Цена недоверия

Apr 17, 2017 14:14

Один мой партнёр часто описывает отношения с клиентами фразой: «Женятся по любви, а разводятся по закону». Эти слова часто звучат в адрес руководителей проектов и коммерческих специалистов, напоминая им, что заказчик всегда может перевести разговор из плоскости устных договорённостей в плоскость договорных отношений.

Речь, конечно, не о том, что кто-то начинает вести работы без договора, нет. А о том, что часто к договору формальное отношение. Стандартные формулировки, общие слова в описании требований к результату, которые можно истолковать по-разному. Конечно, если всё будет в порядке, если процесс исполнения договора не наткнётся на конфликты, тогда эти общие фразы не будут иметь никакого значения. Заказчик подписывает акт, оплачивает деньги и все довольны.

Но что происходит, когда что-то идёт не так? Неважно по чьей вине: исполнитель не справился с задачей, или Заказчик начал менять на ходу условия, не суть. Дело в том, что вместо коммерсантов и проектных менеджеров начинают общаться бухгалтеры и юристы. И вот тут начинаются проблемы, потому что у них нет ничего, кроме договора и подтверждающих документов. А обычно ведь проект исполняется как? Время на протоколы не тратится, промежуточные шаги не фиксируются, переносы сроков не привязываются к ответственным. И начинаются споры - кто виноват в том, что что-то пошло не так?

Так что же делать? Фиксировать каждый шаг работы с клиентом?



С самого начала относиться к проекту так, как будто будет спор? Оформлять протоколами все договорённости и изменения в проекте? Постоянно держать в голове мысль: чем будешь подтверждать действия в суде, если дойдёт до него? Оправданы ли эти затраты?

Непростые вопросы для малого бизнеса, потому что вся эта формализация очень сильно замедляет процесс продвижения к результату. Вот и приходится постоянно балансировать между желанием быстрее завершить проект с любимым Клиентом и риском встретиться с нелюбимым юристом.

Совет дня себе.
Перед началом работ по заключённому договору представь себе, что новый Заказчик откажется от приёмки работ и потребует назад предоплату. Будешь ли ты готов вернуть эти деньги по первому требованию? Готов ли ты остаться без оплаты за проделанные работы? Если нет, тогда стоит внимательнее относиться к протоколам, фиксирующим исполнение контракта.

работа, продажи, мысли в голове

Previous post Next post
Up