Можно еще вспомнить, что в статьях не так уж и редко встречается апелляция к "единственно возможной трактовке". То есть "доказательство от безальтернативности". Указание на то, что трактовка "не единственная" изрядно меняет ситуацию.
- "Фактов мало, но понять это можно единственным образом - ergo ..." - "Фактов мало, а понять это можно либо так, либо сяк, либо вообще этак ..."
В Вашем случае это все мало имеет отношение к делу. Если искать на Руси параллели с негативным византийским отноршением к лукам то в русских источниках их нет. А в Сказании 14 в и иконе знамения 15 в не запечатлено попадание стрелой в икону. Как и в более раннем новгородском и владимирском летописании. (Об этом факте нам сообщает лишь один источник - сама поврежденная икона Богородицы с наконечником стрелы в глазу)... Так что где "воспроизводится популярный сюжет, где враги наносят иконе рану стрелой"?
- Об этом факте нам сообщает лишь один источник - сама поврежденная икона Богородицы с наконечником стрелы в глазу
А вот это:
"Пахомий в своем «Похвальном слове Знамению» изобразил дело так, что плакала вынесенная на забрала Богородица, раненная стрелою суздальцев, а владыка Иоанн собрал слезы ее в свой «мафорий» (омофор)"
А в летописании про чудеса и чудеса с иконами ничего нет, да.
- Если б в русских источниках было неуважительное отношение к лукам и стрелам
Об этом пока ничего сам сказать не могу. Сначала нужно посмотреть примеры, приведенные П.Гротовским для византийцев по источникам, насколько возможно. Потом - что у нас есть по Руси. И только потом можно что-то предполагать. Пока - просто вопрос.
Вот именно, что нет этого. Вообще по Вашей ссылке о повреждении иконы Богородицы ничего не сказано... Выходит все же, что в письменных источниках этот эпизод отсутствует
( ... )
Представление лука как бесчестного оружия, используемого врагами христианства, несомненно, было затронуто святоотеческой и агиографической литературой. Иоанн Дамаскин в своей Третьей проповеди низображается цитирующим после Анастасия Синайца легенду о арабах, «ранящую» со стрелой икону святого Феодора в монастыре в четырех милях от Дамаска. Кровь вытекала из «раненой» иконы. Эта история относится к самым ранним рассказам о чудесах, связанных с разрушением икон иконоборцами и неверными (арабами или евреями) и породила группу так называемых «раненых икон». В зависимости от истории, акт разрушения осуществляется с помощью различных орудий, хотя стрела, несомненно, является одной из самых популярных из них. С другой стороны, Проповедь Иоанна повлияла на подобную историю о чуде, связанным образом Святого Георгия. По легенде о картине, пронзенной [стрелой], которая появляется впервые в коллекции чудес девятого века, один сарацин, став лагерем под палестинским городом Лида стреляли из лука по иконе святого Георгия. Благодаря Георгию, стрела
( ... )
Reply
Reply
- "Фактов мало, но понять это можно единственным образом - ergo ..."
- "Фактов мало, а понять это можно либо так, либо сяк, либо вообще этак ..."
Есть разница, не так ли?
С уважением.
Reply
Если искать на Руси параллели с негативным византийским отноршением к лукам то в русских источниках их нет.
А в Сказании 14 в и иконе знамения 15 в не запечатлено попадание стрелой в икону.
Как и в более раннем новгородском и владимирском летописании.
(Об этом факте нам сообщает лишь один источник - сама поврежденная икона Богородицы с наконечником стрелы в глазу)...
Так что где "воспроизводится популярный сюжет, где враги наносят иконе рану стрелой"?
Reply
- Об этом факте нам сообщает лишь один источник - сама поврежденная икона Богородицы с наконечником стрелы в глазу
А вот это:
"Пахомий в своем «Похвальном слове Знамению» изобразил дело так, что плакала вынесенная на забрала Богородица, раненная стрелою суздальцев, а владыка Иоанн собрал слезы ее в свой «мафорий» (омофор)"
?
Текст "Похвального слова" тут - https://dlib.rsl.ru/viewer/01003754929#?page=211
А в летописании про чудеса и чудеса с иконами ничего нет, да.
- Если б в русских источниках было неуважительное отношение к лукам и стрелам
Об этом пока ничего сам сказать не могу. Сначала нужно посмотреть примеры, приведенные П.Гротовским для византийцев по источникам, насколько возможно. Потом - что у нас есть по Руси. И только потом можно что-то предполагать. Пока - просто вопрос.
С уважением.
Reply
Получается, что я грубо ошибся.
Reply
Reply
Reply
Спасибо за комментарии!
С уважением.
Reply
Leave a comment