Стрелы и иконы

Nov 16, 2017 16:54

Read more... )

Leave a comment

ext_656515 November 19 2017, 02:35:43 UTC
Представление лука как бесчестного оружия, используемого врагами христианства, несомненно, было затронуто святоотеческой и агиографической литературой. Иоанн Дамаскин в своей Третьей проповеди низображается цитирующим после Анастасия Синайца легенду о арабах, «ранящую» со стрелой икону святого Феодора в монастыре в четырех милях от Дамаска. Кровь вытекала из «раненой» иконы. Эта история относится к самым ранним рассказам о чудесах, связанных с разрушением икон иконоборцами и неверными (арабами или евреями) и породила группу так называемых «раненых икон». В зависимости от истории, акт разрушения осуществляется с помощью различных орудий, хотя стрела, несомненно, является одной из самых популярных из них. С другой стороны, Проповедь Иоанна повлияла на подобную историю о чуде, связанным образом Святого Георгия. По легенде о картине, пронзенной [стрелой], которая появляется впервые в коллекции чудес девятого века, один сарацин, став лагерем под палестинским городом Лида стреляли из лука по иконе святого Георгия. Благодаря Георгию, стрела не достигла цели и поразила самого лучника, который падает мертвым. Хотя я не знаю ни одного изображения чуда в византийском искусстве, в котором иконы воинов-святых атакуются лучниками, иллюстрацию второго чуда можно найти на фресках в грузинских церквях в Икви и Фавниси (рис. 94), где пораженный араб все еще сжимает лук. В свою очередь, лук как оружие демонов упоминается в житие отшельника Иоаникия, который составляет часть Martirologium Hieronymianum. Она описывает, как однажды ночью святой подвергся нападению пеших и конных фалангов демонов в железных доспехах, воруженных луками луками,и стрелами. Иоаникий отбивался от их атак, молясь Богу. Его молитвы были услышаны, и святой Евстафий был отправлен к нему на помощь, тем самым изменив ход битвы.

Отрицательный христианский взгляд на поклон не был чем-то новым. С древности оружие не считалось подходящим предметом для официального искусства. Это было связано скорее с легкомысленными темами и легкомысленными богами, такими как Эрос и Артемида. Официальные портреты императора и божества в военной одежде также отвергли оружие, чье надлежащее место было охотой. Такие ассоциации оставались в византийский период, о чем свидетельствуют литературные ссылки и постоянное присутствие Эроса в искусстве. Идентификация лука как атрибута бога любви, несомненно, не способствовало его изображению как оружию военных святых.

Введение лука в иконографию святых воинов происходило только в тринадцатом веке под влиянием Кру"

Автор сам пишет что отсутствие луков на иконах отчасти связано с античной традицией. При этом у врагов византийев, придерживающихся другой веры, лук был обычным оружием и уже потому мог удостаиваться упоминания, а вовсе не как нечистое оружие.
Опять же надо конкретные примеры смотреть- не было ли применение лука более логичным чем использовния иного вида оружия. Не было ли ту же икону ранить сподручнее из лука. Это стоило бы проверить.
Опять же непоянтно, откуда автор взял, что изображение Эрота с луком само по себе не способствовало появлению лука на иконах святых воинов. У нас нет никаких данных о том, что Эрот где бы то ни было опозорил лук как класс...

Reply

sovice_snezni November 20 2017, 17:01:13 UTC
Доброго времени.

Спасибо за комментарии!

С уважением.

Reply


Leave a comment

Up