Вклад российских учёных в развитие иранской диалектологии (часть 2; В.А.Иванов. Биография)

Dec 02, 2012 21:22


mso-ascii-theme-font:major-bidi;mso-hansi-theme-font:major-bidi;mso-bidi-theme-font:
major-bidi">Что касается Владимира Алексеевича Ива́нова, то о нём до последнего времени практически не было информации, поскольку он, по большей части, жил за пределами России. Только в конце прошлого года в журнале «Петербургское востоковедение» появилась информация, касающаяся В.Иванова. Эту информацию подготовил известный петербургский востоковед Олег Акимушкин, снабдив, к тому же, комментариями. Профессор Акимушкин в 1966-1970 гг. (что соответствует 1345-1349 гг. солнечной хиджры) находился с профессором Ивановым, который в то время жил в Тегеране, в регулярной переписке.

mso-ascii-theme-font:major-bidi;mso-hansi-theme-font:major-bidi;mso-bidi-theme-font:
major-bidi">Доктор mso-ascii-theme-font:major-bidi;mso-fareast-font-family:Calibri;mso-fareast-theme-font:
minor-latin;mso-hansi-theme-font:major-bidi;mso-bidi-theme-font:major-bidi;
mso-ansi-language:RU;mso-fareast-language:EN-US;mso-bidi-language:AR-SA">[1]
Акимушкин пишет, что он был в числе тех, могущих быть пересчитанных по пальцам людей, которым в те годы доводилось лично общаться с В.Ивановым.


В своём предисловии О.Акимушкин отзывается о В.Иванове как о выдающемся российском иранисте и специалисте по исмаилитскому движению, имеющем мировую известность. Он пишет, что пишет, что сочинения В.Иванова в этой области заложили прочную научную основу для анализа исмаилитской истории и философии. С точки зрения человеческой личности, доктор Акимушкин описывает В.Иванова как человека очень простого, смышлённого и критичного.

mso-ascii-theme-font:major-bidi;mso-hansi-theme-font:major-bidi;mso-bidi-theme-font:
major-bidi">         Доктор Акимушкин делится сведениями о последних годах жизни В.Иванова. Сообщается, что В.Иванов в 1959 г. (1338 г. с.х.) переселился из Бомбея в Тегеран. Совет Тегеранского университета предоставил ему две сравнительно маленькие комнатки на втором этаже университетского общежития. В этой квартире обычно останавливались иностранные профессора, которых приглашали в Тегеран. В не же В.Иванов вёл занятия по исмаилизму для докторантов из Европы и Японии. В 1968/1327 г. он был награждён иранским орденом за выдающиеся заслуги в исследованиях философии и культуры Ирана. В.Иванов умер в Тегеране 1 июля 1970/1349 г. По случаю его кончины вышло несколько некрологов, включая написанные Ираджем Афшаром, Фархадом Дафтари, Шарифом Хосейном Гасеми и другими.

mso-ascii-theme-font:major-bidi;mso-hansi-theme-font:major-bidi;mso-bidi-theme-font:
major-bidi">         Вместе с тем, доктор Акимушкин в своих записках сообщает, что В.Иванов написал книгу воспоминаний (объёмом примерно 160 страниц), а за несколькими годами ранее доктор Фархад Дафтари (из Института исмаилитских исследований в Лондоне) имел намерение выпустить английский перевод этих мемуаров. Мне неизвестно, осуществилось ли это его намерение или нет.

mso-ascii-theme-font:major-bidi;mso-hansi-theme-font:major-bidi;mso-bidi-theme-font:
major-bidi">         Далее, в упомянутом журнале была опубликована «Краткая биографическая заметка», которую написал сам В.Иванов и в 1966/1345 г.отправил доктору Акимушкину. По словам самого В.Иванова, эта заметка равносильна «списку фактов». Эти факты очень важны, однако ввиду отсутствия времени, я лишь ограничусь их перечислением. Во-первых, сообщается о родителях и образовании (школе, которую В.Иванов закончил с золотой медалью, затем - Институте восточных языков при Санкт-Петербургском университете, где В.Иванов получил диплом по персидскому языку и литературе). Первое место работы В.Иванова - Ссудный Банк Ирана, в котором он занимал должность заместителя руководителя агентства по городу Бирдженду. Потом он был переведён в Керманшах, а в 1914 г. вышел в отставку.

mso-ascii-theme-font:major-bidi;mso-hansi-theme-font:major-bidi;mso-bidi-theme-font:
major-bidi">Следующая глава «Краткой заметки» носит название «Путешествие и сбор манускриптов (до 1915 года)». В этой части упоминаются порты Анзали, города Тегеран, Исфахан, Мешхед и Бирдженд. В этих городах В.Иванов приобретал рукописи и занимался изучением местных диалектов. Затем его путь пролегал из Бирдженда в Керманшах. Во время путешествия он изучал курдские диалекты. После этого, он отправился в Багдад и Басру, а затем по морю - в Карачи и Бомбей. В это время разразилась Первая мировая война. Возвращаясь из Индии, по пути в Бушер, В.Иванов два с половиной года провёл в Ширазе и купил там прекрасную коллекцию рукописей.

mso-ascii-theme-font:major-bidi;mso-hansi-theme-font:major-bidi;mso-bidi-theme-font:
major-bidi">         Затем В.Иванов вернулся на Родину, в Санкт-Петербург (носивший в то время название Петроград). По прошествии четырёх месяцев его отправили в Бухару собирать рукописи. Следующая поездка В.Иванова в Бухару состоялась в 1918 году. Поставленная перед ним задача вновь состояла в сборе рукописей, однако ввиду девальвации, его задачей стал сбор материалов по ягнобскому языку.  Однако выполнить ни одну из этих двух задач В.Иванову не довелось, ввиду начавшегося контрреволюционного партизанского движения. Тогда с разрешения советского правительства он покинул Бухару и уехал в Иран. Это произошло в июне 1918 года.

mso-ascii-theme-font:major-bidi;mso-hansi-theme-font:major-bidi;mso-bidi-theme-font:
major-bidi">Экономическое положение Ирана в то время было плачевным. В 1917 году в Иране наступил голод. Российские деньги обесценились. Найти работу было сложно или невозможно. Русские продавали своё имущество и на эти деньги жили. Лишь через два месяца В.Иванов нашёл работу учителя в обмен на еду и кров в частном доме в Сабзеваре. В 1919-1920 гг. он работал переводчиком на ирано-афганской границе и изучал местных крестьян и кочевников (а именно, курдов, тюрок, афганцев и других).

mso-ascii-theme-font:major-bidi;mso-hansi-theme-font:major-bidi;mso-bidi-theme-font:
major-bidi">         В 1920 году В.Иванов нашёл работу в Азиатском Обществе Бенгалии. В Калькутте он занимался составлением каталога для большой старинной коллекции персидских рукописей. В это время вышло несколько статей В.Иванова о языкознания в индийских и европейских журналах. Кроме того, его регулярно посылали в раздичные области Индии и Ирана (в том числе, в Бушер, Шираз, Мешхед и Захедан) для покупки книг. В этот период он собрал более полутора тысячи книг.

mso-ascii-theme-font:major-bidi;mso-hansi-theme-font:major-bidi;mso-bidi-theme-font:
major-bidi">         Последняя часть «Краткой заметки» В.Иванова носит название «Бомбей, 1931 год, специализация по исмаизизму». В этой области он выполнил огромную работу. Я перехожу к этому вопросу. Достаточно сказать о создании «Исмаилитского союза», ответственным секретарём которого В.Иванов был с 1946 по 1970 годы, о многочисленных публикациях, в том числе монографиях, и о собранной им коллекции в 600 исмаилитских рукописей.

mso-ascii-theme-font:major-bidi;mso-hansi-theme-font:major-bidi;mso-bidi-theme-font:
major-bidi">         На этом мы завершаем краткое сообщение о биографии В.Иванова.

mso-ascii-theme-font:minor-latin;mso-fareast-font-family:Calibri;mso-fareast-theme-font:
minor-latin;mso-hansi-theme-font:minor-latin;mso-bidi-font-family:Arial;
mso-bidi-theme-font:minor-bidi;mso-ansi-language:RU;mso-fareast-language:EN-US;
mso-bidi-language:AR-SA">[1]
Так в персидском тексте

Previous post Next post
Up