Про "винноцветное море" у Гомера не писал только ленивый. Проблем в том, что Гомер, во-первых, был слепой (если верить легенде), во-вторых, слово "эйнопа" - гапакс, перевод которого как "винноцветный" весьма гадателен.
С синим другая проблема - хороших пигментов до относительно недавнего времени было мало и стоили они дорого. Даже при современной химии с синим не так хорошо, как с другими цветами. Несколько лет назад довелось слушать на конференции доклад, автор которого искал материалы с хитрыми электромагнитными свойствами, случайно получил синий порошок и обнаружил, что запатентовать его как краситель гораздо выгоднее, чем копаться дальше в высоких технологиях.
Дополню: практически единственный достаточно яркий и прочный синий краситель для ткани, известный с древности - индиго. Встречается, он, правда, как в морских моллюсках семейства мурексов (они же багрянки - из других представителей этого семейства добывался пурпур, от индиго отличающийся присутствием в молекуле двух дополнительных атомов брома), так и в растениях - индигофере (которая в высушенном и измельченном виде называется басмой) и вайде (там индиго поменьше, а цвет из-за примесей получается менее ярким). Химическая идентичность всех трех красителей была установлена сравнительно недавно - раньше они считались различными: например, каноны иудаизма предписывают окрашивать цицит (кисточки на углах мужской одежды) исключительно "тхелет", красителем из моллюсков (очень дорогим и труднодоступным) и в явном виде запрещают заменять его растительным индиго.
это верно, были проблемы с синим, а потом - с зеленым, соотвтетственно эти цвета на европейских гербах в средние века были известного рода роскошью (лазурь Валуа или зеленый Штирии).
Вообще-то современная полиграфическая модель CMYK основана на четырех цветах - голубом (скорее зелено-синем), пурпурном, желтом и черном.
Там кроме того что моделей несколько - есть еще момент - RGB - модель для активного изображения - которое светится. А CMYK - как раз для пассивного - которое поглощает (как и на картинах)
Ну, во-первых, черный - цвет не спектральный, да и вообще для его восприятия отдельный рецептор не нужен. А во-вторых - полиграфические модели могут включать в себя сколько угодно цветов, речь-то о том, как устроена сетчатка.
Сетчатка вообще не по RGB устроена. Но что до CMYK - именно что RGB - это активный вариант, а CMYK - цветодополнительный - по причине просто разной немножко физики формирования отраженного света.
Так на картинах и проч именно цветодополнительный - в котором никакого синего как раз и сейчас.
Чорный понятно что просто для повышения качества - хороших черных красок много и эмулировать их смешением CMY можно но не нужно. Опять же в живописи примерно аналогичные проблемы и подходы.
Опять же: в современных системах цветоделения синего может и не быть, а вот на картинах (в том числе очень древних - например, на фресках Кносского дворца на Крите) он очень даже есть. Так что проблемы, может, и те же, а вот решались они по-другому.
И в любом случае это не имеет отношения к вопросу о том, воспринимали ли люди в древности спектральные цвета.
Comments 43
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Там кроме того что моделей несколько - есть еще момент - RGB - модель для активного изображения - которое светится. А CMYK - как раз для пассивного - которое поглощает (как и на картинах)
Reply
Reply
Так на картинах и проч именно цветодополнительный - в котором никакого синего как раз и сейчас.
Чорный понятно что просто для повышения качества - хороших черных красок много и эмулировать их смешением CMY можно но не нужно. Опять же в живописи примерно аналогичные проблемы и подходы.
Reply
И в любом случае это не имеет отношения к вопросу о том, воспринимали ли люди в древности спектральные цвета.
Reply
Reply
Reply
Reply
Leave a comment