РИМ. Церковь Sant’Agostino - Рафаэль, Караваджо, путаны...

Aug 03, 2023 16:10

В середине октября 2015 года я приехала в Рим после трёхлетнего перерыва. Тёплым днём 14 октября, сфотографировав фонтаны знаковой пл. Навона, с картой в руке иду к церкви Санта Мария дель Анима. Но на церковь не вышла, заблудившись в лабиринте старинных улиц. Перекусив, начала искать дорогу к Corso del Rinascimento. По туристической карте не могу сориентироваться, пришлось спросить дорогу у прохожего, пожилого итальянца. Пройдя чуть дальше, сбоку вижу довольно узкую улицу Св. Агостино. «Наверное, там, судя по названию улицы, есть церковь, - подумалось мне. - Надо проверить.»
01.



Да, действительно, пройдя буквально несколько шагов, на узкой улице вижу красивый фасад барочной церкви. Но церковь была наглухо закрыта - началась сиеста... Ну, да ладно, в Папском Риме церквей понастроили так много, что ни в одном другом городе нет такого огромного количества храмов - в Вечном городе их около тысячи, а я не успела побывать даже во всех знаковых, да и в любимые соборы и церкви хочется в каждый приезд зайти снова и снова. В общем, я как-то забыла об этой церкви и в следующий приезд осенью 2016 года о ней не вспомнила, тем более планов было много.

Возвращаясь тогда из Рима, в аэропорту покупаю путеводитель по Риму на итальянском языке и в нём статья об этой церкви. Оказалось, что в церкви настоящие шедевры искусства и история этой церкви тоже довольно интересна. Что ж, значит опять надо отправляться в Рим, что я и сделала через год.
02.


На фасаде дата возведения церкви - 1483 год. Фасад мраморный, это выломанные из Колизея мраморные блоки. Мда-а, мрамор древнеримских сооружений послужил строительным материалом для многих церквей Рима.
03.


*****
И вот 23 сентября 2017 года, около шести вечера подхожу к церкви. На длинной лестнице толпится народ, в основном мужчины, о чём-то оживлённо беседуя. Дверь в церковь открыта. «Первая капелла слева,» - говорю я про себя. Именно в ней находится самая скандальная картина Караваджо.
04.


Каково же было моё изумление, когда я подошла к капелле. Что-то было в картине Караваджо не так. Я видела почти все его римские полотна, а в этой были какие-то не те краски.

Около капеллы стояли трое мужчин итальянцев и тихо беседовали. Потом они ушли и свет выключился. Слева на стене висит ящик для монет, бросаю туда монету в одно евро. Включается свет и я вижу объявление: «Оригинал картины временно в Милане». Это меня очень расстроило.

Вообще, в этот раз мне не везло. В церкви шла месса, в боковых капеллах слева, в которых тщетно искала вторую жемчужину церкви - фреску Рафаэля, было темно. Обойдя не один раз левый неф, фреску так и не нашла, она словно испарилась. Решила прийти на следующий день, до обеда. И вот в полдень поднимаюсь по лестнице к открытой двери. Лестница довольно высокая, хотя на фото это как-то и не видно - припаркованные машины не позволяют снять её получше. (Когда сейчас готовила этот фоторассказ, прочитала в итальянским СМИ, что эта улица стала пешеходной зоной и теперь перед церковью нет машин и лестница смотрится во всей её красе.)
05.


У входа в темноте стоят ангелы с мраморными чашами. Это кропильницы.
06.


07.


Около входа Чудотворная Madonna del Parto - Мадонна рождения, 1516-21 гг., автор скульптуры Якопо Сансовино. В течение веков женщины молятся здесь о счастливых родах.
08.


Оказалось, что фреска Рафаэля находится в центральном нефе высоко на колонне, а я почему-то думала, что она должна быть в левом нефе на потолке. Ниже фрески Рафаэля скульптура Мадонны с Младенцем и Святой Анной, автор Андреа Сансовино (1460-1529).
09.


Общий вид.
10.


Главный алтарь. Алтарь несколько лет реставрировали. Вид на алтарь в начале июня 2023 года.
11.


Фото алтаря от 8.10.2021 г. Видимо, в честь какого-то праздника выставлены сверкающие позолотой бюсты, а алтарь красиво украшен цветами.
12.


13.


14.


Алтарная икона.
15.


*****
12 сентября 2018 года, полдень, в церкви Sant’Agostino почти никого нет. В третий раз захожу в эту церковь, о шедеврах и истории которой три года назад я понятия не имела...

Зачарованная стою перед полотном гениального Караваджо. Картина в роскошной барочной капелле. «Именно здесь, - размышляю я, - и должна висеть эта картина, а не на скучной стене какого-либо музея.» Красота барочного декора не затмевает картину, наоборот, как бы выделяет её.

Скандальность картины "Мадонна Лорето" не только в знаменитых грязных пятках пилигрима, грязные пятки у Караваджо это не единственные. На этом полотне моделью Мадонны мастеру послужила куртизанка. Кроме того, Караваджо изобразил её с большим декольте. Скандал скандалом, но полотно пользовалось большим успехом, и в суд за оскорбление чувств верующих на художника не подали.

С этой капеллой связан интересный факт. За сто лет до появления в капелле картины Караваджо, в 1506 году капеллу купила знаменитая куртизанка Фьяммeтта, любовница Чeзарe Борджа. Спустя несколько лет она была похоронена в этой часовне. На протяжении долгого времени прихожанками церкви были представительницы древнейшей профессии: куртизанки и рангом пониже - на площади Навона в те далёкие времена были бордели, это было злачное место. Кроме Фьямметты в капелле были похоронены ещё две куртизанки. Но пришли другие времена и их прах был вынесен из храма.
16.


Изумительной красоты кафедра из разноцветного мрамора, 1644 г.
17.


*****
На полу надгробная плита.
18.


В боковых нефах по пять капелл.
19.


Очень красива капелла Св. Августина, в честь которого построена эта церковь. В алтаре четыре колонны африканского мрамора.
20.


Слева в капелле памятник одному из кардиналов.
21.


Ещё один памятник кардиналу в красивой барочной капелле.
22.


В наше посещение церкви в июне 2023 года церковь ярко освещало солнце. Купольная алтарная роспись.
23.


Орган над входом и витраж.
24.


Потолочная роспись.
25.


26.


27.


28.


соборы и церкви Рима, italia, соборы и церкви Италии, ИТАЛИЯ, italy, roma, Рим

Previous post Next post
Up