Спустя 404 года после кончины в 1610 году, с подобающими почестями в городе Porto Ercole был похоронен гениальный художник, мастер барокко, реформатор европейского искусства XVII века, основатель реализма в живописи, новатор в стиле натюрморта, виртуоз "кьяроскуро" ("светотени") Микела́нджело Меризи да Караваджо. Итальянские исследователи несколько лет искали его останки среди 200 черепов и костей на старинном общем кладбище для бедняков в Porto Ercole. И вот сенсация - нашлись останки великого художника по содержанию ртути и свинца в них, которые в его времена добавлялись в краски.
На гробнице Караваджо не крест, а корзина с фруктами - копия его знаменитого натюрморта "Корзина с фруктами", 1596 г.: на нейтральном фоне изображены зрелые плоды, среди них яблоки с червоточиной, увядшие листья - всё, как в жизни: свежесть и зрелость сменяется увяданием...
Произведения Караваджо на библейские темы одних шокировали, других восхищали своим резким отходом от принятых тогда канонов религиозной живописи. Но не только его произведения вызывали скандалы, вся его жизнь была ими полна: многочисленные драки, в результате одной из них произошло убийство. Караваджо объявляют вне закона, и он бежит из Папского Рима. После четырёх лет скитаний он решает возвратиться в Рим и добиться помилования. Но до Рима он так и не добрался: его путь оборвался в Porto Ercole. Что было дальше неизвестно - причина его смерти покрыта тайной. Одни исследователи считают, что он заболел малярией и был похоронен как бедняк в общей могиле, хотя документов о похоронах нет. Другие уверены, его убили по приказу Мальтийского Ордена и сбросили в море. В его биографии немало тёмных пятен: после себя он оставил только картины, ни писем, ни дневников, ни набросков. Нет определённой уверенности сколько лет прожил мастер: не то 39, не то 37.
Уже при жизни Караваджо был знаменит. Его картины покупали богатые и знатные люди в свои коллекции, был Караваджо известен и за пределами страны. А в наше время, в 2010 году, в 400-летний юбилей со дня смерти мастера была настоящая караваджомания, которая породила не только массу публикаций, биографических книг, фильмов, но и огромное количество домыслов.
Так, кто-то видит в изображении юношей Караваджо проявление гомоэротизма, считая при этом самого художника геем и это-то во времена недремлющей инквизиции, когда были широко распространены доносы, по которым обвиняли в гомосексуализме и Леонардо да Винчи и Микеланджело. Чувственная женственность юношей на полотнах Караваджо - это дань времени: так было принято их изображать. Интересный факт. Купленная Эрмитажем в 1808 г. картина серии "Лютнист" (1595 г.) более ста лет экспонировалась под названием "Лютнистка". Лишь в начале XX века исследователи обнаружили на нотах в картине запись басовой музыки популярного в XVI веке мадригала, резонно полагая, что женщина вряд ли смогла сделать такой выбор. Кроме того, лютня, как и скрипка, были в эпоху Караваджо мужским инструментом. Однако в Инетных публикациях то под одной картиной этой серии, то под другой можно увидеть надпись: "Лютинистка".
*****
Большую часть своих шедевров Караваджо создал в Риме, и из 65 сохранившихся его полотен 23 находятся в Вечном городе: в Музеях Ватикана (одна картина), в Национальной галерее старинного искусства в палаццо Корсини, в Капитолийских музеях, несколько полотен в галерее Боргезе, галереях дворцов Барберини и Дория-Памфили и семь картин в церквах.
Из всех, более половины увиденных мною в Риме картин Караваджо самое оглушительное впечатление произвело на меня выставленное во дворце Барберини полотно Караваджо "Юдифь и Олоферн", 1599 г. На картине настолько реалистически изображено убийство Юдифью Олоферна, полководца армии Навуходоносора, вторгшейся в Иудею, что у меня пошли мурашки по коже: казалось, что с огромного полотна закапает кровь и раздастся крик еле живого Ололферна.
*****
В галерее дворца Дориа-Памфили три картины Караваджо: "Кающаяся Магдалина", 1597 г. , "Отдых по пути в Египет", 1597 г. и "Иоанн Креститель", 1602 г. Ещё недавно эти картины были в зале древнегреческой и римской скульптуры (на снимке). Но уже в 2023 году там картин не было - их поместили в отдельном зале, где они смотрятся намного лучше.
01.
*****
Всемирно известные полотна Караваджо находятся в четырёх церквах Рима. Начнём с церкви Св. Людовика Французского - жемчужины барочных церквей Рима.
02.
В капелле Contarelli висят три картины 1598-1601 гг. из жизни апостола Матфея. Именно благодаря этим трём полотнам художник прославился. До этого его картины были в частных коллекциях, а эти увидел весь Рим - и к Караваджо пришла слава.
В центре капеллы картина "Св. Матвей и ангел".
03.
Карваджо был первым реалистом в живописи, виртуозно владеющим техникой "кьяроскуро" - резкого противопоставления света и тени. Его картины врезаются в память. Вторая картина в капелле церкви - "Призвание Святого Матвея". Свет на картине падает не из окна, а сбоку, где стоят Иисус и апостол Пётр. Луч света пронзает мрак, там за столом сидит Левий, идёт подсчёт дневной выручки. Охранники, одетые по последней моде, повернули головы в сторону вновь прибывших. Из всех присутствующих лишь Левий понял, кто стоит перед ним. В изумлении он вопросительно указывает на себя: "Меня ли, недостойного, призываешь Ты, Господи?" Караваджо трижды повторяет жест вытянутой руки, в котором исследователи видят сходство с мотивом из «Сотворения Адама» Микеланджело в Сикстинской капелле. Действительно, жесты очень схожи.
Третье полотно - "Мученичество Святого Матфея" (1599 г.). Это сцена убийства Св. Матфея в храме на глазах у прихожан полна драматизма: кричит убегающий мальчик, отпрянули свидетели, а сверху ангел протягивает Св. Матвею пальмовую ветьв. Примечательно, что на заднем плане художник изобразил себя. На картинах Караваджо на библейские темы вопроки канонам не было ничего лишнего, как здесь: нет храма с его интерьером и многочисленными религиозными атрибутами.
*****
В капелле Черази церкви Santa Maria del Popolo в красивом барочном оформлении висят два шедевра гениального художника. Один из них - "Распятие Святого Петра" (1601 г.)
Картина в своё время шокировала тем, что на первом плане виден огромный зад простолюдина и его грязные стопы. Однако зритель словно ощущает то физическое усилие, которое прилагает мужчина плотного сложения в попытке поднять крест со Св. Петром, пожелавшим быть распятым головой вниз. Можно только удивиться, как Католическая Церковь 400 лет назад разрешила разместить такое полотно в храме, тогда как сейчас на дверях соборов и церквей Рима можно увидеть объявления, призывающие не входить в храм в шортах и майках, а женщинам в коротких юбках и с обнажёнными плечами, но в стране нет уголовного наказания за оскорбления чувств верующих.
04.
*****
Другой шедевр Караваджо в этой капелле - "Обращение Савла". Картина повествует о драматическом моменте из жизни апостола Павла. Савл был в числе самых грозных и безжалостных преследователей христиан. По преданию, он направлялся в Дамаск, чтобы там заключить под стражу нескольких сторонников Христа. Накануне он получил разрешение у первосвященника на их арест. Когда он уже приближался к месту назначения, то был внезапно ослеплен ярким небесным светом. Упав с лошади, он услышал голос: "Зачем преследуешь Меня?" На картине свет, который сбивает с лошади Савла, почти осязаем.
Здесь, как и в других своих картинах, Караваджо, рисуя на библейские темы, отходит от традиции, зацикливая внимание зрителя на драматизме события: в отчаянии поднял руки ослеплённый Савл, лошадь также изображена в динамике - одна нога приподнята. Огромный круп лошади многих шокировал, но несмотря на это, полотно пользовалось огромным успехом: никто так до Караваджо реалистически и доступно для зрителя не изображал этот библейский сюжет.
05.
*****
Полотно "Святой Франциск в молитве" было не так давно подарено галереей дворца Барберини монастырю и церкви францисканов - Santa Maria della Concezione dei Cappuccini.
Франциск (1181-1226) особо почитается Католической Церковью. В то время когда монастыри владели крупными наделами земли, а аббаты не уступали в роскоши князьям и епископам, Франциск проповедовал идею бедности, призывая следовать за нищим и страдающим Христом. Для напоминания о земной жизни Спасителя Франциск сотворяет «живую картину» Рождества Христова - вертепы
Картина "Святой Франциск в молитве" большого философского смысла: одетый в изношенную рясу Франциск задумчиво смотрит на череп - символ смерти. Как на всех полотнах великого мастера, здесь тёмный фон, игра светотеней, нет лишних деталей, всё реалистично и это создаёт эффект присутствия, как на многих его полотнах-шедеврах.
*****
Самая скандальная картина Караваджо висит в капелле церкви Sant’Agostino. Это "Мадонна Лорето" или "Мадонна пилигримов" (1604 г.).
В лицо зрителя упираются грязные пятки пилигрима, на его спутнице неопрятный чепец. Такая грубая реальность на картине, изображающей Мадонну, вызвала шквал негативной реакции. Скандальность картины была и в том, что моделью Мадонны художнику послужила куртизанка, его возлюбленная. Более того, Мадонна написана с большим декольте. Но, как и все полотна гениального мастера, это пользовалось огромным успехом.
06.
*****
Все сведения взяты из открытых Инетных источников.
Подробная история полотен серии "Лютнист" есть в Вики в статье: "Лютнист (Караваджо)".
Статья о Кавараджо на английском языке:
https://www.caravaggio-foundation.org/biography.htmlСтатья о Кавараджо на итальянском языке:
https://www.tuttomaremma.com/caravaggio.htm, отrуда взято фото второе сверху.
Все пронумерованные кадры - мои. Репродукции с картин взяты отсюда:
https://gallerix.ru/album/Caravaggio)
*****
См. и читать по теме:
РИМ. Церковь Santa Maria della Concezione dei Cappuccini РИМ. Церковь Sant’Agostino - Рафаэль, Караваджо, путаны... "Таинственный Караваджо"