"Западное человечество
представляет собою явную общность на фоне сравнения его с афроазиатским, дальневосточным и южноазиатским вариантами цивилизации. СССР тоже был конкурентным проектов внутри Большого Запада и был убит.
Но тогда мы можем лишь отчасти метафорически сказать, что нынешняя война - не что иное, как гражданская война внутри Большого Запада между его англосаксонским вариантом (Европа, к моей величайшей скорби, лишь подпевала) и восточно-европейским, представленным Россией. То есть утверждение, что СВО - выражение гражданской войны в Большой России, страдает неполнотой." Андрей Парибок.
"Люди с ментальностью паханов, уголовников, заправляющие Западом, транслируют нашей стране такое сообщение: "Россия, твое место у параши". Ан не вышло и не выйдет."
Юбер Ведрин. Наша эпоха больше не является Вестфальской хотя бы потому, что число международных игроков серьезно
выросло. Что было временным явлением - так это типичная для 1990-ых вера европейцев в то, что мир стал пост-трагическим и пост-историческим...
Реальный мир сильно отличается от того восприятия мира, которое сложилось у многих представителей европейских элит после "конца истории", но реальность настигает их.
Михаил Хлебников. Как ни странно, я
благодарен и создателю Фандорина, и чемпиону по прыжкам в высоту Быкову. Они показали важную для всех нас вещь - границу, отделяющую свободу мнения, дискуссии, которые, безусловно, необходимы нам, от того, что называется просто: национальное предательство.
Наталия Курчатова. Народ тут
возмущается моей репликой о том, что мне жаль "террористку Трепову".
Да, мне жаль.
Потому что я знаю эту среду и могу представить, как формировались взгляды этой молодой женщины. Под чьим влиянием.
И считаю, что в том, что она сделала, виновата не только сама Трепова, но и вот такие характерные люди "высокой порядочности", а также их работодатели. Которые годами создавали для молодняка нарисованный очаг в виде - что угодно, только не Россия... за которым, на самом деле - натуральный пожар, смерть и безысходность.
nchudova: Да, мы самим себе дороги - и для нас это как раз достижение постсоветской истории. Израиль себя и так любил и любит, а Россия долго сомневалась - а может, и правда, ну его это государство, эту культуру, эту историю, может, самораспуститься до нуля... Нам самоубийство грозило, а уж если решили не помирать, так какая нам разница, кто там что о нас думает. Как решили жить, так и перестали думать о том, как убедить <посторонних> в нашей правоте. "Зачем нам мир, если в нём не будет России?" - это не про поиски признания и желание быть правым в чужих глазах.
Различие между нашим случаем и украинским (с АТО) и немецким (с гитлеризмом) в том, что у нас нет идеологии человеконенавистничества по отношению к нынешним военным врагам, а при АТО и при Великой Отечественной у наших врагов она была. А это значит, что в тех случаях их обыватель доверял государству, обнародовавшему своё стремление уничтожить людей. Так что доверие гос.информации - это нормально, ненормально только согласие с президентом, который говорит "наши дети будут в школу ходить, а их - в подвалах прятаться".
Андрей Парибок. Образное определение, кто такие либерасты.
Это люди, по политико-культурному убеждению желающие с Россией сделать примерно то же, что на Западе ныне широко делается при популяризируемой, пропагандируемой и навязываемой кастрации, которую, стали называть "сменой пола".
А потом, конечно, любезно предложить России эвтаназию, тоже модный и популярный на Западе исход.
Либерализм тут совсем не при чем.
buyaner: Гордиться принадлежностью к меньшинству - действительно, стало вполне приемлемо, но, если кто-нибудь самовлюбится на почве принадлежности к большинству - будь то большинство национальное или социальное, - это по-прежнему непристойно. Собственно, в эту формулу укладывается бóльшая часть актуальных конфликтов, поскольку современный ультралиберализм, похоже, имеет в виду "уничтожение большинства как класса" - то есть, сведения любого реального большинства к сумме произвольно организованных меньшинств. Делается это путём устранения, так сказать, "большинствообразующих" признаков, что субъективно переживается примерно так, как чувствует себя номинальный представитель какой-нибудь "титульной нации", внезапно обнаруживший, что он у себя в стране не хозяин. При этом внятно сформулировать свои ощущения он не может, поскольку никаких прав его никто не лишал, репрессиям не подвергал и на свободу не покушался. Но уверенности в своих силах, свойственного представителю большинства, не чувствует и член меньшинства; чем активнее муссируется эта тема, тем сильнее его страх перед потенциально опасной массой (и не сказать, что необоснованный). Всё это создаёт крайне нездоровую и тревожную атмосферу.
amunansen: Корневое противоречие либерализма по Уилберу, примерно: либерализм утверждает, что все «точки зрения» равноценны, но при этом считает свою «точку зрения» самой - самой.
az118: Успешность в делах - знак божественного благоволения и избранности (этическая максима протестантов с 17 века, особенно кальвинистов-англосаксов - Нового Израиля)
Попытка в условиях перманентного кризиса католичества вернуться к иудейским истоками христианства - рационализация священного писания при отказе от священного предания (мифа и мистики) и понимания Божьей Воли через успех в земных делах, причем предопределенного до начала мира (предопределенная избранность). Первые шаги к этому были в 12 веке на пике авторитета Пап и монашества и конфликта между ними при появлении сильных торговых городов-государств (тогда появилось представление о Папе-Антихристе), далее в 14 веке после краха движения крестоносцев (в "Божественной Комедии" Папы попадают в Ад) и особенно смертоносной эпидемии чумы (Джон Уинклиф против Пап), затем движение гусситов и наконец Реформация Лютера, расколовшая католический мир с выделением кальвинизма
В 392 году император Феодосий Великий своим эдиктом запретил все религиозные культы, кроме христианства, которое стал гос.религией, тем самым намертво связанной с Империей.
а в 395 году он же разделил Империю на Западную, которая через 80 лет пала и на западе наступили 300-летние полит.раздробленность и глубокий упадок, охвативший и католическую церковь, который на 50 лет прервался Каролингским возрождением (в его начале Рим.Кат.Церковь произвела фальшивый Константинов Дар, по которому Константин Великий перед смертью якобы передал ей всю полит.власть над всеми христианами), но с новым разделом уже Кароллингской империи продолжился до 11 века, при этом население запада из недавних язычников духовно окормлялось Римской Курией, за 500 лет утратившей органическую связь с Империей и с началом Высокого Средневековья со Священной Римской империей, представлявшей лишь центральную часть католического мира, и реформированным клюнийским монашеством, охватывавшем весь тот мир, стала претендовать на верховную полит.власть во всем христианском мире, что вызвало отпор и со стороны части монашества, и со стороны Св.Рим.империи, и со стороны Восточной Римской империи, где связь Церкви и Империи и их симфония сохранялись до 15 века, а после ее падения эстафету подхватило Московское царство и затем Российская империя.
trita: Из-за хронической тяжести неопределённости сознания человеку свойственен идеологический эскапизм, который принимает две крайности - радикальная формализация морали в догму, что на практике жизни ведёт к инквизиции, либо радикальное абстрагирование морали во вседозволенность. Отсюда же и сладкая парочка геополитики тоталитаризм vs либерализм.
Тезис про «сто цветов» (если забыть чёрную ироничность его китайской истории) не сработает потому, что бытие процесс неравновесный, эволюция сознания требует от человека жертв и усилий, а инволюция - расслабленности и потакания инстинктам. Поэтому, по закону экономии, если вы не инвестируете универсальную добрую волю к развитию - ваши культурные растения и цветы поглотят сорняки, хаос и деградация. Не дозреет человечество. У современного человечества не хватит эволюционного потенциала, чтобы практиковать просвещённый либерализм, только вульгарный, с предсказуемым исходом. Для цветов нужен цветник, а его нет.
Отдельным индивидам кажется, что они могут цвести самостоятельно, но даже если это правда (почему нет) это не меняет общего системного состояния, это лишь ставит перед ними задачу децентрализации внимания со своего потенциала и цветения на системный, а не вот это вот всё нынешнее - закатывать истерики, пускаться в бега... Некуда бежать.
civil_engineer: Чем выше уровень жизни - тем ниже порог предательства. Так, у элит нет ни родины, ни веры, ни национальности вообще. Исключения - это те, кто сделал из своей веры, родины, нации бизнес или пример для подражания. И даже среди них истинно верующих единицы: требуемая конкурентоспособная скорость реакции предполагает отсутствие слепых (для рефлексии) зон.
Вы думаете, что у них нет друзей? Всё гораздо печальнее: у них даже врагов нет. Есть лишь ложно понимаемые интересы.
Можно даже сказать, не слишком упрощая, что русская война за независимость имеет своей целью разрыв глобальной отрицательной обратной связи, которая не даёт отдельным странам выпасть из мировой финансовой, производственной и ментальной цепочки. Цепочки создания и угнетения, международного рэкета и нормирования прибыли, обязательных массовых экспериментов по разделению фауны на элоев и морлоков, иными словами к антропологическому переходу и преодолению барьера Савельева.
vladkuzovka: В обществе две созидающие силы: конкуренция и кооперация. В сложных жизненных условиях общество либо кооперирует силы или исчезает. Как только на ломоть хлеба есть что намазать, тут как раз и появляются иффективные паразиты, тьфу, ты, менедЖоры.
az118: Общее движение истории:
- аграрное общество со сословно-служилым строем,
Премодерн - Армия+Церковь+Работники,
патриархальная семья и Империя с локальными торговыми городами;
- индустриальное общество с торгово-промышленным строем,
Модерн - Промышленники+Интеллигенция+Рабочие,
патриархальная семья и национальное торгово-промышленное государство;
- постиндустриальное общество с финансово-информационным строем,
Постмодерн - Интеллигенция+финансисты+массы потребителей,
деградация пола и семьи, гинекократия и ТНК с транснациональной стареющей массой инфантильных потребителей виртуальной продукции;
Александр Дугин. После распада СССР и победы Запада, атлантизма мондиалистские проекты должны были либо отмереть, либо изменить свою логику.
Новой версией мондиализма в постсоветскую эпоху
стала доктрина Фрэнсиса Фукуямы, опубликовавшего в начале 90-х программную статью - “Конец Истории”. Ее можно рассматривать как идейную базу неомондиализма.
Фукуяма предлагает следующую версию исторического процесса. Человечество от темной эпохи “закона силы”, “мракобесия” и “нерационального менеджирования социальной реальности” двигалось к наиболее разумному и логичному строю, воплотившемуся в капитализме, современной западной цивилизации, рыночной экономике и либерально-демократической идеологии. История и ее развитие длились только за счет нерациональных факторов, которые мало помалу уступали место законам разума, общего денежного эквивалента всех ценностей и т.д. Падение СССР знаменует собой падение последнего бастиона “иррационализма”. С этим связано окончание Истории и начало особого планетарного существования, которое будет проходить под знаком Рынка и Демократии, которые объединят мир в слаженную рационально функционирующую машину.
Такой Новый Порядок, хотя и основанный на универсализации чисто атлантической системы, выходит за рамки атлантизма, и все регионы мира начинают переорганизовываться по новой модели, вокруг его наиболее экономически развитых центров.
akor168: Высшее образование сейчас это по факту среднее массовое. А собственно высшее по сути исчезло и уже пора начать говорить про его возрождение. Например, один из признаков старого высшего образования - сам факт его получения то есть то, что человек не вылетел из вуза за 10 сессий уже дает некий нетривиальный уровень как самого человека так и его знаний.
В 1970-х годах студенты Принстона и Стенфорда имели средний балл С по окончанию то есть 2.0 из 4. Но такое С (троечка, государственная в переводе на советские) стоило больше чем современные диссеры. То есть оценки еще и накладываются на уровень вуза, и любой вуз это было именно учеба на грани своих возможностей.
А сейчас вузы оказывают массовые образовательные услуги, у преподавателей забирали право и обязанность отчислять несправляющихся, министерство на полном серьезе рассылать служебные записки где требует от руководство вузов, чтобы процент окончивших вуз был не менее 90% от поступивших, а иначе лишим финансирования.
Старая система образования по сути убита и не сказать чтобы это кого-то тяготит. В конце концов, не было же никаких вузов большую часть времен, ну вот был перед нами период в 200 лет когда вузы были, ну вот он закончился и мы возвращаемся к истокам.
papalagi: Нордау, Макс. Вырождение (Entartung). Перевод с немецкого под редакцией и с предисловием Р. И. Сементковского. Изд. Ф. Павленкова. Спб. 1894.
Картины, нарисованные автором, на первый взгляд кажутся крайне безотрадными. В цивилизованном мире господствует сумеречное настроение, которое выражается, между прочим, в странных эстетических теориях. Все эти новые течения: реализм или натурализм, декаденство, неомистицизм и разные его виды - признаки вырождения и истерии, вполне совпадающие с симптомами этих болезней, выясненными и установленными наукою. Вызываются же вырождение и истерия органическим истощением, постигшим народы вследствие громадных запросов на их деятельность и вследствие сильного развития больших городов. Эстетические школы, возникшие за последние годы, указывают нам путь не вперед, в будущее, а назад, в прошлое. Их слово - не восторженное предсказание, а бессмысленный лепет и болтовня душевно-расстроенного. Такова основная точка зрения Нордау, с которой он и рассматривает подробно разные течения в литературе и искусстве. К мистическим течениям автор относит прерафаэлизм в Англии (живопись), символизм во Франции и толстовщину (поэзия), вагнерианство (музыка) и каррикатурные формы мистицизма в лице Пеладана, Метерлинка и др. Умственные особенности, характеризующие Л. Толстого, представляют собою не что иное, как хорошо известные и прочно установленные признаки вырождения высшего порядка. Мистическое настроение, по мнению автора, характеризуется расплывчатым или бессвязным мышлением, непроизвольной ассоциацией идей, навязчивыми представлениями, эротическою возбуждаемостью и религиозной мечтательностью. Наряду с мистицизмом в настоящее время распространен эготизм, под которым Нордау разумеет болезнь, выражающуюся в том, что больной видит все в превратном свете, не понимает окружающего его мира и не умеет найтись в нем. К эготистам Нордау относит: парнасцев и демонистов (Бодлэр и др.), декадентов и эстетиков (Гюисманс и др.), Ибсена и Ницше. Третьей формы вырождения, реализм или натурализма, Нордау касается лишь в общих чертах, так как она находится уже в полном упадке на своей родине.
Дмитрий Петровский. Одна моя знакомая замечала любопытный нюанс. Достоевского знают и любят в Европе. А вот в Америке больше заходит Толстой. В этом есть, если подумать, своя логика: в текстах Толстого очень много пространства, воздуха, жителю просторных Штатов в них просто гораздо комфортнее, чем в клаустрофобических мирах Достоевского. А европейцу там в самый раз.
Ещё есть профессиональная любовь киносообщества к Чехову. Возьмите абсолютно любой из сотен американских учебников сценарного мастерства - и там обязательно будет Anton Chekhov. Ну и Набоков, конечно. Куда мир без "Лолиты"?
trita: Искусственный И можно считать памятником традиционным формам искусств. Для многих это новость хоть и реалистичная, но «плохая», так как памятник всё-таки могильный. Не то чтобы ИИ похоронил искусства, в моём понимании они уже были мертвы, выработаны как кимберлитовые трубки до дна, а волшебная машинка лишь сделала этот неочевидный внутренний факт - внешним, объективным.
Искусства в строгом смысле это универсальные области познания разных материй, а не области частных инициатив по созданию каких-то предметов, звуков, телодвижений и пр. эксклюзивных артефактов, для эксклюзивной торговли. Как когда-то мореходство из области подвижничества, искусства и открытий стало просто технологией - так и планеты искусств перестали быть резиновой террой инкогнита, меняющей жертвы на америки. Сегодня это «искусства» в кавычках, а по сути техники, практики, сферы услуг, hand-made производства. Само слово применяться уже по инерции + благодаря всё ещё высокому уровню неискушённости публики + PR активности дельцов + самообольщению амбиций самих деятелей.
az118: Феномен Стругацких рожден хрущевской оттепелью 1956-1962 гг и связанных с нею надежд сов.интеллигенции что коммунизм это общество научно-технической и творческой разносторонне развитой интеллигенции, осваивающей просторы земные и космические и помогающей молодым народам Вселенной дотянуться до своего уровня носителей прогресса, свободы и разума, как мнилось Марксу-Энгельсу-Ленину и было записано в Программе XXII съезда КПСС 1962 года, обещавшей коммунизм к 1980 году, и что было основной темой сов.фантастики той эпохи, перенесшей в светлое будущее передовые н-т практики российской и советской действительности 19-20 вв на фоне явных больших успехов соц.системы во главе с СССР и крушения кл.кап.системы и колониализма, но примерно с 1963-1964 гг, когда реальность стала расходиться с парт.декларациями и надежды стали блекнуть, сместившей внимание на природу самого человека, общества и прогресса и часто начавшей скатываться в скрытое и явное диссидентство, ища подлинную свободу и истинный прогресс на западе, начавшего с конца 1960-х все больше обгонять СССР технологически и по уровню жизни.
Но сам советский прогрессизм родом тоже с запада, он был особой разновидностью западного прогрессизма на российской почве, рожденной необходимостью противостоять экспансии запада на восток Евразии и защититься от запада, в сов.варианте в попытке стать западнее запада, перехватив инициативу глобальной вестернизации мира в марксизме-ленинизме (типично западной идеологии), которая провалилась и запад продолжил движение к концу своему и мира
nchudova: Нас не "все не любят", нам не до любви, нам устоять нужно и на помощь "хозяина мира" нам рассчитывать не приходится - а Израиль так или иначе поддерживают и прикрывают, всякие СМИ и университеты могут поорать, но вооружать ХАМАС против Израиля они не могут. Но утратить ореол главного мученика и милого "анфан террибль" - это обидно, да, это тоже некоторое мучение и разочарование.
buyaner: Израильский миф в известном смысле
противоположен еврейскому. Еврейский - принципиально НЕгероичен, героизм это вообще глубоко языческая вещь. Израильский - героичен в высшей степени. За неимением собственной традиции героизма был позаимствован польский вариант, с его ярко выраженным культом смерти. ... В Америке сейчас очень популярен один мрачный раввин, он пытается подвести под израильский героический миф еврейскую базу. Не без успеха, надо признать, но особенность талмудической традиции такова, что при желании базу можно подвести подо всё. Если же не заниматься крючкотворством, а смотреть правде в глаза, то придётся признать, что, как ни дико это прозвучит, Израиль с еврейством несовместим. Надо было попробовать, чтобы в этом убедиться.
Масада - как раз очень показательный пример. Практически всё, что мы о ней знаем, известно от Иосифа Флавия, целенаправленно подстраивавшегося под вкусы и мировоззрение языческой аудитории. У него - героизма хоть отбавляй. Между тем, все притчи Талмуда, трактующие события Иудейской войны и разрушение Второго храма, сводятся к тому, что оно было наказанием за внутренние распри, причём зелоты, укрывшиеся в Масаде, были главным источником зла. Более того, даже Хасмонеи, которых, казалось бы, не в чем упрекнуть, особой благосклонности в еврейской традиции не удостоились, поскольку были, с её точки зрения, узурпаторами. Книги Маккавеев - вернее, их утраченный еврейский оригинал - по этой самой причине не вошли в канон, несмотря на вероучительную важность (изложение событий Ханукки). А в Израиле да, в Израиле и Масада, и Бейтар, и Хасмонеи - основа военно-патриотического воспитания молодёжи, от какового выражения у нормального еврея делается несварение личности.
Андрей Парибок. Язык, поддерживающий определенную цивилизационную ментальность, непременно несет ее отпечаток. Русский язык держит восточноевропейский вариант Большой Западной цивилизации и он в опред. отношениях отличен в своем строе от западных соседей от Данцига до Лиссабона
Выдающийся лингвист Вежбицкая (полячка, работала преимущественно в Австралии) отлично описала некоторые важные системные отличия русского языка от нормальных европейских, в частности и прежде всего нашу непостижимую для них трактовку отношения чувств и переживаний к субъекту, описывающему их с позиции рассудка. "Мне снится, мнится, скучно, кажется, думается, не спится, лень, надо, хочется..." Не все европейские языки в этом непонимании столь последовательный. как образцовый европейский французский (и не-европейский западный, английский). Но похоже, что она оставила без должного внимания две другие черты: 1. Фактическое отсутствие у нас бытийного глагола-связки и 2. поразительная изощренность системы видов и подвидов глагола выражающих тончайшие модальности действия. Т.е. действие в ближайшем окружении его смыслов понимается и трактуется так, что европеец (романских и германских кровей) наверно никогда не сможет этого освоить. Поплевывал, расплевались они друг с другом, допился (довындреривался...), и пр. он, уделали мы их, откашлялся , прокашлялся, высморкался и просморкался, распетушился,, и пр. (в весьма скромном , урезанном, безвидовом варианте это есть в немецком с его многочисленными глагольными приставками) Эта мощь контрастирует с явным нежеланием русского человека встраивать действие в глобальную схему согласования времен, типичную для романских языков и заимствованную германскими. Нам не нужны эти плюсквамперефекты, будущее в прошедшем и подобные вторичные времена. Интересно, что виды глагола есть и в греческом языке (а греки- православные). Данная черта заслуживает а) лингвофилософского осмысления и б) фактической проверки, представлена ли она в двух главных объевропеенных славянских языках - чешском и польском. НО по крайне мере в польском , пусть частично, но была заимствована система согласования времен.