Стрелы и иконы

Nov 16, 2017 16:54

Read more... )

Leave a comment

ext_656515 November 18 2017, 10:12:53 UTC
Пенской тоже писал что типа это у него только предположение ( ... )

Reply

sovice_snezni November 18 2017, 11:21:13 UTC
- Пенской тоже писал что типа это у него только предположение ( ... )

Reply

sovice_snezni November 18 2017, 11:33:56 UTC
Можно еще вспомнить, что в статьях не так уж и редко встречается апелляция к "единственно возможной трактовке". То есть "доказательство от безальтернативности". Указание на то, что трактовка "не единственная" изрядно меняет ситуацию.

- "Фактов мало, но понять это можно единственным образом - ergo ..."
- "Фактов мало, а понять это можно либо так, либо сяк, либо вообще этак ..."

Есть разница, не так ли?

С уважением.

Reply

ext_656515 November 18 2017, 12:23:53 UTC
В Вашем случае это все мало имеет отношение к делу.
Если искать на Руси параллели с негативным византийским отноршением к лукам то в русских источниках их нет.
А в Сказании 14 в и иконе знамения 15 в не запечатлено попадание стрелой в икону.
Как и в более раннем новгородском и владимирском летописании.
(Об этом факте нам сообщает лишь один источник - сама поврежденная икона Богородицы с наконечником стрелы в глазу)...
Так что где "воспроизводится популярный сюжет, где враги наносят иконе рану стрелой"?

Reply

sovice_snezni November 18 2017, 20:23:02 UTC
Доброго времени.

- Об этом факте нам сообщает лишь один источник - сама поврежденная икона Богородицы с наконечником стрелы в глазу

А вот это:

"Пахомий в своем «Похвальном слове Знамению» изобразил дело так, что плакала вынесенная на забрала Богородица, раненная стрелою суздальцев, а владыка Иоанн собрал слезы ее в свой «мафорий» (омофор)"

?

Текст "Похвального слова" тут - https://dlib.rsl.ru/viewer/01003754929#?page=211

А в летописании про чудеса и чудеса с иконами ничего нет, да.

- Если б в русских источниках было неуважительное отношение к лукам и стрелам

Об этом пока ничего сам сказать не могу. Сначала нужно посмотреть примеры, приведенные П.Гротовским для византийцев по источникам, насколько возможно. Потом - что у нас есть по Руси. И только потом можно что-то предполагать. Пока - просто вопрос.

С уважением.

Reply

sovice_snezni November 18 2017, 23:58:46 UTC
Интересно... А нет у Пахомия, кажется, того, что пишет Д.С. Лихачёв. Деталей Пахомий добавил, но канва точно та же, что в "Сказании".

Получается, что я грубо ошибся.

Reply

ext_656515 November 19 2017, 02:35:22 UTC
Вот именно, что нет этого. Вообще по Вашей ссылке о повреждении иконы Богородицы ничего не сказано... Выходит все же, что в письменных источниках этот эпизод отсутствует ( ... )

Reply

ext_656515 November 19 2017, 02:35:43 UTC
Представление лука как бесчестного оружия, используемого врагами христианства, несомненно, было затронуто святоотеческой и агиографической литературой. Иоанн Дамаскин в своей Третьей проповеди низображается цитирующим после Анастасия Синайца легенду о арабах, «ранящую» со стрелой икону святого Феодора в монастыре в четырех милях от Дамаска. Кровь вытекала из «раненой» иконы. Эта история относится к самым ранним рассказам о чудесах, связанных с разрушением икон иконоборцами и неверными (арабами или евреями) и породила группу так называемых «раненых икон». В зависимости от истории, акт разрушения осуществляется с помощью различных орудий, хотя стрела, несомненно, является одной из самых популярных из них. С другой стороны, Проповедь Иоанна повлияла на подобную историю о чуде, связанным образом Святого Георгия. По легенде о картине, пронзенной [стрелой], которая появляется впервые в коллекции чудес девятого века, один сарацин, став лагерем под палестинским городом Лида стреляли из лука по иконе святого Георгия. Благодаря Георгию, стрела ( ... )

Reply

sovice_snezni November 20 2017, 17:01:13 UTC
Доброго времени.

Спасибо за комментарии!

С уважением.

Reply


Leave a comment

Up