Экспедиция "Индустриальное наследие Урала - 2015". День пятый

Jul 26, 2015 13:12

Кынзавод и Чусовая
Пятый день нашей музейной поездки по горнозаводскому Уралу мы с коллегами провели в Кынзаводе, продолжая осматривать достопримечательности этого удивительного места и его окрестностей.
Чусовая под окном тянет и манит к себе великолепными пейзажами, скалами и какой-то архаичностью. Здесь даже лодки в большинстве своем "правильные"  деревянные. Не долбленки, но все же... В Сибири их называют "чалдонки". Интересно, что технология их изготовления сохранилась, более того, судя по новым лодкам, встреченным здесь, а особенно в большом количестве на Усьве, стала возраждаться. Эпоха алюминиевых "казанок" уходит в прошлое по причине прекращения выпуска, сдачи их в цветмет в 90-е и дороговизны для местного населения современных лодок.




Вид на Кынзавод от лодочной пристани


Рано утром мы отправились на машине осматривать скалы вниз по течению Чусовой. Перехав Кынок по мосту делаем несколько кадров памятника "Начало Пермского края", приуроченного к находке в Кыну знаменитой бляхи Пермского зверинного стиля в виде медведя в жертвенной позе. Эта бляха послужила эмблемой Камской археологической экспедиции


К сожалению, информационная доска безжалостно повреждена вандалами


Выезжаем на окраину села и делаем несколько кадров с высокого левого берега Чусовой


Дальше дорога спускается к самому берегу реки в урочище Долгий Луг. Местные жители сказали, чтобы мы "ехали сколько сможем проехать", а дальше пешком. Проехать мы смогли не много. Дорога, идущая вдоль кромки воды оказалась залитой разлившейся Чусовой. После первого брода у меня пропало желание ехать дальше и мы, бросив машину, пошли пешком. Как оказалось зря. Первый брод был самый страшный, а потом дорога наладилась и мы бодро зашагали вперед разглядывая скалу Стеновой камень на противоположном берегу


В некоторых местах нам опять приходилось переходить в брод разлившиеся ручьи или искать обход затопленных водами Чусовой участков дороги




Фото Снежаны Карпович

Конечная точка маршрута - скала-боец Мултык. Название происходит от слова "мултычить", что значит грести. Это один из самых опасных бойцов на Чусовой. Бойцами назывались скалы о которые во время сплава разбивались барки, груженые железом.


Идем обратно, пробираясь по скалистому склону в обход разлива Чусовой


Вид со скалы Гребешок на северную часть Кынзавода. Саму скалу мы не увидели - она под нами, зато понравился островок в протоке ввиде сердечка


Словили в кадр меня во время отдыха в тени. Солнце в тот день палило немилосердно с самого утра, а мы слегка обгорели за эти дни. Не страдал только Владимир, недавно вернувшийся из Керченской крепости с крымским загаром


Фото Снежаны Карпович

Панорама северной части села Кынзавод

image Click to view



Тормознули у этого дома, понравившегося Владимиру своими наличниками


К открытию музея села Кын мы уже у него.
Музей расположен в бывшем здании заводской чертежной, постройки 1869 года. В последствии в здании был размещен заводской театр, обустроен зрительский зал и балкон. Заведение стало назваться "народный дом". В 50-е годы ХХ века здание в очередной раз частично перестроено под сельский клуб. Ныне название "народный дом" возвращено и сооружеие используется почти по первоначальному назначению


Фотографируем сохранившиеся заводские постройки при утреннем освещении
Слева здание паровой машины, справа амбар


Заводской амбар или провиантский склад - старейший на Урале образец промышленной архитектуры, построен в 1830-е годы


Рядом с Народным домом мемориал, посвященный селянам, погибшим в годы Великой Отечественной войны


Экспозиция музея села Кын


План Кыновского завода 1901 года


Слиток металла с клеймом Кыновского завода


Сигнальная караванная пушечка. Такие орудия устанавливались на барках для подачи звуковых сигналов во время сплава


Каска Адриана времен Первой мировой войны в экспозиции музея


Изделия кыновского завода


Интересный разовванный снаряд в экспозиции музея. Мы так и не поняли почему так получилось. Вероятно, старый снаряд времен гражданской был брошен в костер и отсыревшее ВВ сработало с замедление и снарядная болванка "вяло" лопнула, а не разлетелась на осколки


С патефоном


Оставляем отзыв о музее на беларуском языке и торопимся к Чусовой


Там нас уже ждет лодка для поездки вверх по реке. Лодку мы заказали специально традиционную, деревянную, правда мотор был японский


Камень-боец Великан.
Великан поднимается на высоту 115 метров и тянется по правому берегу почти на 1,5 км. Мрачная серая стена прогнулась в середине и словно плачет от непосильной тяжести: в центре ее постоянно просачивается вода. Огромные слои - складки, расположенные почти горизонтальными ступенями, напоминают недостроенный амфитеатр. В верхней части при определенном воображении и освещении можно увидеть различные скульптурные композиции. В начале камня есть небольшая пещера, в которой всегда журчит ручеек.


Современные туристы они такие туристы...
На этой фотографии все прекрасно: владелец судна, моторист, кресло, флаг, запасы провианта и пресной воды в трюмах...


Фотографируем Великана


Лодка у его подножия позволяет понять масштаб скалы


Наш моторист, любезно согласившийся отвести нас на несколько километров вверх по Чусовой, чтобы показать ее красоты


Камень Печка - конечная точка наего маршрута, взят под охрану как памятник природы. Камень представляет собой огромный треугольник, в котором складки горных пород, постепенно уменьшаясь, образуют обширный грот, вмещающий две-три лодки. Грот, напоминающий русскую печь, находится, по выражению геологов, в ядре крутой антиклинальной складки. Здесь мы разворачиваемся и идем в обратном направлении




С этого ракурса видная вся могучая красота Великана




Фото Снежаны Карпович

Вид на Кынзавод с лодки. На переднем плане охотничий домик - наш приют на две ночи


Еще один вид на старую пристань Кынзавода собранную из гигантских гранитных блоков


Видео нашей поездки на лодке вверх по Чусовой

image Click to view



После обеда началась гроза, которая спутала наши планы.
Зато нам было чем занятся - вынимали второго за день клеща способом по-донецки


Фото Снежаны Карпович

После грозы опять отправляемся в поселок.
В этом доме в ноябре 1864 года была организована первая кооперативная лавка в России Кыновского потребительского общества. О чем и гласит мемориальная доска на здании. Интересно, что совсем недавно отмечалось 133 года кооперативного движения в Украине, а международный день кооператора отмечается в России с 1923 года в первую субботу июля. А ведь начиналось то все отсюда, только про это мало кто знает.


Современная лавка напротив


Фотографируем туман над Чусовой


А вечером нас опять ждали разговоры с охотниками за кружкой чаю


Напомню, что идея этой научной поездки по Горнозаводскому Уралу принадлежит Владимиру Андрееву (ДНР) и проводилась она под эгидой Мемориального музея изобретателя электросварки Н.Г.Славянова.

Продолжение следует...

Другие репортажи по этой поездке:
1.
День первый: Пермь-Чусовой-Пашия-Горнозаводск http://starcom68.livejournal.com/1812465.html
2.
День второй: Горнозаводск- Старый Бисер-Промысла-Горнозаводск http://starcom68.livejournal.com/1815933.html
3.
День третий: Горнозаводск-Кусье-Александровский-Губаха-Широковский-Юбилейный-Усьва http://starcom68.livejournal.com/1817355.html
4.
День четвертый: Усьва-Чусовой-Лысьва-Кын-Кынзавод http://starcom68.livejournal.com/1819912.html
5.
День пятый: Кынзавод и Чусовая http://starcom68.livejournal.com/1824872.html
6.
День шестой: Кынзавод-Лысьва-Чусовой-Пермь http://starcom68.livejournal.com/1827107.html

Природа, Архитектура, Чусовая, Пермский край, Техноген, Музеи, Памятники, Деревня

Previous post Next post
Up