Сегодня мы с Олей Половинкиной добрались наконец до выставки Караваджо в Пушкинском. Параллельно идёт выставка Уильяма Блейка, в тому же в музей навезли множество последователей того и другого, так что психически продраться через это нагромождение сложно
(
Read more... )
Вообще-то исторически во многих традиционных культурах мужская красота была объектом любования мужчин, а не женщин, и служила не для обольщения женска пола (женщины всё равно не имели права самостоятельно выбирать партнёра), а для самоутверждения перед другими мужчинами. Взять хотя бы Ваши любимые исландские саги: с чьей точки зрения там рассказывается про прекрасные волосы конунга, мягкие, как шёлк? Уж точно не с женской. А ведь исландцев никак нельзя заподозрить в культивировании анальных сношений, это-то Вам известно :-)
Что касается Караваджо, то в его эпоху женщина вообще считалась недоделанным мужчиной. Научная литература того времени всерьёз рассматривала возможность спонтанного превращения женщины в мужчину - как некоего скачка вверх по эволюционной лестнице (интересно, что не наоборот - такой вариант не допускался). Поэтому наиболее совершенным эстетическим объектом должен был быть мужчина.
В эпоху Ренессанса не было понятия "ориентации". Разграничение проводилось не между "гомо-" и "гетеро-". а между возвышенной любовью (созерцанием идеи Красоты) и низменной (желанием потрахаться). Даже в церковном праве понятие уголовно наказуемой "содомии" включало в себя, среди прочего, вагинальный гетеросексуальный акт в "неправильной" позе, безотносительно того, рождаются ли от этого дети.
Поэтому утверждать, что отношения между Петраркой и Лаурой гетеросексуальные (только потому, что имеются в наличии он и она) - глупость. Между Петраркой и Платоном гораздо больше общего, чем между Петраркой и менеджером Сидоровым, который щиплет секретаршу.
Reply
Как бы там ни было, тема интересная, но и необъятная, мы не сможем её обсудить в нескольких фразах.
Караваджо здесь, конечно, лишь случайная жертва наезда. Там, возвышенно или нет, Ботичелли, к примеру, никаких сомнений не вызывает, его женскими моделями можно и теперь любоваться, несмотря на несомненную смену "парадигмы" за истекшее время.
Что же до сексуальности вообще, отчего Вы взяли точкой отсчёта Ренессанс? В античное время тоже не было "ориентации" в нашем смысле слова. Тогда различие проводилось между ирруматором и, так сказать, "иррумируемым", независимо от биологической гендерности. Кто-то даже писал (на мой взгляд, неверно), что античный человек был типа "сексуально ненамагничен" и просто бросался на всё, что движется. Отчасти, да, всё это было связано с социальной статусностью. Поскольку, как Вы сами признаёте, женщина в известные эпохи, увы, не признавалась человеком и потому часто была интеллектуально неразвитой, как следствие, с женщиной было элементарно неинтересно общаться.
Относительно исландцев - замечу, что в обществе эпохи саг гомосексуальность существовала, и безнадёжно уничтожала репутацию заподозренных в ней. О том не раз и не два упоминается в текстах. В частности, мы говорили в другом месте о колдовстве - практикование мужчиной (если он не ас) женских разновидностей магии именно было всё равно что объявить об альтернативной ориентации. Равно если женщина надевала штаны (Laxdœla saga), это служило поводом к разводу.
Reply
Кстати, меня радует профессионализм Вашего высказывания об античности.
Что касается "гомосексуальности" у исландцев - эта тема требует отдельного обсуждения. Дело в том, что англосаксонский когнат слова argR (earg) не нёс вообще никаких сексуальных коннотаций. Это абсолютно доказуемо по текстам. Лангобардское arga по Павлу Диакону тоже значит не более чем "трус". То есть исландское значение - позднейшее. Потом, в современном понимании "гомосексуальность" определяется как "предпочтение получать сексуальное удовольствие с себе подобными". Насколько я могу судить по сагам, такой феномен в них не упоминается. Реально в сагах присутствует ОБВИНЕНИЕ кого-то в том, что он argR. Персонажи, которым бросают это обвинение, обычно женаты и имеют нормальные семьи. Кроме того, не менее страшным оскорблением являлось "ты рожал детей", а ведь детей никакой мужчина никакой ориентации рожать не может. Кстати, довольно частый вариант обвинения - "такой-то каждые девять дней превращается в женщину". Это уже чистая магия. Ф.Б. Успенский писал о связи термина argR с оборотничеством.
Думаю, речь идёт не о гомосексуальности, а о гомосексуальных ритуальных действиях, которые практиковались колдунами - такие действия и сейчас используются в магических целях у многих первобытных народов.
Reply
Leave a comment