Сегодня мы посетили Краков - город с богатейшей еврейской историей. Здесь сохранились дома, где жили евреи, синагоги, еврейское кладбище, и главное - сохранились истории о них.
Вот - старая синагога, первая в Кракове.
Это - места из фильма "Список Шиндлера". Мы увидели не только фабрику, где работали евреи Шиндлера, но и улицы, где снимался фильм.
Окна фабрики теперь заполнены фотографиями людей, которых он спас.
А так выглядела стена Краковского гетто - здесь сохранившийся кусок.
Забор в форме могильных плит. Сейчас за ним - жизнь.
Стулья - тоже памятник. Это часть твоего дома, которую ты не заберешь с собой, когда тебя выгоняют из него с минимальным набором вещей - деньги, теплая одежда, документы.
В Кракове очень красиво. И еще - там, очевидно, помнят о евреях :)
Мы были в синагоге, названной в честь Айзека Екелеса (он же Исаак Якубович).
Постараюсь пересказать притчу о нем, как рассказывал ее наш волшебный гид Влад Тельман.
"Давным-давно, в городе Казимеже (когда еще на этом месте не было Кракова, а был еврейский городок), жил человек по имени Айзек.
Ходил на работу, молился в синагоге, возвращался домой, чтобы вместе с женой уложить детей спать.
И как-то раз снится ему сон. Седовласый старец говорит ему: "Айзек! Завтра не ходи на работу, а бери лопату в город Прагу в далекой Чехии. Копай под каменным мостом, под вторым львом, и найдешь клад".
Айзек проснулся, очень обрадовался, и... пошел на работу. Мало ли что приснится человеку.
На следующую ночь старец решил снова явиться. Смотрит уже сурово, с прищуром, и строго так говорит: "Айзек!! Ты, может, что-то недопонял? Так я тебе схемку нарисую. Вот лопата, вот Прага, вот мост. Ступай, как только проснешься".
Айзек открыл глаза с утра и тут уже, естественно... пошел на работу. Иногда банан во сне - это просто банан.
Но на следующую ночь, не успел Айзек закрыть глаза, появляется старец. Глаза горят, борода всколочена, и рычит: "АЙЗЕК!!! ЛОПАТА! ПРАГА! МОСТ! ЖИВО!!!"
Ну, тут уж не до шуток. Встал Айзек, взял лопату, поцеловал жену и отправился в Чехию.
Правда, не подумал заранее, что мост-то находится у королевского замка, и его явно охраняют.
Высчитав время патрулей и обходов территории, Айзек прокрался к мосту и начал копать.
Но не успел он вырыть маленькую ямку, как на его плечо легла тяжелая рука королевского гвардейца, который резонно поинтересовался - чем он, собственно, тут занимается?
Айзек, вздохнув, понял, что быть ему битым в любом случае, и коротко объяснил про старца, про сон и про клад, зажмурившись в ожидании удара.
Когда удара не последовало, Айзек приоткрыл один глаз и с удивлением обнаружил, что гвардеец, согнувшись в три погибели, самым бессовестным образом ржет.
"Вот дурак! - проговорил он, утирая слезы от смеха. - Только дурак может верить снам и пытаться их исполнить. Вот мне, например, тоже три раза приснилось, что в Кракове, в домишке какого-то Айзека, под печкой лежит сундук, набитый золотом. И что, я теперь поеду в Краков искать там Айзека?"
Гвардеец так и не понял, почему этот сумасшедший еврей радостно обнял у него и убежал в ночь, забыв лопату.
А Айзек вернулся себе домой, разобрал печку, и откопал сокровище. На эти деньги, в том числе, была построена синагога, в которой мы сейчас сидим. Неизвестно точно, было что-то подобное, или просто сказка, но синагога носит имя того самого Айзека Елекеса."
Похожая притча встречается в разных вариациях. Я, например, читала ее в "Алхимике" Паоло Коэльо.
Мне приятно думать, что вполне возможно, притча про Айзека (а может, и не притча?) - первый вариант этой истории. Все же много лет и городу, и синагоге (уж побольше, чем Коэльо).
Так вот. Есть трактовка, что "Нечего искать сокровища за морем. Сокровища спрятаны в твоем доме, надо только хорошенько присмотреться".
Но мне больше нравится другая - та, которую предложил нам сегодня Влад.
"Самое ценное, что есть, находится, конечно, в нас самих. Но чтобы найти это, нам надо проделать большой путь".
Путь, который мы идем, - длиною в жизнь.
Но у меня ощущение, что за эту поездку я пережила уже больше жизней, чем за несколько лет.
День первый. День второй. День третий. День четвертый. День пятый.