Гадюшник с колёсиками.

Nov 14, 2021 11:00

В век НТРа фотографам-бытовикам захотелось чего-то современного, технически продвинутого. Ответ нашёлся быстро - вертолёты! Тут тебе сразу и чудо полёта, и романтика настоящей мужской профессии. Застрельщиками выступили конечно светописцы города-курорта Анапа.

Технические требования к конструкции отсутствовали, достаточно было приблизительного сходства с оригиналом. И фантазия мастеров совершила невероятный рывок, подарив нам великолепные образцы инженерной мысли. Каждый пепелац имел игрушечный пропеллер, и колёсики.



И анапские пляжи наводнили вертолёты самых разнообразных конструкций. Самый ранний, и на мой взгляд, самый примечательный яйцеобразный аппарат, вообще был собран из тряпок на проволочном каркасе. (Он же кстати единственный, у которого рулевой винт приводился в движение силой ветра.)



Несмотря на кажущуюся хлипкость конструкции, он прожил невероятно долгую жизнь - десять лет! Для тряпичного вертолётика это практически вечность. Сравните два снимка, в начале пути, и ближе к закату.



Дверца еле держится, днище прогнулось, и даже лопасти бессильно обвисли. (Внимательный зритель заметит, что из-за передней части фюзеляжа цветного снимка выглядывает крыло анапского стерха. Чёрт! Оказывается орлы дожили до семьдесят четвёртого года!)

Следующий представитель пляжных геликоптеров - настоящий долгожитель. Он начал свой путь в семьдесят втором, и проработал семнадцать лет! Жизнь его была нелёгкой, во время аварийной посадки он лишился переднего колёсика, но продолжил работать на благо хозяина.



Нельзя не заметить, что фотограф, владевший этой машиной, не утруждал себя разнообразием поз, и всех всегда снимал одинаково.



Именно этому вертолёту мы обязаны единственным, и совершенно уникальным снимком, позволяющим увидеть всю конструкцию целиком. Некий курортник случайно запечатлел стальную птицу в редкие минуты отдыха. Мы видим тележку, доставлявшую аппарат к воде, и фуражку, поджидающую следующего мальчика. (также можно заметить, что к 1989 году переднее колёсико так и не появилось)



Третий анапский аппарат примечателен лишь тем, что в самый первый день конкуренты оторвали ему рулевой винт, а через год отбили переднее колёсико. Но зато он единственный, в котором имелся штурвал.



Хорошие коммерческие идеи не проходят незамеченными, и вскоре свой Сикорский появился и в Евпатории. Оригинальная конструкция имела действующую ходовую часть, и предназначалась для работы в городских парках.



Впервые выкатившись в городской сквер в шестьдесят четвёртом, этот вертолётик проработал много лет. К сожалению, датировать некоторые снимки оказалось невозможно, пьяная проволочка совершенно нечитаема.



В соседнем парке работал аппарат для самых маленьких, с крокодилом-Геной.



А в конце семидесятых, как раз к Олимпиаде-80, Евпатория обзавелась ещё одним вертолётом, у которого для детей постарше был предусмотрен открывающийся фонарь.



На этом перепись вертолётных войск фотографического назначения подходит к концу. В других городах СССР тоже появлялись похожие конструкции, но в крайне незначительных количествах, буквально по одной штучке.



Остаётся нерешённым один вопрос: где, во времена Железного занавеса, изготовитель этого вертолёта умудрился посмотреть буржуйский мультик "Yellow Submarine"?



UPD: С лодкой всё выяснилось, её показывали в советском мультике "Зеркало времени": https://youtu.be/bhDDlyrWLi4?t=515
Спасибо господину fvl1_01

Фотографы-бытовики СССР, анапская диаспора, Фотографическая бутафория

Previous post Next post
Up