Бланки дореволюционных фотографов часто содержат рекламу "моментальной фотографии". Может показаться, что в начале двадцатого века уже существовала технология Polaroid, и клиент получал готовую карточку сразу после щелчка затвора.
Все мы помним полароидные картинки, которые с жужжанием выползали из сикомбрического фотоаппарата. Они всегда были маленькими и мутными, таково ограничение технологии. Но сколь внимательно я ни смотрел на старые снимки, украшенные рекламой мгновенной фотографии, ухудшения качества я не обнаружил, как ни старался.
Вполне нормальные, средние карточки. Резкость, полутона - всё на месте.
Но зачем же тогда эти громкие обещания "моментальности"?
Неужели господа Башкирцев, Аршинов, Вакуленко, и Гольдберг нас банально обманывают? Этот вопрос довольно долго казался неразрешимым. А потом мне попалась на глаза реклама мистера Фишера:
И оказалось, что рекламируемая "мгновенность" относится исключительно к скорости затвора. Устаревший мокрый коллодий был отправлен на свалку, а сухие броможелатиновые пластинки имели такую чувствительность, что выдержки стали действительно короткими. Мсье Белинский из Петербурга напрямую рекламировал "моментальный затвор":
Таким образом, вся "мгновенность" сводилась к тому, что отпала необходимость надолго замирать в момент экспонирования. И фотографы немедленно начали снимать детей "моментальным способом".
Думаю, что "короткие выдержки" тех времён находились в диапазоне четверти секунды, плюс-минус в ту или иную сторону, в зависимости от погоды. Но для начала двадцатого века это был конечно немыслимый прогресс, который просто необходимо было упомянуть в рекламе.
Так что же, получается в те времена настоящей "мгновенной" фотографии и не существовало? Думаю, если сделать поправку на общую неторопливость жизни и быта начала двадцатого века, некоторые предложения фотографов выглядят не просто мгновенными, а вообще молниеносными. Например, мсье Стариков предлагал изготовление ферротипа "в пять минут"! Не знаю, укладывался ли он в обещанное время, но до нас дошла всего одна его работа:
А с приходом электричества, понятное дело, помимо коротких выдержек появилась возможность скоростной печати.
Но и наследие мсье Жено оказалось скудным до чрезвычайности, на просторах интернета обнаруживается всего один снимок.
Что примечательно, именитые столичные фотографы никогда не предлагали своим клиентам быструю печать. Видимо, во главу угла там ставилась не скорость, а качество. Моментальная печать осталась аттракционом для бедноты, уделом ярмарочных балаганов.