытие расчетного счета (заверение карточки подписей). О записи этой тоже надо догадаться, телефон-то отделения тебе изначально, без визита, никто не даст... И так далее, и так далее.
Повторюсь - я сама строю отношения с этим банком с далекого 2000 года. Я рекомендую его своим Клиентам (в определенных обстоятельствах, ибо выбор банка для начинающей компании и банка для крупной компании - совсем разные задачи). Но вот такие моменты подрывают возможность построения партнерских отношений, в которых чисто теоретически должен быть заинтересован банк. Как наша компания выглядит перед Клиентом? Про запись не сказали, документы старые заполнили, банк такой хреновый оказался - по сто раз туда катайся, они то ошибутся, то запись назначат на выходной, то еще что. Получается, мне проще не рекомендовать этот банк (хотя он лучше для Клиента), чтобы сохранить свое лицо. Счастье, что Клиент в этот раз более чем адекватный. Они все правильно поняли и правильно расставили акценты в этой истории. А бывает-то совсем не так.
Банк-Клиент-трэш в Ситибанке.
"Из преимуществ открытия счета в ЗАО КБ "Ситибанк" отмечу:
1) Лучший в мире "Банк-Клиент" (согласно данным Global Finance за 2008 и 2009 годы) - позволяет получать информацию о состоянии счетов и управлять финансами в режиме online из любой точки мира. Установка програмного обеспечения не требуется, достаточно наличия выхода в интернет.
2) Возможность импортировать-экспортировать данные между "Банк-Клиентом" и бухгалтерской программой компании. Возможность администрировать и производить центролизованное управление счетами компаний, входящих в холдинг."
Это цитата из письма сотрудника банка. А сейчас я буду грязно ругаться.
Я не знаю ни одного живого человека, глаза которого при произнесении словосочетания "Банк-Клиент Ситибанк" не наливались кровью, а кулаки которого не сжимались бы непроизвольно. Я скажу одно. У меня в компании ни один человек не смог с первого раза понять, КАК увидеть в этом Банк-Клиенте выписку по счету не просто интуитивно (ха!), а даже после часа копания в системе. Я сама убила час, сдалась, позвонила в техподдержку, где мне тоже не смогли на этот вопрос ответить. Потом я перезвонила специалисту в отделение, и вот там мне повезло больше. Я нашла. Более маразматического, неудобного и не имеющего ничего общего с привычными нам структурами систем "Банк-Клиент" я в жизни не видела.
Я осознанно сейчас не буду говорить про другие достоинства и недостатки банка, ибо это отдельная поэма.
Так вот, звонит мне Citi-куратор одного из наших Клиентов, имевших несчастье открыть имеющего счет в Citibank. К слову - Клиент платит в год просто за банковское обслуживание 224,000.00 руб. Нет, я не шучу и не вру. Я сама нервно икала, когда узнала это от куратора этого Клиента в нашей компании. Это в плюс к порядка 10.000 руб. в месяц за Банк-Клиент и прочее-прочее. Да, платежки у них недорогие, не спорю. 7 рублей. Но вот цифры выше - они любую платежку перекроют.
Говорит: "А вот у Вас фирма такая замечательная. Давайте сотрудничать, Вы нам Клиентов, и все такое!". Я ему честно говорю, что: а) дорого; б) Банк-Клиент ваш это challenge - чтобы платежку вбить, надо 10 минут потратить, а выгрузки/загрузки из/в 1С у вас нет, а выписки формируются в таком виде, что от кого деньги и номер платежки, не позвонив в банк, как бы и не узнаешь.
А ведь и правда - нет! Звонили мы им в 2009 году, говорим "выгрузку-то как делать в 1С?". На что специалист банка нам надменным тоном высказал: " У нас иностранный банк. У нас система не заточена под то, чтобы работать с локальными программами вроде 1С! Мы на глобальные продукты ориентированы - Axapta, Navision".
И тут мне Сiti-спец и говорит "Татьяна, мы заказали программу, которая реализует связь между Банк-Клиентом и 1С". Гордо так говорит.
Ну, думаю, молодцы - спустя дцать лет, но додумались, что в России, оказывается, работают, где 1С - ужасная глючная гадость лидирующий продукт, серьезная конкуренция с которым пока никому не удалась.
Обрадовала своих специалистов. Мне кажется, они в детстве Новому году меньше радовались, чем сейчас этой новости. Звонят в банк. Ну да, все верно, есть такая программа. 200 долларов в месяц.
Ну то есть 244.000 в год + 10.000 в месяц - этого недостаточно. Еще бы 200 долларов в месяц - вот тогда хорошо!
Из этой же серии "Raiffeisenbank" в России. Клиент платит нормально так за обслуживание. При этом отделение "Романов Двор" (круть невероятная!) - то, которое "отделение класса А" состоит из 2 специалистов. И оба занимаются и физическими, и юридическими лицами. Ну то есть надо тебе платежку отправить - постой, подожди, пока мы тут кредитик оформим потребительский.
Когда задумывала этот пост, думала немного и на "Росбанк" повредничать. На сайте только список документов для открытия счета. А вот самих форм нет. Запросила по мэйлу формы. Двое суток спустя мне их скинули. Есть там, конечно, пара моментов, которы мне не очень, но вот это:
"Договор(ы) банковского счета представлены для того, чтобы Вы могли заранее ознакомиться с его условиями, предварительное оформление договора с Вашей стороны не требуется. При открытии счета в выбранном дополнительном офисе Договор банковского счета будет распечатан на месте с указанием реквизитов данного дополнительного офиса."
Это же первые сервисные ласточки в болоте нашей банковской системы! Радость-то какая! Ну хоть что-то! Хоть кто-то! Хоть спустя двое суток и по запросу, да с кучей ненужных бюрократических приколов, но хотя бы начинает поворачиваться к нам, Клиентам, лицом. Это радует.