Чтение - это суперсексуально (ЧАСТЬ 2)

Mar 03, 2013 12:51



Вот здесь >> "Чтение - это сексуально (ЧАСТЬ 1)". Для тех, кто пропустил.

Сразу предупреждаю: знатоки продвинутого постмодернизма могут идти туда, куда Полонский послал тех, у кого нет миллиарда.
Идите туда и там молитесь своим идолам, там проповедуйте свои теории, там изучайте концепции структурализма, деконструктивизма и прочие шизофренизмы.
За всеми этими "-измами" скрываются невежды, которые хотят всех поразить "начитанностью", и графоманы, выдающие свою затхлую бездарность за непостижимую гениальность.
Поэтому... никогда не путайте графомана с суперменом, а дурь в голове с болью в сердце.

Набоков в предисловии к американскому изданию "Лолиты" писал про такой тип литературы:
"Для меня рассказ или роман существует, только поскольку он доставляет мне то, что попросту назову эстетическим наслаждением (...)
Все остальное, это либо журналистская дребедень, либо, так сказать, Литература Больших Идей, которая, впрочем, часто ничем не отличается от дребедени обычной,
но зато подается в виде громадных гипсовых кубов, которые со всеми предосторожностями переносятся из века в век, пока не явится смельчак с молотком и хорошенько не трахнет по Бальзаку, Горькому, Томасу Манну".

Если сто раз сказать "мороженое", слаще от этого во рту не станет. Если назвать дребедень красивым словом "постмодерн" - эстетического наслаждения от чтения дребедени не прибавится.
Можно сколько угодно прятать дряблое тело под покровами пышных одежд, но когда дело дойдет до секса... вряд ли вам захочется любить несвежую плоть.
Так и с литературой. Большинство современных кумиров - голые дурнопахнущие короли, которых хочется трахнуть по голове, а не в постели...
Они нудны и многословны. Их слог неряшлив, а мысли неоригинальны. Это блогеры, журналисты, постмодернисты... Писаки, писари, писцы, но не писатели.

После секса с блядью хочется одного - помыться... А вот после ночи любви хочется пахнуть своей женщиной вечно.
После прочтения же большинства современных "писателей", хочется не просто помыться... хочется содрать с себя кожу. Причем заживо.

***
Это была ещё одна пафосная прелюдия. Однако, в бочках современного литературного дерьма есть и редкие ложечки меда.
Я постараюсь их не упустить и облизать. Поехали!

***
Отдельной строкой: я не буду обсуждать "военную прозу" советских писателей-фронтовиков, которые всем известны. Скажу кратко - это святые люди и великолепные художники.
Критиковать их ни я, ни вы не имеем никакого права. Наша обязанность читать их книги, целовать их старенькие руки и класть цветы к их могилам, если они уже не с нами.
И еще одно: мы должны заставить своих детей и внуков прочесть и понять их книги. Запомнили?
Вот теперь - поехали!

Пророки

Из смурной второй половины 20-ого столетия только три писателя достойны сравнения с небожителями русской классики 19-ого века.
Это Варлам Шаламов, Иосиф Бродский и Веничка Ерофеев. Титан, Поэт и Шут.
Три абсолютно разных судьбы, три абсолютно разных характера, три абсолютно разных стиля... Три кита. Три недоступные вершины русской современной прозы.

Попсня и поэты

Вся остальная современная литература, как и современная музыка, по большому счету - попсня. Для литературной попсни придумали красивое слово - "беллетристика".
На российской эстраде сегодня царят: Акунин (люблю), Пелевин (уважаю) и Быков (не люблю и не уважаю)...
Это, конечно не три богатыря, а три беллетриста (две большие разницы, как сказали б в бабелевской Одессе), тем не менее пишут они бойко и мыслят складно.
Короче, это качественная попсня. Очень качественная.

Сюда же следует причислить и Липскерова. (Он очень хорош с его подражанием Маркесу.)

Настоящим медом пахнет от немногих...
Василий Аксенов. Его "Вольтерьянцы и вольтерьянки" тонки и изящны, как 18-ый век с обольстительными дамскими мушками и напудренными мужскими паричками...
(О раннем Аксенове, полагаю, рассказывать не надо... "Остров Крым", "Затоваренная бочкотара"... Впрочем, это уже скорее классика, о которой мы говорили раньше.)

Конечно, Сережа Довлатов. Печальный наследник Чехова. Только он мог так написать:
"Можно благоговеть перед умом Толстого. Восхищаться изяществом Пушкина. Ценить нравственные поиски Достоевского. Юмор Гоголя. И так далее.
Однако похожим быть хочется только на Чехова."
Можно любить, читать и восхищаться кем угодно в современной литературе, но похожим хочется быть только на Довлатова.

"Похороните меня за плинтусом" Павла Санаева... Если вдруг упустили, бросьте всё и прочтите. Невероятно свежо, невероятно смешно и невероятно грустно.

Есть еще акварельная Дина Рубина. Она живет недалеко от Бога (в Иерусалиме) и пишет бесконечно прекрасные книги на безупречном русском языке.
Трилогия "Белая голубка Кордовы", "Тайна Леонардо", "Синдром Петрушки" на мой нетрезвый взгляд лучшее из того, что было написано на русском за последние лет 10.

Мураками, Вербер, Перес-Риверте - это "фирменная попсня", которую все знают. Можете прочесть по две-три книжки... Классный крепкий коммерческий продукт.
Обязательно почитайте "Фламадскую доску" Риверте. Филлигранно и феерично.

Параша сладкая и параша полная

В далеком отрочестве я прочел замечательную американскую повестушку Эрика Сегала под сверх-оригинальным названием Love
Story" ("История любви").
Помню, что ужасно терзался и украдкой пускал скупую подростковую слезу. Кто хочет поплакать - советую. Это такой Ремарк-ультра-лайт, разбавленный Сэллинджером.
Но учтите, я не перечитывал и даже не переглядывал Love
Story" с 16-ти лет. Не хочу пачкать взрослым цинизмом чистые детские воспоминания...
Может быть, это полная параша, но она так царапнула мне сердечко, что возможно это и не параша вовсе...

Самый популярный и самый приторный парашист последних лет - поляк Януш Вишневский с его "Одиночеством в сети".
Это переслаженная параша. Читается, однако, легко и приятно. Также, как пьется легкий коктейль, приправленный сиропчиком.
Кстати, рассказы Вишневского гораздо сильнее его романов. Особенно, рассказ про Магду Геббельс. (Пусть Ксения Собчак его прочтет. Она ведь фанатеет от Геббельса.)

Из самых последних лауреатов в этой номинации назову модное "Одиночество простых чисел"... (Сладкие парашисты очень любят все эти "одиночества".)
Но вообще-то "Простые числа" - классная книжка. Скорее "горькая", чем сладкая. И даже никакая не параша.

Полная параша - это и есть пресловутый постмодернизм. Набоков называл это пошлостью.
Это когда за концептуальными (постмодернисты любят это слово) экзерсисами (это слово постмодернисты тоже любят, они вообще обожают заумные словеса), за многобуквием и словоблудием таится тотальная пустота, абсолютное отсутствие вкуса, стиля и слуха.
Модный Прилепин, импозантный Ерофеев (не великий Веничка, а косящий под великого Виктор), степенный Сорокин и, пожалуй, перспективный Елизаров - вот самые известные экземпляры из этой коллекции уродцев.
Большинство из постмодернистов имеет некую "фишку", прикрываясь которой, они пробивают себе дорогу к славе (не имя). Фишка всегда носит "чернушный", шокирующий характер.
У Захарки Прилепина - агрессивный политический дебилизм. У Ерофеева с Сорокиным - чудовищно грязный секс. У Елизарова - тоска-мастурбация по СССР с вкраплениями сорокинской мерзости и прилепинского маразматического милитаризма.
После того, как "сорокины" приобретают скандальную известность, они начинают писать "нормальную" прозу. Типа повзрослели, помудрели и побронзовели.
И тут-то выясняется, что таланта, увы, нет, а есть косноязычная копрофилия и дряблая дребедень.
Только не нужно мне объяснять, что я поверхностен, не понимаю скрытых лексических смыслов и не знаю литературных тенденций. Понимаю и знаю.
Но, как и в случае с Пикассо, советую вам сэкономить время и не объяснять мне, что черное - это белое, что "жизнь с идиотом" - это аллегория, а копрофилия - это любовь.

Догадываюсь, что такая моя позиция по Захару Прилепину многих удивит. Что ж... во-первых, о вкусах не спорят, а во-вторых, Захар, в отличие от других заслуженных постмодернистов - "ближе к народу".
Но своей показушно-сумасбродной советскостью с неприятным душком провинциального национализма, он напоминает Чернышевского. Или Белинского. Толковых журналистов-критиков и никчемных писателей.
Может быть именно поэтому публицистические статьи Захара куда лучше его книг...

Причудливости

Француз Лоран Годэ. Получил Гонкуровскую Премию, которая круче продажной Нобелевки. Его "Тень короля Тсонгора" - это очаровательная притча. Не примитивный фэнтэзи, но философский сказ.
Юстейн Гордер, очень известный норвежец. Не все его вещи хороши, но "Таинственный пасьянс" - прелестен. Сладкая, умная сказка в стиле "Алисы в стране чудес".
Необычный немец Герберт Розендорфер с его превосходными "Письмами в древний Китай". Редкий сарказм и резкий ракурс. Даже не похоже на обычную немецкую унылость.
Джулиан Барнс - ироничный брит. Обладатель британского Букера. Это, леди и дженты, не менее круто, чем французский Гонкур. Я прочел лишь одну вещь: "Глядя на солнце". Суховато, но стильно.
Амоз Оз. Замечательный израильтянин. Его роман "Познать женщину" меня привел в восторг... Хочу сказать, что современная израильская проза превосходна. Народ Книги пишет классные книги.

Ну и немножко причудливой попсни.
"Декоратор" от Тургрим Эггена. Очень странные скандинавские извращения. Все-таки у этих северных народов, начиная с братьев Гримм с их странными сказочками, с головой явно не все в порядке.
Давеча окончил Сомосу "Клара и тень". Явно затянуто... но причудливость сюжетной идеи искупает недостатки слога.
Амин Маалуф - француз ливанского происхождения. Тоже поимел Гонкура. Его главная вещь - "Скала Таниоса". Экзотичная и элегантная легенда...
Ну и популярный в США - Мэтью Перл. Это такой очень скучный и очень умный "Дэн Браун". Его "Дантов клуб" неплох. Но был бы еще лучше, если б был в два раза короче.

***
В скобках хочу заметить, что не следует путать прекрасную причудливость писательских придумок с псевдоучениями эзотерических истеричек...
Мне не по душе вся эта мутная мистика Коэльо и шаловливое шаманство Кастанеды. Игры в духовных вождей и глубоких гуру мне, радикальному агностику, кажутся слишком натужными.
Я верю в Бога, который придумал Слово, а не в завывания, которые придумывают колдуны, прыгающие вокруг костра знаний.

Понты

Ну, и если вы окончательно трахнуты, можете попробовать почитать Сашу Соколова. Или Михаила Шишкина. Или Анатолия Королева...
Только не проклинайте меня, если не сможете преодолеть более 10-ти страниц. Это реально элитарная проза. Не сравнивайте её с пришибленным постмодернизмом! Это крутые понты, а не дешевые.

Раннего Сашу Соколова, кстати, в свое время похвалил сам Набоков. Хотя может это пиар-легенда...

Порнушка

Наконец-то дождались, - вздохнули все.

Ранний Эдичка Лимонов. "Это я - Эдичка". Бессмертная сцена секса молодого Эдички в подворотне с нью-йоркским негром. Много мата. Но книга про любовь, а не про негров.
Первая по-настоящему современная русская проза. За нее я готов простить Эдичке его политический маразм... Хотя иногда мне жаль, что он не умер молодым от героинового передоза, где-нибудь в Гарлеме...
Был бы сейчас не сбрендившим старикашкой, играющимся в революцию, а русским Курт Кобейном.
(У раннего Эдички есть еще несколько отличных вещей... "Дневник неудачника", "У нас была великая эпоха" - из самых известных.)

Чарльз Буковски. Под него косят все эти убогие бегбедеро-минаевы. Хотите жесткача, сексизма, алко, грубости - "Женщины" Чарльза сгодятся.
Буковски - это такой американский Веничка Ерофеев, который помимо бухла, еще и помешан на бабах... Причем, как и Веничка, Чарльз был настоящим конченым алкашом.
У этих людей все было по-настоящему. И жизнь, и смерть, и талант, и литература.

Генри Миллер - вершина извращений. Эверест грязи и потной плоти. Если я расскажу вам, о чем писал Миллер, то мою ЖЖ закроют. Причем я даже не буду спорить.
Самый запрещенный порносайт с самыми разнузданными извращениями блекнет по сравнению с  миллеровскими "Под крышами Парижа", которые были написаны лет 80 тому назад.
Генри Миллер, между прочим, был мужем Мэрилин Монро. Так что, наверное, этот плюгавый очкарик действительно был каким-то сексуальным суперменом.
Но если честно... жаль, что писатель с таким мощным пером растратил себя на такую оглушительно грязную порнуху. Книги Миллера издали в США только лет 30-40 спустя после их написания.
Тем не менее, Миллер - классик американской литературы.

Из самых современных и сладкоголосых певцов порно нельзя не назвать Уэльбека.
Эдакая смесь злого социального философа и прикольного порнушника. Один из самых популярных современных европейских писателей.
Мишель - это l'enfant terrible вонючей политкорректной Европы, который не боится сказать жирным евро-социалистам, что исламская иммиграция и заигрывание с фундаменталистами - это зло для европейской цивилизации.
Где-то я слышал, что он вроде как тоже, страдает излишней любовью к спиртному... Господи, похоже невозможно стать приличным писателем, не будучи полным алкашем. (Кто бы говорил, ха-ха!)

Есть еще Жак Шессе, конечно, не столь известный извращенец, как Уэльбек или Лимонов... Но не менее грязный.
Его "Желтые глаза" - это перепев Лолиты на гомосексуальный мотив. Ха! Извращениям, как и совершенству - нет предела.

Ну и под занавесъ... я знаю, девочки ждут этого от меня..."Fifty shades of gray" ("Пятьдесят оттенков серого").
Из трёх увесистых томов этого бессмертного творения я осилил лишь два. На большее меня не хватило. Sorry.
Это не сладкая параша и не порнушка. И даже не полная параша. В моем хит-параде следует еще дорасти до "полной параши".
Это просто "дарьядонцова" или "стасмихайлов" в англоязычном варианте. Комментарии тут излишни, а медицина - бессильна.
"Оттенки серого" имеют такое же отношение к любовной литературе, как "Малая земля" Брежнева к военной прозе.

Вместо эпилога

Цель моей постмодернистской пурги - не в блистании интеллектом и не в поисках смысла. И то и другое - невыносимая глупость бытия, а не легкость Милана Кундеры.
У меня вообще нет цели. Я ничего не ищу и никого не учу, я просто наслаждаюсь крепким виски, красивыми женщинами и клевыми книжками.
И мне хочется разделить свое наслаждение с другими. Может быть в этом и есть смысл жизни...

Всем, кто дочитал мою писульку. Во Вторник я сделаю вам подарок: дам ссылки на три потрясающих рассказа совершенно неизвестных авторов.
Парочка классических рассказов в готическом европейском стиле и один ультра-современный набросок, где секс сливается с сюрреализмом сумасшедшей реальности.
Вы увидите, что Литература - это не модное имя, а текст, от которого кровь стынет в жилах.

А сейчас... просто черкните комент о ваших сексуальных литературных предпочтениях. Давайте поспорим о моих вкусах.

P.S. В последнее время в литературе происходят тектонические сдвиги. Связаны они не с писателями, а с читателями.
Процесс чтения текстов с электронных носителей - это, как переход от рукописных свитков к печатным изданиям.
Пока это еще не оказало влияния на серьезную литературу. Но даже не сомневайтесь в том, что окажет. Еще как окажет... Впрочем, об этом мы еще поговорим отдельно...

Как всегда, после тяжелого чтения - качественная музыкальная попсня. Непретенциозная и приятная.

image Click to view



Плеваться в постмодернизм можно также на SurkovRussia.blogspot.com

________________________________________________________________________

А вот здесь >> "Чтение - это сексуально (ЧАСТЬ 1)". Для тех, кто пропустил.

постмодернизм

Previous post Next post
Up