Экспедиция "Индустриальное наследие Урала - 2015". День шестой

Jul 29, 2015 17:53

Кынзавод-Лысьва-Чусовой-Пермь
Шестой, завершающий день нашей экспедиции был насыщен как и все предыдущие. Утром, покинув гостеприимных хозяев охотничьего домика в Кынзаводе, мы двинулись в обратный путь в Лысьву. По пути второй раз попробовали "увидеть из окна вагона" памятник бронепоезду № 2. По одной из версий, 1 декабря 1918 года БеПо героически  погиб у разъезда 72 км в районе деревни Паленый Лог, по второй - был без боя захвачен белыми. Но нам не свезло, времени на точную локализацию монумента не было, а густая зелень скрыла его от наших глаз. Решили не терять время и отложить тематику гражданской войны на будущее.


Итак, мы опять в Лысьве. Сразу идем в краеведческий музей.
Веселый желтый дом с наличниками приветливо впускает нас в свои прохладные залы



Осматриваем экспозицию, посвященную основным вехам истории горнозаводской промышленности Урала и градообразующему предприятию города - Лысьвенскому металлургическому заводу, основанному в 1785 году


В экспозиции традиционные для пермских музеев две сигнальные пушечки. О них и подробно о музее я расскажу в другой раз, а сейчас несколько фотографий понравившихся мне экспонатов


Технический персонал снарядно-токарного цеха Лысьвенского завода, 1916 год


Снаряды производства Лысьвенского механического завода.
На ближнем снаряде надпись: "Его императорскому Высочеству Великому князю Михаилу Александровичу. Лысьвенский механический завод" . Акционерное общество "Лысьвенский горный округ наследников графа П.П.Шувалова", 1916 год


Закладная доска прокатной фабрики


Изделия Лысьвенского завода эмалированной посуды - достойного конкурента Череповецкого производства


Музей каски - музей в музее, как и в Горнозаводске Музей моря. С недавних пор этот музей по праву считается визитной карточкой Лысьвы.


В экспозиции детально рассказывается не только история каски, но и технология ее производства в годы войны


Здесь можно померять понравившуюся вам каску


Пока мои друзья ходят по музею, я читаю местную прессу


Фото Снежаны Карпович

Выезжаем из города по другой дороге, с целью заехать на "пожарку". Как оказалось,  это не пожарная каланча, а господствующая над городом высота. Снимаем виды города и заводского пруда


И немного себя на фоне вышек сотовой связи


Едем в Чусовой. В новом городе осматриваем ИСУ-152 на постаменте


И в третий раз подъезжаем к проходной ОАО "Чусовской металлургический завод" с замечательным памятником металлургам на площади. В бюро пропусков наконец выправляем желанные документы на посещение корпоративного музея и завода, но увы... без посещения действующего производства.


В музее нас встречает Надежда Горшенина - редактор газеты "Чусовской металлург". Знакомимся и идем осматривать экспозицию. ЧМЗ входит в Объединенную металлургическую компанию и сейчас находится в стадии рекострукции производства


В экспозиции масса интересных чертежей и документов, в том числе и уникальных - таких как оригинальные планы завода.
ЧМЗ один из старейших заводов Урала, ведущее предприятие в России по производству феррованадия, крупный поставщик сложных фасонных профилей проката и готовых автомобильных рессор. Помните бред - Чусовская рессора? Если я правильно понял под нее сейчас только заготовки делают, но магазин в Перми я недавно где-то видел с таким названием.
Завод основан в 1879 году Франко-Русским уральским акционерным обществом, созданным князем Голицыным и французом Ш. Барруеном. Заложенный по французскому проекту, завод долгое время был самым современным металлургическим предприятием Урала.


Во время гражданской войны производство было сильно разрушено, но металлурги восстановили его за короткий срок.
В 1930 году правительством было принято решение о специализации завода по выпуску качественных сталей и проката с производством в перспективе рессорной полосы для развивающейся автотракторной промышленности. В 1931 году была построена самая крупная по тем временам доменная печь № 3 объёмом 280 куб. м, в 1935 году на ней начата опытная плавка ванадиевого чугуна. 13 января 1936 года на Чусовском металлургическом заводе был получен первый отечественный феррованадий.
В 1943 году по требованию Государственного комитета обороны за рекордно короткий срок (семь месяцев) была построена доменная печь № 2-бис, что дало возможность увеличить производство чугуна в три раза. В условиях военного времени осваиваются новые, более качественные марки стали, выпускается броневой лист, идущий на производство танков. Завод выпускает фугасные огнеметы, детали к знаменитой «Катюше» и противотанковой пушке.
30 июля 1964 года введен в строй новый комплекс ферросплавного производства и началось строительство крупнейшего на Урале авторессорного производства. А 2 ноября 1975 года была выдана опытная партия чусовской рессоры. В 1976 году по решению Совета Министров Союза СССР на заводе построен самый крупный в Европе авторессорный цех. В 1982 году самой дешевой и качественной рессорой в СССР была чусовская. За 125 лет Чусовской металлургический завод несколько раз менял форму собственности. С 1989 года он становится открытым акционерным обществом. С помощью акционеров заводу удалось завоевать ключевые позиции на современном рынке черных металлов на российском и мировом уровне. Источник.
В 1979 году завод был удостоен Ордена Трудового Красного Знамени


Осмтариваем экспозицию в четырех залах музея


Фото Снежаны Карпович







Фото Снежаны Карпович

Образцы проката


Бронепоезд "Чусовской рабочий"


Статуэтка VANADIS - награда за участие в металлургической выставке


А вот и сам феррованадий - ферросплав, содержащий 35-45% V, 1-3% Si, 0,5-1,5% Al (остальное Fe и примеси).
В чёрной металлургии феррованадий применяют при легировании стали, сплавов и чугунов для получения мелкокристаллической структуры, повышения ударной вязкости и устойчивости стали против знакопеременных нагрузок, повышения прокаливаемости. Феррованадий азотированный предназначен для легирования быстрорежущих, низколегированных, нержавеющих, морозостойких сталей ванадием и азотом. Поставляется в виде кусков массой 5-15 кг в стальных барабанах. Источник.
В России помимо ЧМЗ феррованадий производит ОАО "Ванадий-Тула"




Обсуждаем тонкости металлургического производства с Надеждой Горшениной


Фото Снежаны Карпович



Фото Снежаны Карпович



Уже собираясь уходить опять вернулись к какой-то теме


Фото Снежаны Карпович

Идем на территорию заовда. Как я уже говорил, ЧМЗ находится в стадии рекострукции. Большинство исторических уникальных построек завода уже снесено. Подробно о том как это происходило можно посмотреть в репортаже годичной давности блогера Александра Попова
Когда-то на месте этого пустыря был кузнечный цех


Инструментальный цех 1923 года постройки пока еще цел, но, поговаривают, что дни его сочтены


На этом месте еще совсем недавно была домна № 1


Музей под открытым небом
Машина закрытия чугунной летки МЗЛД-1. Разработана на ВВНИИ "Мехчермет" г.Днепропетровск в 1990 году специально для домны № 1 ОАО ЧМЗ по индивидуальному заказу. Введена в эксплуатацию в 1993 году. находилась в работе до 05.07.2013 года


Электровоз рудничный Siemens-Schuckertwerke. Предназначен для перевозки и взвешивания шихтовых материалов на ДП № 3. Изготовлен в 1931 году.
На это замечательное изделие в музее имеются чертежи.


А это уже послесловие к нашему посещению ЧМЗ - заметка в июльском номере газеты "Чусовской Металлург".
Как сказала одна моя коллега: "И слава бежит впереди нас..." - тем более, что в газете выдали нашу "военную тайну" о второй экспедиции в августе этого года...


Покидаем суровый, но гостеприимный Чусовой и едем в Пермь. Короткая остановка в пути - начинаю засыпать з арулем. Пока привожу себя в чувство крепким чаем, Владимир фотографирует заросли люпина


А мы фотографируем его


Фото Снежаны Карпович

Еще пара глотков крепкого чая и в путь


Фото Снежаны Карпович

Возвращение в Пермь проходило под громовые раскаты и и потоки воды с неба. Нас чуть не смыло с Чусовского моста, а Пермь встречала поломанными бурей деревьями и раздавленными автомобилями.
Наша поездка благополучно завершилась, наступает пора подведения итогов, составления отчетов и репортажей.

Напомню, что идея этой научной поездки по Горнозаводскому Уралу принадлежит Владимиру Андрееву (ДНР) и проводилась она под эгидой Мемориального музея изобретателя электросварки Н.Г.Славянова.

Другие репортажи по этой поездке:
1.
День первый: Пермь-Чусовой-Пашия-Горнозаводск http://starcom68.livejournal.com/1812465.html
2.
День второй: Горнозаводск- Старый Бисер-Промысла-Горнозаводск http://starcom68.livejournal.com/1815933.html
3.
День третий: Горнозаводск-Кусье-Александровский-Губаха-Широковский-Юбилейный-Усьва http://starcom68.livejournal.com/1817355.html
4.
День четвертый: Усьва-Чусовой-Лысьва-Кын-Кынзавод http://starcom68.livejournal.com/1819912.html
5.
День пятый: Кынзавод и Чусовая http://starcom68.livejournal.com/1824872.html
6.
День шестой: Кынзавод-Лысьва-Чусовой-Пермь http://starcom68.livejournal.com/1827107.html

Техноген, Лысьва, Музеи, Ж/д, Артиллерия, Чусовой, Пермский край

Previous post Next post
Up