Бутафорский вертолёт, как ни крути, всего лишь представитель гражданской авиации. То ли дело самолёт - мощь, скорость, высота! Как не изготовить такую машину для съёмки детей? И курортные фотографы взялись за дело, в приморских мастерских развернули чертежи, застучали молоточки. Строительным материалом, как обычно, выступили говно и палки.
Мрачный чёрный кукурузник, открывающий сегодняшнюю подборку, был собран в Анапе. Датировать снимок можно лишь приблизительно, "Отчий дом" Кулиджанова вышел на экраны в пятьдесят девятом, так что и кадр был сделан приблизительно тогда же.
Вскоре анапский биплан был покрашен в серый цвет, и переделан в гидросамолёт. Возможно, водная ипостась этой машины определялась временем года: вне сезона аппарат работал в парке, а летом - на пляже. Судя по смазанности лопастей, винт вращался от ветра, что наверняка нравилось детворе.
И вновь проволочка настолько искривлена похмельными руками пляжного светописца, что дату угадать совершенно невозможно. Дальнейшая судьба этого агрегата теряется в сумраке времён, большое счастье, что нам повезло увидеть хотя бы эти два снимка.
Следующий самолёт из города чешуйчатых орлов поражает тщательностью отделки, и оригинальностью конструкции. Двухмоторный турбовинтовой моноплан вмещал двоих - пилота, и стрелка-радиста.
Возможно вы не поверите, но однажды этот снимок увидел кинорежиссёр Георгий Данелия, и после этого главный герой фильма "Мимино" стал пристёгивать свой вертолёт на ночь цепью, чтобы тот не улетел.
Третий анапский аппарат имел агрессивные обводы корпуса, и был вооружён ракетами. Это был первый откровенно военный самолёт.
Эта грозная машина всегда работала на одном месте, на высокой набережной, и чрезвычайно нравилась мальчишкам.
Крымчане оказались не лыком шиты, их аппарат имел совершенно оригинальную конструкцию, и по всей видимости, был сделан из надёжной фанеры.
Примечательно, что все сохранившиеся снимки этой машины сделаны в узком промежутке с пятьдесят пятого по пятьдесят восьмой год.
Думаю, этот дивный аппарат сгубила архаичность конструкции. Довольно быстро он был признан устаревшим, и отправлен на свалку. И уже в 1961 году на том же самом месте, возле той же клумбы начал работать современный реактивный лайнер.
Тем временем в Керчи небольшой серией была выпущена копия сверхзвукового истребителя Миг-21. И пока в жарком небе Вьетнама настоящие Миги сражались с американскими Фантомами, на мирных советских улочках мамы спокойно фоткались с детьми.
Госприёмка в секретной авиапромышленности отсутствовала, и по досадной ошибке конструктора пилоты старше двух лет в кабину этого самолёта не помещались. Но советские дети были не привередливы, и радостно позировали стоя.
Следующий аппарат трудился у фонтана, и почему-то носил имя стратосферного аэростата "СССР-1". По неизвестной причине на его правом борту имелась надпись "Стрела", а на левом - "Ястреб". Город, подаривший нам это чудо конструкторской мысли, остался неизвестен.
Ещё один агрегат неизвестного происхождения имел автомобильный руль, но не имел пропеллера.
Что за самолёт послужил источником вдохновения для следующей конструкции, я понятия не имею, но эта "Прелестная колхозная сноповязалка" незабываема.
Город Скадовск тоже имел свой пляжный аэроплан, причём на нём даже было указано имя той машины, с которой его скопировали. Это был единственный "Як-18", пилот которого перед взлётом мог выбирать, что надеть на голову, пилотку или сомбреро.
Самый поздний известный нам пляжный самолётик был произведён в Крыму. Он работал в поздних девяностых, его отличали вездеходные колёса, и особенное написание слова Аэрофлот, через "е".
Ошибкой было бы полагать, что самолётики появлялись лишь в курортных городах. Пусть редко, но секретный авиапром встречался и в холодном климате. Этот геройский аппарат не боялся морозов, он терпел на своих бортах и звёзды, и танцующих зайцев. Слева - снимок в начале его карьеры, справа - ближе к закату. Пропеллер поник, заднее колёсико подломилось, но несломленным остался его дух.
И в заключение - настоящий раритет. Это, возможно, самый первый из фотографических самолётиков, произведённых на территории нашей страны. Где и когда он был сделан, неизвестно. Скорее всего, в тридцатых годах, в каком-нибудь из столичных городов, где фотографы сражались за клиента, и старались предложить что-нибудь необычное.