Как организована работа инженера в Германии

Nov 26, 2015 19:35

Продолжаю рассказ о моей работе на предприятии по выпуску колесных погрузчиков. Полгода назад я уже рассказывал о том, как прошел мой первый год на рабочем месте. Рассказ тогда получился довольно пессимистичный, но после первого года все пошло гораздо лучше и сейчас я понимаю, что предприятие на которое я попал - это просто фирма мечты. Не знаю, могут ли быть лучше условия для работы офисного работника, чем те, что имеют работники фирмы Крамер? И это не только мое мнение: все коллеги, с которыми я общаюсь на работе, как один утверждают: так круто, как на Крамере еще не было нигде, а у них опыт работы не одно десятилетие и за плечами по пять фирм у каждого, так что их мнению я склонен доверять.

Что же такого крутого на Крамере? Об этом а также о многом другом в этом посте.



Начну с организационных аспектов и технической информации, разложенных по пунктам.

Организация рабочего времени:

Рабочая неделя на Крамере составляет 40 часов, как и на большинстве предприятий в Германии. Есть, конечно, и такие, где рабочая неделя имеет продолжительность 35 или 37 часов, так что Крамер тут не в числе лидеров. У каждого работника есть электронный чип, которым он отмечается на входе в заводской корпус и на выходе. Система распределения рабочего времени довольно гибкая и дает каждому возможность подстроить рабочее время под свои биоритмы или под текущую ситуацию, но это касается лишь офисных работников, на рабочих в цеху это не распространяется - у них начало и конец рабочего дня четко предопределены, что связано с особенностями конвейерного производства. Офисный же работник сам определяет то, когда ему начинать рабочий день и когда его заканчивать но в определенных пределах, так как есть основное рабочее время, в течении которого сотрудник должен присутствовать на рабочем месте. С понедельника по четверг это время с 8:30 до 11:45 и с 13:30 до 16:00, в пятницу короткий день и обязательное присутствие необходимо лишь в промежуток с 8:30 до 12:00.

Также каждый работник сам определяет продолжительность пауз. Согласно правилам, в течении рабочего дня работник имеет право на две паузы, первая длительностью 20 минут в период с 8:45 до 9:45 и вторая обеденная 40 минут в период с 11:45 до 13:30. Этот час автоматически вычитается из рабочего дня, если время, проведенное сотрудником на работе, составляет более шести часов. Помимо этого из рабочего времени вычитаются еще 5 минут, необходимые для того, чтобы дойти до рабочего места и настроиться на рабочий лад. Начинать работу можно с 7:00 утра и заканчивать желательно к 20:00. Согласно введенным в прошлом году правилам безопасности, максимальное рабочее время не может превышать 10 часов без учета пауз. Можно оставаться и дольше, но переработка более двух часов в сутки не будет засчитываться.

Теперь покажу, как это выглядит в моем случае. Я по своим биоритмам сова и для меня оптимально поздно ложиться и поздно вставать, так что я начинаю работу в наиболее позднее допустимое время 8:30 (на самом деле я всегда опаздываю так что обычно я прихожу в 8:40 или чуть позже). Утреннюю паузу я не делаю никогда, но зато в обед моя пауза длится час с 12:00 до 13:00. Двадцать минут паузы я трачу на прием пищи, остальное время гуляю вокруг завода, если на улице тепло или листаю ленту жж, если зима и холодно. Учитывая 65 минут паузы, что автоматически отнимаются от отработанного времени, мой рабочий день заканчивается в 17:35, но я часто перерабатываю, иногда по два часа. так как это время я могу конвертировать в дополнительный отпуск. По пятницам у нас большинство коллег работают до обеда, я же остаюсь подольше, так как не хочу терять часы. Обычно в пятницу я сижу до 16:00 или 17:00, но это время уже не работаю, а в основном пишу посты или лайкаю политоту в фейсбуке.

Благодаря этой системе, каждый сотрудник может выбрать для себя наиболее оптимальный график и работать максимально продуктивно. Или, скажем, одну неделю работать по 6 часов, если, допустим, приехали гости и хочется уделить им побольше внимания или просто напала лень и влом работать, а хочеться порубится дома в новый Fallout, но следующую неделю тогда придется работать по 10 часов, чтобы соблюдался баланс 40-часовой рабочей недели. Подобная система позволяет выстроить оптимальный баланс в связке работа-дом и применяется на многих средних и крупных предприятиях Германии.

Отпуск:

Для меня работа - лишь средство зарабатывания денег, за которые я в свободное от работы время могу приобрести вещи, эмоции и впечатления, которые делают мою жизнь счастливой, полноценной и радостной. Соответственно, свободного от работы времени мне хочеться иметь как можно больше, чтобы наполнять жизнь событиями, путешествиями и приятными эмоциями. И тут система делает мне чудесный подарок, предлагая на выбор деньги или отпуск. Как это работает:

Согласно контракту, в мой первый рабочий год я имею право на 26 дней отпуска в году, затем с каждым годом количество отпускных увеличивается на один, пока не достигает максимальной величины 30 рабочих дней в год - то есть без учета выходных и праздников. Это значит, что если я беру две недели отпуска, то из отпускных дней расходуется лишь 10. Таким образом 26 отпускных - это месяц и неделя чистого отпуска. Добавим к этому государственные праздники, которых в земле Баден-Вюртемберг 12 дней в году и получаем почти два месяца отпуска в год!

А теперь самое вкусное - те часы, что я работал сверхурочно я могу конвертировать либо в отпуск, либо в дополнительную зарплату. По правилам, я могу перерабатывать 2 часа в сутки = 10 часов в неделю или 40 часов в месяц, что равняется дополнительным пяти дням отпуска в месяц, если конвертировать переработку в отпуск. На практике, конечно, впахивать по 10 часов в сутки пять дней в неделю нереально, но тем не менее при желании можно увеличить свой годовой отпуск чуть ли не в два раза.

Я еще никогда не брал переработку деньгами, так как денег мне хватает и так, а сколько я бы не заработал, все равно все потрачу. Деньги давно перестали определять мое довольство жизнью и я не стремлюсь зарабатывать больше, поэтому все то время, что я перерабатываю, я беру исключительно отпуском, который трачу на путешествия и поездки, так как это приносит мне максимальную радость и наиболее яркие эмоции, которые остаются на всю жизнь.

В этом году я отдыхал больше, чем любой работник Крамера. Помимо 27 отпускных дней и 12 государственных праздников, я брал за счет переработки в этом году 12 дней отпуска и еще 4 возьму в декабре, так как у нас с 24 декабря по 6 января каникулы на фирме и часть дней, не являющихся государственными праздниками, нужно компенсировать за счет отпуска либо переработки. Итого в этом году у меня было 27 дней отпуска + 9 государственных праздников (было бы 12, но три праздника попали на выходные) + 16 дней за счет переработки = 52 дня отпуска или два с половиной месяца чистого отдыха. Мечта, а не работа! Что еще здорово, что пик загрузки на работе приходится на осень-зиму, когда идет разработка новых моделей, к весне модель запускается в серию и с мая по сентябрь делать инженеру тут практически нечего, поэтому фирма лишь приветствует, когда работник берет отпуск в теплый сезон, а в августе так у нас и вовсе три недели обязательных каникул, когда завод просто закрывается.

Весь свой отпуск я использовал исключительно для путешествий и в этом году я путешествовал так много, как никогда в жизни. К тому же помимо отпуска были еще выходные, на которых я в теплый сезон ни разу не оставался дома, максимально используя свободное время для познания мира и получения удовольствия от жизни.

Никогда не думал, что работая в офисе, можно быть настолько свободным. Спасибо Крамеру за это.

Атмосфера и рабочий коллектив:

Тут тоже дела обстоят настолько прекрасно, насколько это возможно. Все отношения в коллективе строятся на уважении, позитиве и гармонии. За полтора года работы, я ни разу не слышал, чтобы кто-то повысил голос или проявил хоть малейшее неуважение к коллеге. Все очень спокойные, расслабленные и всегда на позитиве. И работа у нас идет тоже не спеша, расслабленно и гармонично. Еще хочется отметить то равенство, которое царит на предприятии. Позиция человека, которую он занимает, совершенно никак не влияет на то, как человека воспринимают другие: и руководители, и инженеры, и работяги на конвейере, и уборщицы - все одинаково равны и у всех присутствует понимание, что мы делаем одно и то же дело, в успехе которого заинтересованы и в этом деле важен каждый элемент от уборщицы до монтажника на линии, от инженера до директора. Все одинаково нужны и отношение ко всем одинаково уважительное. То общество всеобщего равенства, которое мечатли построить коммунисты в прошлом веке уже давно существует в Германии, только в отличии от коммунизма, где все одинаково бедные, тут люди имеют хороший достаток, о котором можно наглядно судить по самому низшему звену - наша уборщица не умеет читать по-немецки, но зарабатывает достаточно, чтобы купить современный автомобиль, на котором она ездит на работу.

Конечно, работается в таком коллективе легко и приятно. Что касается общения внутри коллектива, то оно носит тут исключительно рабочий характер, как и отношения людей друг с другом. Все очень милы и вежливы в общении, но работа-работой, а приватная жизнь отдельно - это золотое правило немцев, особенно южных. Тем не менее мне удалось найти тут хороших приятелей, о чем будет ниже. Два раза в год подразделение разработки продукта (Produktentwicklung), в котором я работаю, собирается на совместные мероприятия - один раз летом на пикник и второй раз в декабре перед Рождеством в ресторане. Все эти мероприятия полностью оплачиваются фирмой, а в прошлом году на рождественскую встречу нам еще и экскурсию заказали по исторической части Пфуллендорфа, включая средневековые подземелья. Было очень инетересно и познавательно. В этот раз тоже что-то затевается, но от нас это держат в секрете.

Что касается организации рабочего процесса, то у нас в инженерном отделе отсутствует контроль за деятельностью работников. Подход такой, что люди, пришедшие на фирму, заинтересованы в развитии предприятия, и мотивированы работать честно и эффективно, за что в ответ получают комфортные условия труда, приятную атмосферу в коллективе и достойную зарплату. Так что тут нет стоящих над тобой шефов, какой-либо отчетности и прочих инструментов контроля. Подход базируется на сознательности рабочих и он отлично работает, судя по успеху предприятия на рынке. Удивительно, что даже популярные сервисы и соцсети в нашем офисе не заблокированы, что очень распространено на немецких предприятиях. Тут открыты все социальные сети: фейсбук, инстаграмм, твитер, жж и прочее, до недавнего времени был открыт контакт, но месяц назад его внезапно заблокировали. Я был очень удивлен этой блокироовкой, так как эта соцсеть мало известна в немецких кругах и у нас тут кроме меня ею точно никто не пользовался, в отличии от того же фейсбука, но фейсбук отлично себе работает, а контакт заблокирован.

Столовая:

Не случайно я выделил столовую в отдельный пункт, так как наша столовая - гордость Крамера. Мне доводилось бывать на многих предприятиях, но такой крутой столовой, как тут, я не видел нигде. Когда я начал работать на Крамере, моим первым удивлением было то, что за два месяца в меню не повторилось ни одно блюдо. И даже сейчас, проработав на заводе полтора года, минимум раз в неделю подают что-то совершенно новое, чего еще не было в меню до этого. Качество кухни, как в ресторанах, в меню присутствует все, начиная швабской кухней и заканчивая азиатской, индийской, итальянской и прочими. Разве что суши пока еще не было, но среди деликатесов были мидии и даже червяки, приготовленные особым образом. Всегда в меню присутствуют блюда для вегетарианцев, которых много среди моих коллег. Так что вегетарианец голодным не останется. Стоит главное блюдо 3,40 €, к нему еще можно взять суп, который тут представлен в основном похлебкой 1,10 € или десерт за такую же цену. На выбор каждый день, кроме пятницы предлагается три главных блюда, что-то классическое, экзотическое и вегетарианское. В пятницу выбора почти нет, так как многие работают лишь до обеда и затем сразу едут домой. В общем, столовая нашего завода - это еще один огромный плюс в и без того полную копилку позитива от фирмы Крамер.

Внерабочее общение:

Этим пунктом, пожалуй, завершу свой рассказ. Как я уже упоминал, завести приятельские знакомства в немецком коллективе очень трудно, так как немцы разделяют рабочую жизнь и личную и почти не смешивают их. К тому же у немцев нет потребности в расширении списка друзей и приятелей, так что построить приятельские отношения с кем то из коллег на таком уровне, чтобы иногда после работы выходить вместе на пиво, практически невозможно. Тут надо отметить, что я имею в виду прежде всего южных немцев в землях Бавария и Баден-Вюрттемберг, ситуация в восточной Германии или в той же NRW может отличаться. На юге тут специфический менталитет у людей, частью которого является ориентация на устоявшийся круг общения или семью и отсутствие желания этот круг расширять.

Главным минусом фирмы Крамер является ее расположение в глухом уголке южной Германии, в котором отсутствует транспортная инфраструктура в виде автобанов или железнодорожного сообщения. К тому же городок Пфуллендорф очень маленький и тут абсолютно нет возможностей для знакомств, кроме работы. Поэтому весь мой круг общения формировался исключительно на работе.

Попав на первую в своей жизни работу, я сперва занял позицию молчаливого наблюдателя, пытаясь изучить поведение людей и общение их друг с другом, чтобы знать, как вести себя самому, какие словесные обороты использовать в различных ситуациях и прочее, так как в разных регионах Германии разные правила и не хотелось выглядеть глупо или делать какие-то нелепые ошибки. К тому же и немецкий мой был не идеальным.

Из всех сотрудников отдела интерес к общению со мной проявил лишь инженер-электрик Николай. Как вы уже догадались, он был русским немцем и менталитет его отличался от менталитета остальных наших коллег, хотя общались мы с ним исключительно на немецком языке. Сперва мы начали вместе ходить в столовую и общаться во время обеденной паузы, затем уже осенью 2014-го он пригласил меня к себе домой на ужин. Николай был моим ровесником и работа на Крамере была его первой работой после университета. Сюда он переехал из Нюрнберга со своей женой-итальянкой и проработал тут уже год к моменту нашего знакомства. В гостях у Николая помимо меня был еще один коллега Джеймс - американец, с детства живущий в Германии, но до сих пор имеющий американское гражданство. С Джеймсом мы познакомились еще летом, когда наша фирма-посредник из Ульма организовывала встречу сотрудников и так как у Джеймса не было автомобиля, я взял его с собой в Ульм, во время этой поездки мы и познакомились. Джеймс работал на Крамере чуть больше года и за это время кроме Николая и еще одного коллеги Сергея, тоже русского немца, так ни с кем и не подружился, по причинам, указанным мною выше. Вскоре после этой встречи я пригласил парней и жену Николая к себе домой на пиво, и с тех пор мы начали встречаться регулярно. Так у меня появились хорошие приятели, и что немаловажно, немецкое общение.

Весной этого года наша фирма взяла в коллектив еще одного гидравлика, которого посадили в мою секцию. Правда, он до этого работал в совершенно другой сфере и опыта в гидравлике у него не было, поэтому ему пришлось всему учиться с нуля. Со Свеном, так звали моего нового соседа, мы быстро нашли общий язык, так как он оказался очень общительным и комуникабельным. Вскоре выяснилось, что он родом из восточной Германии и его детство и юность прошли в ГДР, чем и объяснялась та ментальная близость и понимание, что установились между нами. Вдобавок он немного знал русский и у него была русская жена, которую он вывез из Санкт-Петербурга еще будучи студентом. Немецких женщин Свен не признавал. В итоге Свен быстро вошел в нашу команду и стал постоянным участником наших встреч.

Но этой осенью наша команда сильно поредела, у Николая в августе закончился двухгодичный контракт и он нашел работу в Ингольштадте, куда и переехал в конце лета, Джеймса отдел сократили и его двухгодичный контракт, который подошел в августе к концу, не продлили и в конце лета он переехал в Гинген, что северней Ульма. Так что теперь со всей фирмы у меня внерабочее общение есть лишь со Свеном, который через месяц тоже покидает наше предприятие. Его жена и дочь живут в Манхайме, где у него своя квартира но этой весной он не смог найти работу поблизости, поэтому пришлось брать то, что было и переехать в Пфуллендорф, где ему пришлось снимать отдельно квартиру и каждые выходные преодолевать выматывающий путь в Манхайм к семье и обратно. Все это время он искал работу поближе к семье и недавно нашел, так что с нового года мое общение на работе будет исключительно рабочее. Больше у меня тут нет друзей.

Но и мне тут осталось недолго - лишь перезимовать зиму, а в мае и мой двухгодичный контракт подходит к концу и я тоже не намерен задерживаться в Пфуллендорфе, так что Крамеру скоро снова понадобятся гидравлики в штат. Если вы имеете инженерный опыт работы с гидравлическими системами или конструкторский опыт в Siemens NX и ищите крутую работу, при этом вас не пугает отдаленность Пфуллендорфа от больших городов, можете начинать слать резюме :)

Я бы сам с радостью проработал бы в Крамере всю жизнь, но очень соскучился по большому городу, новым знакомствам и роскоши человеческого общения. Так что скоро начну рассылку резюме в большие города, хотя такую крутую работу, как на Крамере мне вряд ли удастся найти.

Германия, работа, эмиграция

Previous post Next post
Up