Оригинал взят у
polyarinov в
Тлён, Укбар, Samizdat Вот тут «Гардиан» рассказывает историю Адама Крофта, писателя, который умудрился заработать миллион, публикуя свои романы на амазоновском сервисе Kindle Direct Publishing. То есть - в обход издателей.
А дело было так: в 2011 году в 24 года он написал свой первый роман-триллер; сюжет простой как рецепт яичницы с адыгейским сыром: девушка-коп охотится на маньяка-убийцу-садиста. Ну или типа того. Особых надежд на публикацию он не питал, поэтому просто залил книгу на Амазон. А потом его, по всей видимости, покусала Дарья Донцова, и он написал еще 8 книг о девушке-детективе по имени Венди Найт (именно так, ага: Wendy Knight). Так вот, за пять лет Крофт продал около 350 000 экземпляров книг о Вэнди Найт (или - ее скачали 350 тысяч раз; в статье просто пишут: he had sold around 350,000 books in five years, и не совсем понятно, идет ли речь о количестве скачиваний или именно о бумажных книгах; или - о сумме двух показателей).
А потом что-то произошло: его последний роман купили/скачали аж 150 000 раз за 5 месяцев. И по прикидкам самого Крофта к концу 2016 года он заработает порядка 1 миллиона фунтов (для сравнения: в 2015-м он заработал 20 000 фунтов). В итоге молодой автор смог за 20 недель выплатить ипотеку, и сейчас он зарабатывает примерно 2 000 фунтов в день.
Неплохо. Ипотека мотивирует, да.
О качестве книг Крофта автор статьи тактично умалчивает, зато там есть куча интересной статистики:
Например, пишут, что в 2014 году средний доход профессионального писателя в Британии был равен 11 000 фунтов (16 000 долларов) в год; в 2015 этот показатель упал так сильно, что был уже ниже federal poverty line; то есть, иными словами - британские писатели постепенно превращаются в русских.
Внезапный успех Адама Крофта по всей видимости вызвал такой ажиотаж в издательской среде, что агентство Enders Analysis уже выкатило исследование на эту тему, и там тоже много интересного: например, 40 из 100 самых продаваемых электронных книг на Амазоне (данные за март, в US-сегменте) - это самиздат (self-published).
Вообще, конечно, интересный феномен: 40 процентов самых продаваемых е-книг на Амазоне опубликованы авторами в обход издательств, и это круто, да здравствует свобода-интернет-анархия, fight-the-power и все такое, но есть одна проблема - как пишет основатель Profile Books Эндрю Франклин: «большая часть всех этих само-изданных книг - невыносимая чепуха».
*gif: captain obvious*
Внезапно разбогатевший Адам Крофт, к слову, уже перешел на темную сторону силы - недавно подписал контракт с импринтом Амазона, издательством Thomas & Mercer - они издали его последний роман, и собираются издать следующий, в 2017-м.
В другой статье о самиздате (в том же «Гардиане») Дэмиен Уолтер пытается представить себе будущее больших издательств и утверждает, будто они (ввиду своей неповоротливости) уже «проиграли битву» за рынок электронных книг.
[Постойте-ка, у них была битва? А видео где-нибудь есть?]
Вообще, это любимая тема многих медиа-журналистов: сравнивать издательства с «динозаврами» - неповоротливость, огромные челюсти, маленькие мозги, вот это все; что ж, может оно и так, да только вот и самиздат пока не тянет на метеорит; а если и тянет - то максимум на челябинский: сверкнет в небе и быстро сгорит в атмосфере; и останется от него пара-тройка записей с видеорегистраторов с русскими матами на заднем плане. А все эти истории о внезапно разбогатевших адамах-крофтах, мне кажется, ни к литературе, ни к издательскому бизнесу прямого отношения не имеют. Во всяком случае к российскому - точно; у нас в русском сегменте интернета давно наступил социализм.
Вот, еще вспомнил сейчас: в 23 части «Собора Парижской Богоматери» Гюго описывает ужас, который вызвало у представителей церкви изобретение печатного станка. Если раньше, до Гутенберга, Библии переписывали от руки, их было по одной-две в каждой деревне, и церковь была единственным местом, где можно «услышать слово Божье», то сама идея массового книгопечатания (по мнению священнослужителей) угрожала полностью изменить схему отношений народа с богом. Проще говоря: попы боялись, что паства разбежится. Зачем куда-то ходить, если теперь дома есть прямая связь с Всевышним - напечатанная Библия?
Сейчас уже очевидно, что истерика была беспочвенной. Книга не убила церковь («А жаль, - всегда добавляет один мой друг, - если б убила, я бы еще больше любил книги».), возможно, даже наоборот.
В общем, все эти медиа-предсказания о будущем книг пока что роднит лишь одно: они не особо сбываются и очень напоминают страхи священников из 23 части "Собора...".
P.S. И еще я заметил вот что: у всех этих самиздатовских «самородков» какая-то необъяснимая любовь к дурацким именам героев: то Анастейша Стил, то Венди Найт. Нет, правда, откуда это? Что за Эвелина Вау? Может, есть какое-то исследование на эту тему?
P.S.S. Ну и вот вам еще один прекрасный комикс Тома Голда в тему:
Похожие посты:
Против интеллектуальной монополии (об интернет-пиратстве) Гордость и предубеждение и guilty pleasure В защиту бумажных книг 451 градус по цельсию, или Ошибка Рея Брэдбери Одержимость тупыми названиями Мадридские тетради (путевые заметки) Манифест читателя