Два года назад в последних числах октября 2016-го года в моей жизни произошло знаменательное событие - я нашел работу в Лейпциге и переехал жить в город, ставший мне за эти годы родным. Ни один другой город из тех, где мне доводилось жить раньше, я не изучал так тщательно, как Лейпциг, который я исходил вдоль и поперек, побывав во всех его районах, но который все еще продолжает меня удивлять и каждый раз, гуляя по его улицам, я открываю для себя что-то новое и интересное. Каждая прогулка по Лейпцигу - это прилив вдохновения, радость новых открытий, концентрат сочной фактуры, роскошной архитектуры и детройтских пейзажей. За два года я прошел с фотиком на шее сотни километров по лейпцигским улицам, сделав десятки тысяч фотографий его районов и наиболее выдающихся локаций.
В будущем я напишу еще не один пост по мотивам моих городских прогулок, а сегодня я покажу вам то, каким я увидел Лейпциг в первый день моего пребывания тут в качестве местного жителя. Эта первая прогулка по лейпцигским окраинам оставила самые яркие впечатления и я понял, что в моей жизни начинается новая, очень яркая и интересная глава.
Но сперва расскажу о том, как я вообще оказался в Лейпциге...
После того, как закончилась моя учеба в Дрездене и я в июне 2013-го покинул Саксонию, мне довелось прожить три года в трех разных регионах федеральной земли Баден-Вюртемберг, которая наравне с Баварией является самым благополучным и богатым регионом Германии. Все эти годы, несмотря на весомые плюсы жизни в богатейшем регионе одной из самых успешных стран мира, меня не покидало ощущение, что я живу не на своем месте. Южная Германия довольно консервативная, чрезмерно провинциальная и слишком ухоженная для того, чтобы быть интересной. Все эти фахверковые городки и холмы с замками быстро приедаются, а больше ничего интересного на юге нет. Мне не хватало в этом регионе наличия каких-то тайн, белых пятен, затерянных мест, интересных пластов истории, яркой архитектуры и больших городов. Исследователь внутри меня тосковал, находя отдушину лишь во время отпуска, или в поездках выходного дня, когда я выбирался за пределы региона - в соседнюю Швейцарию или напичканную фортификацией Лотарингию. Порой я вспоминал свою жизнь в Дрездене и скучал по жизни в большом городе, периодически просматривал вакансии в городах на востоке страны, но по моему профилю не было совершенно ничего - с работой в восточных землях не густо.
Отработав два года на
первой работе в
Пфуллендорфе, я понял, что пора валить из этой благополучной, но скучной южногерманской провинции и начал активный поиск новой работы в больших городах. Вскоре судьба занесла меня в Бремен и я, обрадовавшись тому, что наконец-то покинул скучный юг, настроился пустить корни в новом городе и даже снял там сходу квартиру. Шел первый месяц моей работы в Бремене и все выглядело замечательно, я был воодушевлен переменами и перспективами, и тут внезапно во время обеденного перерыва раздался телефонный звонок - звонили из фирмы-посредника, в которую я отослал резюме еще полгода назад. Мой собеседник приглашал меня на собеседование в Лейпциг на завод по производству станков. Я отказался, так как станки - совершенно не мой профиль, да и я уже нашел работу, где меня сразу взяли в штат напрямую без посредников, и где я собирался остаться. Собеседник на другом конце стал меня упрашивать приехать на собеседование, я отказывался, отказывался, но затем внезапно согласился. Поездка на собеседование была для меня бессмысленной - работу менять я не собирался, нужно было брать день отпуска, проехать за день 800 км в оба конца да еще и дорогу мне никто не оплачивал.
Единственная причина, почему я сказал "да", заключалась в том, что в Лейпциг недавно переехала жить моя подруга из России, с которой у нас когда-то пять лет назад была романтическая история, прерванная ее отъездом обратно на родину. Она в этом году снова вернулась в Германию и мы возобновили наше дружеское общение. Я подумал, что может быть этим звонком судьба дает мне какие-то шансы и почему бы не съездить на это собеседование, пусть это и будет стоить мне потраченного дня. Кто знает, что потом из этого выйдет? Вдруг наше общение с этой девушкой перейдет из сугубо дружеского в романтическую плоскость (чего в итоге не произошло), а тут меня еще и возьмут на работу в Лейпциг! Я люблю играть с судьбой в рулетку и давать ей возможность вмешиваться в ход привычных событий, люблю создавать развилки на своем жизненном пути и выбирать одну из ветвей, руководствуясь исключительно интуицией и чутьем. Вот и в этом звонке мое подсознание усмотрело какую-то возможность и, когда я открыл рот, чтобы сказать собеседнику окончательное "нет", с языка сорвалось "хорошо, я приеду на собеседование". В тот момент я и догадаться не мог, что этот мой ответ и последующая поездка полностью изменят мою жизнь.
После возвращения из Лейпцига дела на фирме, где я работал, начали идти все хуже и хуже, пока обстановка на работе не обрела
совершенно маразматические формы и в итоге меня через две недели уволили. А через месяц после увольнения мне позвонили из Лейпцига и сказали, что меня берут на работу в фирму EMAG Leipzig. Эту приятную новость мне сообщили в середине октября, а 1 ноября уже был назначен мой первый рабочий день, так что на поиски жилья оставалось всего две недели. В итоге я снял крохотную, но уютную комнатку
в том же районе, где располагался завод. Это было единственное, что мне удалось найти за столь короткий промежуток времени, так что выбора особо и не было, но я и не планировал тут задерживаться надолго. На роль берлоги для зимовки комнатка подходила идеально, а весной я все равно собирался перебираться в центр города.
01. В Лейпциг я приехал под вечер 29 октября, переночевал в своем новом жилище (на фото), и с утра 30-го вышел на свою первую прогулку по новому городу.
02. Выхожу из дома и замечаю на улице рядом с соседним домом
автомобиль-символ социалистической эпохи. Трабант тут - это дань ностальгии и тому времени, когда простые вещи были в дефиците и поэтому обладание ими приносило ни с чем не сравнимую радость. Сегодня в эпоху благополучия и доступности всего, жители новых федеральных земель, приобретая новенький Мерседес, не получают и десятую долю той радости, которую им приносило в прошлом обладание аскетичным "Трабби" после десяти лет ожидания в очереди.
03. Выезжаю из своего района и по пути делаю первую остановку возле заброшенного вокзала городского района Leutzsch. Раньше это был пригород Лейпцига и самостоятельная административная единица, но в 1922 году его включили в состав Лейпцига и он стал одним из его окраинных районов. Индустриальная архитектура прекрасной эпохи и детройтские пейзажи - как же мне всего этого не хватало все прошлые годы!
04. Моя первая прогулка по новому городу сразу порадовала немыслимыми для южной Германии картинами. Я знал, что Лейпциг богат постапокалиптическими видами, но тут даже я был удивлен увиденным.
05. Сгоревший автомобиль, стоящий прямо на пустыре возле главной улицы, соединяющей северные районы города с западными. Не каждый день такое увидишь! Все-таки восточная Германия имеет свои особенности, которые кому-то могут показаться минусами, но я тут чувствую себя в своей среде.
06. Той осенью я сменил автомобиль с Форда Фокуса на Шкоду Йети. В Лейпциг я приехал уже на зимних 15-дюймовых колесах и еще бременских номерах.
07. Следующую остановку делаю на очень атмосферной улочке Георг-Шварц-Штрасе, которая является центральной улицей района Leutzsch.
08. Я с первого взгляда влюбился в лейпцигскую историческую застройку. По количеству роскошной архитектуры и цельности исторического облика Лейпцигу нет равных в Германии, не в последнюю очередь поэтому я считаю Лейпциг одним из красивейших немецких городов, а если оценивать качество архитектуры, так и вовсе самым красивым среди больших городов Германии.
09. Благодаря обшарпанности многих домов, улицы Лейпцига обладают своей неповторимой атмосферой и колоритом. Сейчас в городе строительный бум и старые, ветхие дома активно реставрируются. Фасады покрываются свежей краской, теряя при этом дух времени и утрачивая фактурность.
10. Но на ближайшие лет пять фактуры тут должно хватить с головой, даже с такими активными темпами реставрации, какие я наблюдаю эти два года.
11. После провинциальной и деревенской архитектуры южной Германии в Лейпциге сразу ощущаешь размах и величественность города. Это как попасть из уютных и причесанных средневековых городков с узкими улочками и фахверковыми домиками в мегаполис межвоенного периода с характерным для той эпохи размахом, стремлением к новшествам и прогрессу, поиску новых форм и стилей.
12. Лейпциг настолько хорошо сохранился, застыв на пике своей формы в 1930-х годах, что если убрать с улиц автомобили и сделать снимки черно-белыми, далеко не всегда можно угадать время, когда они были сделаны. И так выглядит больше половины районов города. Я сам живу сейчас в районе, на 95% состоящем из довоенной застройки.
13. Особого колорита городу добавляют последние сохранившиеся на регулярных маршрутах Германии классические чешские трамваи. На мой взгляд Татра Т3 - один из самых красивых трамваев в истории и каждый раз, когда я гуляю по городу и вижу как на фоне обшарпанных, фактурных исторических зданий по мощеным еще той старой брусчаткой улочкам проезжает желтенькая Татра, я получаю огромное эстетическое удовольствие от этой картины. К сожалению, история этих трамваев в Лейпциге в ближайшем будущем завершится - в течении следующих пяти лет их должны будут полностью заменить на современные низкополые Солярисы. Но пока что у нас еще есть несколько лет в запасе, чтобы наслаждаться их великолепным биодизайном, родом из конца 1950-х.
14. Главной целью моей сегодняшней прогулки является заброшенный лейпцигский порт района Линденау с несколькими огромными зернохранилищами, построенными в конце 1930-х.
15. Это одно из моих любимых мест в городе, обладающее своей особой и неповторимой атмосферой. А в этот день октябрь раскрасил и без того выразительный пейзаж вокруг в просто фантастические цвета.
16. Особенного колорита этому месту добавляет проходящая здесь узкоколейка, которая поддерживается некоммерческой организацией любителей железной дороги и раз десять в году они устраивают покатушки по ней на мотовозе.
17. Старые заброшенные элеваторы украшает стрит-арт, который местами смотрится очень органично.
18. Если присмотреться, на стенах элеваторов можно заметить исторические надписи, являющиеся символами эпохи, как эта, например: "Объединение страны - это дело всех немцев".
19. Выхожу на железнодорожное полотно. Если идти в ту сторону, куда направлен мой взгляд, можно дойти к железнодорожному хозяйству. Когда-то еще будучи студентом в Дрездене я объезжал все саксонские узкоколейки и побывал тут в один из дней открытых дверей. Это было тоже осенью и это был прекрасный день,
наполненный концентрированной железнодорожной романтикой.
20. Перечитал сейчас те посты пятилетней давности и кайфанул от картинки и атмосферы. В те времена я еще жалел время читателей и разбивал пост на сотню снимков на два по пятьдесят. Теперь мне кажется, что если тема не набирает минимум 60-70 снимков, значит не стоит ее публиковать отдельно и надо объединить еще с чем-то интересным, чтобы пост приобрел ставший уже привычным в этом блоге формат в 80-100 снимков, которые погружают читателя в мир моих интересов примерно на полчаса.
21. Я очень люблю романтику узкоколейных железных дорог и как же здорово, когда в городе, в котором живешь, есть такое место, куда можешь приехать в выходной день и пройтись по шпалам пару километров, побыв один-на-один с волшебной природой вокруг, ржавым металлом рельс и своими мыслями, от которых не отвлекает шум и городская суета.
22. В тот день мне было о чем подумать, ведь в моей жизни началась очередная новая глава. Вчера я переехал жить в новый город, послезавтра я выходил на новую работу, и впереди меня ждали новые люди, места и прекрасные открытия, которые неизменно сопровождают каждую главу моего жизненного пути, куда бы не заносила судьба.
23. А в этот раз судьба занесла меня волею случая в самый интересный регион Германии, в котором я всегда мечтал жить, но не особо верил в эту мечту. Как оказалось, зря. Теперь я шагал по шпалам узкоколейки на окраине нового города, которому скоро суждено было стать моим самым любимым городом, и думал о том, как интересно порой все складывается в жизни.
24. Люблю ауру таких вот полузаброшенных мест, где рукотворные инженерные сооружения сплетаются с природой в единый ландшафт, достойный кисти постиндустриального художника.
25. Очень атмосферное место.
26.
27. Миновав лесополосу, узкоколейная железная дорога выходит на полянку, где и заканчивается. Для мотовоза тут соорудили ответвление, чтобы он мог развернуться для обратного пути.
28. Заканчивается узкоколейка очень атмосферно - таким вот уютным тупиком, сразу за которым начинается густой лес.
29. Общая протяжность этой промышленной узкоколейки составляет два километра - как раз идеально для того, чтобы вдохнуть немного железнодорожной романтики и погулять часик среди красивой природы западных лейпцигских окраин.
30. Тем более, что ландшафт, через который проходит железная дорога, крайне живописен и разнообразен.
31. Да и погодка в эту пору года максимально способствует медитативному погружению в атмосферу нетронутой человеком природы.
32. Подходящее место, чтобы погулять тут наедине с со своими мыслями и вспомнить события уходящего года, который выдался у меня очень насыщенным.
33. Яркие краски конца октября.
34. Возвращаюсь обратно на территорию лейпцигского порта, чтобы забраться внутрь одного из заброшенных зернохранилищ.
35. Атмосфера заброшенного порта очень напоминает каналы на окраинах City 17 из культовой компьютерной игры. Так и вижу, как рассекаю по этим каналам на водном мотоцикле, как у Гордона Фримена.
36. Лейпцигский порт - место с интересной историей. Работы по его сооружению были начаты в 1938 году и свернуты в 1943-м. На момент сворачивания работ были построены три элеватора для хранения зерна, портовый причал и вся необходимая для доставки грузов железнодорожная инфраструктура. Не успели только самого главного - соединить порт с каналом Карла Хайне, проходящем через индустриальные районы западной части Лейпцига, а также не достроили до конца канал Эльстер-Зале, который бы соединил порт Линденау с рекой Зале, впадающей в Эльбу.
37. Изначальная идея проекта Эльстер-Зале канала была в том, чтобы обеспечить водное сообщение из Лейпцига к Северному морю, реализовав тем самым возможность экспорта продукции из промышленных районов города в другие страны по воде. Работы по строительству канала Эльстер-Зале были остановлены в том же 1943 году, что и работы по сооружению порта - из 19 километров были полностью построены и заполнены водой 11 километров канала. Работы приостановили до окончания войны так как все ресурсы страны были брошены на фронт. После победы Германии планировалось продолжить строительство водной трассы из Лейпцига к реке Зале, но история пошла не так, как это видели немцы в начале 1940-х.
38. Во времена ГДР работы по строительству водной трассы так и не были продолжены - правительство не было заинтересовано в этом канале, так как доступ к морю по Эльбе осуществлялся на территории потенциального врага - западной Германии и строительство канала утратило свой изначальный смысл - выход к морю. В итоге лейпцигский порт так и не начал работу по своему назначению, хотя построенные элеваторы использовались для хранения зерна вплоть до начала 1990-х. Затем два из трех элеваторов забросили, а третий используется до сих пор частным предприятием (он в центре кадра на снимке).
39. Примечательно, что территория порта Линденау рассматривалась в качестве места размещения олимпийской деревни для проведения летних Олимпийских игр 2012 года, но Германия не выиграла конкурс и игры прошли в Лондоне. Если бы история пошла немного по другому сценарию, это место сейчас было бы не узнать, а у Лейпцига появилась бы еще одна спортивная достопримечательность.
40. Оба заброшенных элеватора доступны для посещения и с их крыш открываются потрясающие виды на город. В эту пору года картинка с крыш особенно хороша.
41. Во время строительства порта в начале 1940-х успели вырыть котлован и заполнить его водой, но вплоть до 2015 года он был закрытым водоемом, не имеющим соединения с каналами. Лишь в 2012 году городом было принято решение соединить порт Линденау с Карл-Хайне каналом и вскоре начались работы по проходке 665-метрового участка, который в июле 2015 был заполнен водой и торжественно открыт, после чего стало возможным приплыть сюда на лодочке из центра города.
42. На снимке вдали виден недостроенный Эльстер-Зале канал, но водное соединение с ним из порта Линденау отсутствует. Всего 75 метров отделяют порт от водной трассы, которая хоть и не достигает реки Зале, но имеет протяжность 11 километров и определенный туристический потенциал, который очень слабо используется. В ближайшем будущем это соединение будет реализовано и тогда станут возможны длительные водные прогулки из центра Лейпцига за пределы города. Вообще про лейпцигские каналы планирую написать детальный пост, в котором покажу весь путь от начала Карл-Хайне канала до того места, где были остановлены работы по сооружению Эльстер-Зале канала.
43. На крыше старого элеватора сохранились очень атмосферные люки, напоминающие иллюминаторы на корабле. Кусочек морской романтики в порту, который никогда не видел ни одного судна.
44. Для любителей экстремальных ощущений есть возможность спуститься из одного из окошек по скоб-трапу на крышу. Была б крыша плоской, я б с удовольствием помедитировал бы на ней под осенним солнцем, наслаждаясь панорамами города, но крыша покатая и на ней нет ни одной зацепки для того, чтобы по ней можно было бы безопасно перемещаться. А жаль.
45. Почти никогда не фотографирую себя во время таких прогулок, но тут все-таки исторический момент, так что сделал исключение. Пусть останется память о том, как я выглядел в свой первый день в Лейпциге.
46. Помимо того, что заброшенный порт сам по себе очень живописная локация, не менее атмосферны психоделические интерьеры его элеваторов.
47.
48. Переплетения труб напоминают застывших механических существ из альтернативной реальности.
49. С крыши заброшенного элеватора очень хорошо просматривается городской центр.
50. Все городские доминанты отсюда видны как на ладони.
51. Лейпциг - совершенно плоский город, в черте которого есть лишь один холм и тот является трюмербергом - горой, насыпанной из обломков разрушенных бомбардировками Второй мировой зданий. Но так как Лейпциг не сильно пострадал во время войны, то и его трюммерберг настолько не высокий, что на фоне городских доминант его не видно.
52. Панорама городских крыш, над которой величественно возвышается главная лейпцигская достопримечательность - монумент Битвы народов. Для большинства туристов знакомство с Лейпцигом обычно ограничивается прогулкой по центральному кольцу и посещением этого монумента.
53. Если есть при себе хороший зум-объектив, то с крыши элеватора можно сделать весьма интересные фотографии городских пейзажей.
54. Слева главная городская доминанта и самое высокое здание Лейпйига - небоскреб City-Hochhaus, высота которого составляет 142 метра без антенны и 155 с антенной. Справа от него башня городской ратуши, высотой 115 метров, являющееся вторым по высоте городским зданием. С 1905 по 1972 год это было самое высокое здание города.
55. Еще одним украшением городского пейзажа являются градирни электростанции Kraftwerk Lippendorf, расположенной в 15 километрах от города. Их видно с любой обзорной площадки Лейпцига и меня очень вдохновляет этот урбанистический вид.
56. Моя прогулка по городской изнанке продолжается - я покидаю территорию порта Линденау и перемещаюсь к следующей городской заброшке - комплексу зданий, который видно на этом снимке справа (с надписью на фасаде краской CHEMIE).
57. Ныряю в каменный лабиринт городских улиц и наслаждаюсь великолепной эстетикой лейпцигских кварталов.
58. Разве можно не влюбиться в этот город с первого взгляда!
59. Отдельные здания на окраине города выглядят ярче, чем многие замки и дворцы. Архитектура Прекрасной эпохи во всем своем великолепии.
60. Детали фасадов можно рассматривать бесконечно. Качество строительства поразительное - здание было построено в начале прошлого века, а его фасад свеж, как будто дому всего лишь десяток лет.
61. Так выглядит этот комплекс зданий с обратной стороны. По исторической надписи на фасаде Körting & Mathiesen AG, я нахожу в сети информацию про эту фабрику. Здание было построено в 1897 году фирмой Körting & Mathiesen, созданной в 1889 году и специализировавшейся на производстве дуговых электрических ламп. Позже к производственной палитре добавились электрические счетчики и прожектора для флота.
В 1911-1912 годах фабрика значительно расширилась и приняла свой окончательный вид. Масштабы фабрики можно оценить по этому историческому снимку. К сожалению, после объединения Германии производство остановилось и в последующие десятилетия часть зданий фабричного комплекса превратилась в руины и была утрачена.
62. Внутренний дворик фабрики. Справа на снимке видна та самая вышка, которую можно увидеть на переднем плане исторического снимка. К сожалению, то крыло фабричного комплекса, что отходит от башенки под прямым углом, не сохранилось. Несколько фабричных зданий отреставрированы, но при этом практически не используются, внутренняя территория зарастает травой и покрывается тегами, все выглядит совершенно заброшенным, хотя окна целы, а значит какая-то жизнь внутри теплится.
63. А вот по другую сторону внутреннего дворика начинается заброшенная часть фабрики. На фото самое красивое из заброшенных зданий. Судя по пластиковым стеклопакетам, было отреставрировано в 1990-х, но затем его почему-то снова забросили. Еще пять лет назад Лейпциг был депрессивным городом, так что офисный комплекс на окраине города был обречен. Но скоро все изменится, тем более, что это здание находится в очень хорошем состоянии и вернуть его к жизни не составит особых капиталовложений.
64. Производство ламп, прожекторов и различных электроприборов на этой фабрике продолжалось вплоть до окончания Второй мировой, после чего завод попал в советскую оккупационную зону и его оборудование было вывезено по репарациям в СССР. Но через несколько лет фабрика снова ожила в форме народного предприятия VEB Leuchtenbau Leipzig и здесь было налажено производство фонарей уличного освещения.
65. Самым популярной и известной продукцией предприятия была модель уличного фонаря, имеющая форму ложки, которая массово внедрялась в городах соцлагеря и европейской части СССР. Производство просуществовало до начала 1990-х, после чего фабрику постигла участь большинства народных предприятий ГДР - остановка производства и ликвидация предприятия с последующем превращением территории в руины.
66. Фабричные здания, расположенные за внутренним двориком, выглядят совсем печально. После остановки производства фабричный комплекс пришел в полное запустение, все ценное оборудование было демонтировано, а коробки цехов отданы на откуп вандалам и графитчикам.
67. Заглянем внутрь, тем более что проникнуть в заброшенные здания можно прямо через главный вход. Архитектура прекрасной эпохи и пластиковые стеклопакеты - сочетание, которое ну никак не ассоциируется с Германией, но в Лейпциге иногда встречается, причем не только на заброшенных объектах.
68. Когда в кадр не попадают пластиковые окна и двери, локация становится весьма атмосферной, чему немало способствует осень.
69. Вид на внутренний дворик фабрики. Интересно, что оба фабричных корпуса слева и справа строились примерно в один временный период, но при этом настолько отличаются друг от друга. На этом снимке наглядно видно, насколько здание теряет в красоте, когда оригинальные стальные рамы заменяют на современный пластик.
70. Сейчас тут индустриальные руины, но это временно. Уверен, что в ближайшие годы, учитывая бурное развитие города, эти старые фасады будут восстановлены и в пустых глазницах окон снова зажжется свет и забурлит жизнь.
71. Одной из интересных архитектурных особенностей здания с фотографий 63, 64 является наличие большого круглого окна на лестничной площадке. К сожалению, оригинальное остекление было утрачено и его место занял уродливый стеклопакет, который позже изгадили тегами. Но в будущем все это будет несложно восстановить в оригинальном виде.
72. Внутри производственных цехов типичная для лейпцигских заброшек картина - треш, дестрой и низкокачественные граффити.
73. Это был мой первый лейпцигский заброс, не считая посещенной еще в 2015-м году пивоварни Sternburg. Все остальные индустриальные заброшки в городской черте, в которых я побывал позже, выглядели внутри так же или еще хуже, так что какого-либо исследовательского интереса они не вызывают.
74. В начале прошлого века фабрика имела свой собственный подъездной путь, а в 1907 году на ее территории был построен погрузочный железнодорожный комплекс для отправки готовой продукции. Теперь рядом с руинами фабрики проносятся поезда городской электрички.
75. Чуть в стороне находится еще одно заброшенное здание, которое вы могли заметить в этом посте на 13-й фотографии. А на пустыре, что на переднем плане снимка, раньше располагался очень выразительный в плане архитектуры литейный завод Eisengießerei Max Jahn, построенный в начале прошлого века. К сожалению, его руины полностью снесли еще в 2000-х. За прошлые три десятилетия Лейпциг потерял очень много качественной индустриальной архитектуры золотого века.
76. В этом здании 1899 года постройки располагалась фирма Hoh & Hahne Reproduktionstechnik, специализирующаяся на производстве материалов для фотографии. Во времена ГДР предприятие было национализировано и переименовано в VEB Polygraph Reprotechnik Leipzig, также сменилась производственная палитра предприятия - теперь тут выпускали печатные машины, большая часть которых экспортировалась в США. С объединением Германии предприятие постигла стандартная участь - банкротство и забвение.
77. Интерьеры заброшенной фабрики не особенно богаты артефактами, но при желании тут можно найти парочку интересных фотомотивов.
78. Большинство лейпцигского стрит-арта представляет собой откровенный треш, но среди этого треша иногда встречаются интересные идеи.
79. Как например этот бочонок с "краником".
80. Напротив фабрики осветительных приборов расположено еще одно заброшенное здание, достигшее состояние индустриальных руин. В начале прошлого века здесь располагалась фабрика Pianofortemechanik Fabrik Flemming, производящая механику для клавишных музыкальных инструментов. В 2000-е годы почти вся территория фабрики была снесена, осталось лишь одно это здание, которое сохранили, благодаря красивому фасаду. Но его состояние таково, что стоять ему осталось недолго.
81. На переднем плане на этой фотографии можно заметить два типичных для саксонских городов жилых дома, один из которых заброшен, а второй отреставрирован и обитаем. Обратите внимание, что в заброшенном доме под крышей находится обычный чердак, а в отреставрированном доме оборудованы квартиры. Переделывать чердаки в жилые помещения стали при реставрации домов после объединения Германии, во времена ГДР и раньше чердаки обычно пустовали. Я сам живу сейчас в доме 1908-го года постройки в современной квартире, обустроенной на месте бывшего чердака десяток лет назад.
82. Лейпциг - город фабрик. В начале прошлого века здесь располагалось более тысячи различных фабрик и заводов, во времена ГДР это был один из худших городов в Европе в плане экологии. Тысяча фабрик дымила и выбрасывала отходы производства в атмосферу и водоемы, вдобавок ко всему большинство домов отапливались угольными печами, что тоже не прибавляло чистого воздуха лейпцигским улицам. Теперь все изменилось кардинально, вся индустрия одновременно рухнула в 1990-м году и в настоящее время Лейпциг - это город сад, считающийся одним из самых зеленых и экологически чистых больших городов Германии. На фото здание завода по производству паровых пил, построенное в 1888 году.
83. На заднем плане виден один из элеваторов порта Линденау, где я был час назад. Розовое здание на переднем плане - бордель. В Лейпциге, в отличии от южной Германии, бордели размещают не в центре города, а на окраинах подальше от глаз горожан, часто в таких вот индустриальных зонах.
84. Покидаю заброшенную часть комплекса и возвращаюсь во внутренний дворик к отреставрированным зданиям бывшей фабрики.
85. Обилие тегов на заднем дворе говорит о том, что за зданием никто не присматривает и, хоть оно не заброшено полностью, но жизни внутри не видно совершенно.
86. Выход из внутреннего дворика фабрики на улицу. Это то же самое место, что и на снимке 59, только с обратной стороны. Внутри проход перегорожен забором, так что попасть с улицы во внутренний дворик фабричного комплекса можно лишь воспользовавшись дырой в заборе в двух сотнях метров отсюда.
87. Это было последнее место, которое я успел посетить в тот день. Этой ночью состоялся переход на зимнее время и после пяти вечера начинало стремительно темнеть, так что я отправился домой, чтобы к наступлению темноты оказаться в своем уютном новом жилище, налить стаканчик бурбончика и сесть просматривать фотографии с этой прогулки, заново переживая эмоции, которыми был наполнен этот день, пропитанный живописной постапокалиптической аурой осенних лейпцигских окраин.
Таким выдался мой первый день в Лейпциге в качестве местного жителя. Завтра у меня был еще один свободный день перед началом рабочей недели, который я тоже провел, исследуя атмосферные места городской изнанки, в
одном из которых чуть не попался охране, приехавшей по сигналу от детекторов движения. За следующие два года я обойду пешком все лейпцигские районы, составив в голове самую подробную карту города и обнаружив десятки великолепных, атмосферных мест, скрытых от глаз обычного обывателя.