"Таинственный Караваджо"

Oct 07, 2023 22:31

Путешествия - это не только возможность увидеть другие страны и города, но и прикосновение к Истории, приобщение к Культуре: знакомство с творчеством выдающихся архитекторов, художников и скульпторов, о некоторых из которых до того даже понятия не имелось. Так в поездках в Рим я открыла для себя Караваджо. Его полотна висят не только в музеях, но и в церквях Рима, несмотря на то, что его картины на библейские темы в своё время шокировали своим резким отходом от принятых тогда канонов религиозной живописи.

Уже при жизни Микела́нджело Меризи да Карава́джо (1571-1610) был прославленным художником - новатором в стиле натюрморта, виртуозом "кьяроскуро" ("светотени"). Он стал реформатором европейского искусства XVII века, основателем реализма в живописи.

О гениальном художнике сняты фильмы, написано немало книг. В 2020 году на русском языке под заголовком: "Таинственный Караваджо. Тайны, спрятанные в картинах мастера" вышел перевод книги "Caravaggio segreto". Автор книги Costantino d´Orazio окончил римский университет Сапиенца, одного из старейших университетов мира. Костантино д´Орацио (1974 г. рожд.) - критик и историк искусства, куратор международных выставок, автор множества книг и лекций по искусству.

Произведения искусства скрывают в себе много зашифрованной информации и в своей книге Костантино д´Орацио открывает скрытый смысл картин, заостряя внимание на деталях. Вот, например, что пишет автор об ангелах Караваджо: "Загадочные, соблазнительные и вызывающие создания." Они выглядят так двусмысленно и провокационно, что это настоящее посягательство на религиозную и общественную мораль. На полотне "Отдых по пути в Египет" 1597 г. перед нами гермафродит: широкие бедра молодой девушки и мускулистые плечи атлета. В ту пору, сообщает автор книги, были дискуссии - к какому полу принадлежат ангелы? Ангелы Караваджо наделены чертами обоих полов.





******
Рядом с полотном "Отдых по пути в Египет" в римской галерее Дориа-Памфили висит картина "Кающаяся Магдалина". В отличие от многих искусствоведов и авторов различных публикаций о картине, Костантино д´Орацио трактует смысл картины в совершенно ином ключе.



Это полотно вызвало волну скандала, спровоцировало конфликт маэстро с Ватиканом. Дело в том, моделью художнику послужила известная куртизанка Анна Бьянкини. Среди её клиентов были многие известные художники, так что лицо модели было узнаваемым.

В XVI веке Рим был не только центром христианского мира, но и оплотом проституции - в городе насчитывалось семь тысяч проституток. Это было время Контрреформации и Римская Церковь активно защищалась против нападок лютеран, сделав римских проституток козлами отпущения. В Риме появился квартал красных фонарей. Район окружала стена и девушки должны были с заходом солнца возвращаться в свои жилища, за нарушение правил их наказывали, отвозили в тюрьму, избивали.

Автор книги обращает наше внимание на ухо девушки и её украшения: ухо у девушки красное, на полу валяются серьги, порванное жемчужное ожерелье и сломанная золотая застёжка. Всё это говорит о том, что украшения с неё безжалостно сорвали и бросили на пол. В те времена проститутки одевались роскошно, украшали себя золотыми браслетами и застёжками, жемчужными ожерельями. С плеч девушки соскользнула жёлтая накидка, которую должны были носить проститутки, чтобы отличить их от благородных дам (тут я замечу, что на полотне вообще нет жёлтого цвета...) Одним словом, перед нами проститутка, с которой сорвали украшения, в порыве ярости обнажили шею и декольте, посадили на низкую табуретку и оставили на поругание толпы. Создавая это плотно, пишет автор, Караваджо встаёт на защиту падших женщин, просит проявить к ним милосердие.

******
Рассказ о каждой картине идёт на фоне Рима времён Караваджо. Это было время, когда в Папском Риме правили кардиналы, один из самых богатых и влиятельных которых - кардинал Франческо дель Монте был покровителем Меризи, как автор книги именует Караваджо по его имени.

Любитель музыки кардинал дель Монте начал реформу церковной музыки, чтобы сделать её доступнее для понимания народом. Под влиянием музыкального сообщества при дворе кардинала Караваджо написал картину "Музыканты" (1595 г.).

Автор пишет, что на картине изображены не только музыканты, а и актёры в древнегреческих одеяниях перед выходом на сцену. Спорная фигура слева - это Купидон, в то время появление бога любви на костюмированных спектаклях в резиденциях кардинала не вызывало ни у кого удивления.



******
В книге приведены версии смерти Караваджо. После выхода в свет книги, в сентябре 2018 года, французские учёные выдвинули версию, что Караваджо умер в результате сепсиса, вызванного ранением, которое он получил в ходе драки.

Книга заканчивается главой "Вечная жизнь":

"Именно искусство дарует вечную жизнь гению Караваджо, а вовсе не скандальные события его жизни, отмеченной излишествами, преступлениями, бегством. Меризи не создал собственной школы, у него не было даже своей мастерской, и тем не менее он стал родоначальником целой школы выдающихся "учеников".

******

Добавлю некоторые факты о Караваджо

Технику своей живописи гениальный Караваджо унёс с собой.

Эскизов его работ не сохранилось, что дало повод считать, что гениальный живописец писал сразу на холст.

Свои картины, кроме одной, Караваджо не подписывал.

Караваджо делал копии своих картин. Повторение картин "Гадалка" и две копии "Лютниста" несколько отличаются от первого варианта картины.

При жизни Караваджо был очень знаменитым художником, ему подражали, успех его картин был оглушительный. Однако после его кончины начинается забвение, о Караваджо вспоминают лишь в начале 20 века.

В 1990 году в Дублине в трапезной Общества Иисуса главный реставратор Национальной галереи Ирландии опознал в картине потерянный шедевр Караваджо "Поцелуй Иуды", 1602 г. Иезуиты не стали продавать картину, а предоставили её галерее в бессрочную аренду.

В 2014 во Франции владелец дома нашёл на чердаке картину маэстро "Юдифь и Олоферн", пролежавшую там 150 лет. Картину выставили на аукционе, но в последний момент она была снята с торгов и продана: сумма сделки не разглашается. Эксперты предполагают, что полотно могло уйти за 120-150 миллионов евро. Очевидно, это вариант картины, другое полотно с таким же сюжетом и названием выставлено в галерее дворца Барберини в Риме.

******
По теме:
РИМ. По следам гениального и скандального художника эпохи барокко
РИМ. Церковь Sant’Agostino - Рафаэль, Караваджо, путаны...

о книгах

Previous post Next post
Up