Строить так, чтобы не капало!

Jan 25, 2019 13:51


Нет, это пост не про метро, немного приунывшее на прошлой неделе. И речь идет скорее не о каплях, а воде минимум по щиколотку, а в особо зловредных случаях и почти до колена. Никогда не думал, что я вообще этим займусь, но недавно пришлось весьма плотно пообщаться с чешскими учебными пособиями по строению трамвайного пути.



Пост иллюстрирован старыми фотографиями линии 17 маршрута с Pastvu.com. Источник: ГУП "Мосгортранс", История Московского Трамвая, 2009г.

Переведенную презентацию, кстати, можно посмотреть вот здесь (осторожно, телеграм). Ну а любителей оригинальных документов и знатоков чешского приглашаю посмотреть аж целый учебник: там и железнодорожные пути есть и метрошные. Здесь же рассказ пойдет всего лишь об одном, но очень интересном нюансе: водоотведении с путей.



В России обычно самостоятельное водоотведение с путей организуется только в случае, если пути пролегают отдельно от проезжей части; с рельс, кинутых на асфальт вода типа отводится штатным порядком, как с остальной проезжей части. Обычно это не кончается ничем хорошим: трамвайные пути не имеют поперечного уклона к бордюру, да и их собственный рельеф затрудняет стекание воды в сторонку.



Дом мебели на Полярной. 1973 - 1975. Источник: Pirogov

К чему это приводит? Как минимум - к ручейкам, стекающим в желобах рельсов, потокам, льющимся по междупутью и не находящих себе выхода из него, как максимум - к образованию огромных луж на перекрестках, расположенных в низинке, затоплению целых стрелочных узлов, вплоть до остановки движения трамваев. Вместо тысячи слов приведу здесь историю одного из водителей трамвая в Петербурге:

Сзади подъехал вагон сорок первого маршрута, и тоже на выезде (за мной) встал.
Вышел из него мужчина пожилой, (видать опытный водитель) подошёл ко мне и посмотрев на лужу и на меня , без слов всё понял.
Снял он наручные часы, подал их мне , сказав :
- На, подержи.
А сам зашёл прямо в туфлях в лужу, по щиколотку, и руками стал нащупывать стрелку.
А тут и ещё один водитель восьмого парка подбежал, с сидушкой, взятой из салона, и стал помогать пожилому, разгребая этой сидушкой воду в районе стрелки. И вот, дружными усилиями стрелку они обнаружили, (она оказалась лежащей в нужном мне направлении) . Тогда они мне оба улыбнулись , а пожилой, махнув рукой, скомандовал лихо:
- Езжай, всё в порядке !



Скажем так, "исторический" вариант водоотведения с путей. Источник: презентация "SVRŠEK TRAMVAJOVÝCH TRATÍ"

Для начала, стоит признать, что трамвайным путям в силу их важности и сложности устройства необходимо собственное водоотведение. В среднем, решетки, щели и т.п. на трамвайных путях в Праге делаются каждые 200 метров - и это не считая точек возле приямков и тальвегов, где дождеприемники делаются дополнительно к регулярным (а не вместо них).



Более современная решетка отдельного водоотвода с междупутья. Источник: презентация "SVRŠEK TRAMVAJOVÝCH TRATÍ"

Выглядит это как обычная решетка дождеприемника, только посередине трамвайных путей, а также в междупутье. На панелях BKV ( подробнее о том, что это такое) устроены особые модульные бетонные дождеприемники, которые снаружи выглядят как модная щель, прямо как на пешеходных площадях в Москве.



Водоотведение с плит BKV Источник: презентация "SVRŠEK TRAMVAJOVÝCH TRATÍ"

Попадая в решетку, вода стекает по трубам большого (100-200 мм) диаметра в колодец с приямком (чехи забавно называют это kalová jímka). В этой ямке остаются крупные частицы, попавшие в ливневку. И лишь затем всё утекает в канализацию.



А вот так водоотвод с панелей BKV выглядит "внутри". Источник: презентация "SVRŠEK TRAMVAJOVÝCH TRATÍ"

Отдельное водоотведение идет из желобов трамвайных рельс. Да-да, продумана даже такая мелочь! В некоторых местах в рельсе профрезерован небольшой желобок, в который попадает вода и уходит в отдельный маленький "шкафчик", как его ласково называют в Чехии - небольшую емкость, откуда уже по трубам переливается в обычные водоотводящие каналы. Так что в следующий раз, когда увидите трамвай, весело обрызгивающий всех водой из желоба, знайте, что это не данность, а следствие лени и неквалифицированности службы пути.



Водоотведение с рельс здорового человека. Источник: презентация "SVRŠEK TRAMVAJOVÝCH TRATÍ"

Во всем этом поражает тщательность и любовь, с которой ведется проектирование и строительство трамвая. И это только один не самый важный аспект - как устроен, например, стрелочный перевод, я даже и писать боюсь. Надеюсь, что и мы доживем до подобного отношения к трамваю в свое время.



Из этих желобков вода стекает в специальные "шкафчики", как их называют чехи. И затем уже в общий зумпф. Источник: презентация "SVRŠEK TRAMVAJOVÝCH TRATÍ"

Откопал, заграница

Previous post Next post
Up