1. С чего всё началось и почему Ciclamino 2016?
В 2015 году я
проехал знаменитым паломническим путём Camino Santiago из Франции в город Сантьяго де Компостела.
Двигаясь к перевалу Сан-Роке в Испании
Замечательное велопаломничество по Испании настолько меня впечатлило, что принципиально вопрос с летним отдыхом уже не стоял, стоял лишь вопрос выбора маршрута. Ехать решил опять на стыке июня и июля. Изначально планировался
переезд из Мюнхена в Венецию, там отлично маркированная велодорога, там прекрасные Альпы, там любимая Венеция, для которой всегда так мало времени. Но этот вариант отпал в полуфинале, и не в последнюю очередь из-за того, что в Венето я побывал в сентябре и мне временно туда не хотелось.
Поэтому выбор в конце концов сузился до
двух вариантов:
- Милан - Флоренция - Рим
- Camino Via de la Plata: от Севильи до Сантьяго-де-Компостела.
Оба варианта имели весомые плюсы и минусы, но в конечном итоге все сводилось к балансу между неизвестным и совсем неизвестным. Я запилил
большой пост с голосовалкой, который скопировал во все соцсети и все единогласно посоветовали ехать в Италию. Vox populi vox dei - кто я такой, чтобы спорить?
Изначально поход никак не назывался, просто "велопутешествие", хотя что-то каминовское в нем определенно было - это же юбилейный год и паломничество должно было закончится у ног св. Петра. Через несколько дней пути выяснилось, что велосипедные дороги по-итальянски называются bicistrada - "бичистрада" или ciclovia - "чикловия". Последнее слово показалось очень вкусным, и после смешивания его с "камино" родилось определение итальянского полупаломнического велопохода - "чикламино". Мне кажется, удачно :)
Отчет о Ciclamino 2016. Оглавление:
Стартовый пост, или сжатая сводная информация, - только ссылки.
День 0. О том, как готовилось Ciclamino 2016 и немного о Милане. - это тот пост, который вы сейчас читаете.
День 1. От Милана до Бергамо: реки, каналы и первый город на пути.
День 2. От Бергамо до озера Изео: немного гор, немного воды.
День 3. Озеро, инсталляшечки, неожиданная встреча и море впечатлений от Брешии.
День 4. Озеро Гарда, Сирмионе и лучшая дорога вдоль реки.
День 5. Жара, гроза и Модена.
День 6. Путь с приключениями и день в обворожительной Болонье.
День 7. Из Болоньи в Апеннины и ночь у горного озера.
День 8. Горной тропой во Флоренцию - столько впечатлений, сколько можно получить, и ещё немного.
День 9. Если посмотреть, то просто посмотреть Флоренцию - это совсем не просто.
День 10. Дорога до Сиены, или как попасть на праздник и не попасть на праздник.
День 11. От Сиены в самое сердце Тосканы.
День 12. Дорога с приключениями и ночь в гостях у графа.
День 13. Неожиданно прекрасный Витербо и ещё одно озеро.
День 14. Приехать в Рим на велосипеде.
День 15. Рим. Прогулки по центру.
День 16. Рим: планов громадьё или поиски и находки.
День 17. Рим, поездка к св. Павлу, Остия Антика и любимое морько.
День 18. Рим - Белград - Москва, или попытка схватить ещё впечатлений.
Ciclamino 2016: от Милана до Рима на велосипеде. Итоги, ссылки и размышления.
2. Как всё собиралось:
Сборы в этот раз были легче - обкатанное в прошлом году снаряжение было в комплекте, кое-чего я решил не брать, кое-что наоборот добавилось к списку, но имея базовый список перед глазами можно было оставить основные сборы на последние 3-4 дня и не переживать.
Сложнее было с составлением маршрутной нитки, подобного трека просто не существовало. Для начала я разбил маршрут на в принципе проезжаемые отрезки и сделал в Exel сводную таблицу по городам:
Как видите, в таблицу я сразу добавлял отели, в которых планировал останавливаться. Отели бронировались на
bookig.com и в каждый отель писалось письмо с просьбой подтвердить возможность проживания с велосипедом, после такого подтверждения отель закрашивался зеленым. Кстати, подобное раннее бронирование отелей по маршруту дает отличный бонус для получения визы, а графа "стоимость" позволит наглядно оценить финансовую ситуацию.
Куда хуже было с самими дорогами. Попробовал прокладывать треки через Google Earth (чтобы потом записывать в навигатор), - прикольно, но непонятно, что за дорога, проезжая или нет, например. Конечно, пробовал через
gpsies.com - лучше, но очень сложно строит. Самым удобным в итоге оказалось построение маршрута через
Strava и последующий экспорт трека в Garmin BaseCamp. С навигацией вообще было страшновато - в прошлую поездку мой навигатор Garmin Dakota проработал три дня, после чего скинул все маршруты на ноль и окуклился, так что я ехал по бумажной карте, но в этот раз оставалось полагаться на него и на карты Google в телефоне. Скажу сразу, что в этот раз он не подвёл и отработал на "отлично".
Дальше оставалась мелочь - билеты и виза. Билеты вышли дороговато, за счет прилёта и отлёта из разных городов, но я значительно сэкономил, взяв пересадочный перелет домой через Белград, получив таким образом возможность посмотреть еще один город и одну страну. С этим перелетом вышло не так просто, как я надеялся, но об этом в соответствующий день. Визу дали без вопросов, хотя я на всякий случай таки отправил им компостелу из Камино, и все уже было готово к тому чтобы вылететь, а потом поделиться с окружающими результатами поездки.
NB: С отчетом как раз вышла проблема, я никак не мог понять, как именно его писать. Путешествуя по моему маршруту невозможно не упоминать про памятники истории и (простите за банальность) шедевры искусства, потому что фактически всё, что я видел, включая ландшафты - это шедевры. Если подробно рассказывать о каждом, то отчет получится огромным, и все же недостаточным для использования в качестве путеводителя. Потому я решил почти не рассказывать о культурных артефактах, ограничившись ссылками в тексте, а сосредоточиться на собственных ощущениях.
3. Вылет в Милан или начало долгого пути:
Лететь Аэрофлотом из Москвы всегда приятно - сдача даже очень нестандартного багажа обычно осуществляется быстро. Воздушный коридор в Милан проходит над Альпами и это дает возможность поохать, пролетая над снежными вершинами:
Под крылом самолета...
Миланский аэропорт Мальпенсо понятный, негабаритный багаж выдается в конце зала, тележки стоят 2 евро, для того чтобы добраться до города, нужно идти по указателям "поезд" до лифта. Около лифта касса, где со мной сразу заговорили по-русски, надо купить билет, спуститься на платформу и прокомпостировать его в автомате. Поезд не очень загруженный, народу немного, ходит достаточно часто. Поскольку поезд идет до города сорок минут, то грех не воспользоваться такой возможностью, чтобы собрать велосипед )) Однако, на третьей остановке от аэропорта с паровозом случилась какая-то конфузия и ехать дальше он категорически отказался, а пассажирам предложили пересесть на другой поезд, отправляющийся с параллельной платформы. Знаете, бегать по лестницам и подземным переходам с недособранным велосипедом и перспективой не успеть на поезд - это очень бодрящая процедура, но право, я бы предпочел без нее обойтись, а когда после этого приходится втискиваться в достаточно плотно набитый вагон, то становится прямо-таки скучно. Но тем не менее, до вокзала добраться удалось.
Миланский вокзал
Отель
Canova принципиально выбирался очень близко к вокзалу, чтобы в случае чего было недалеко тащить коробку с велосипедом. Оказался очень неплохим, номер здоровущий, люди очень милые. Велики можно оставлять прямо в холле отеля, на улице они сами сказали "лучше не надо, воруют". Но отель отелем, но надо же посмотреть на Дуомо?? Надо, тогда прыгаем в метро и едем.
Фасад Дуомо, видимый с площади, совершенно не передаёт ничего - ну да, вот он тот самый открыточный вид, и чо? Сейчас расскажу.
Знаете, у всех итальянских соборов есть некая изюминка, присущая только им. Очень многие внутри больше чем снаружи. Многие неожиданны. Многие потрясают возрастом, убранством, размером. Но у каждого есть что-то очень своё, и у Дуомо в Милане главное - это крыша и стены! Обязательно подняться наверх и оценить 130 шпилей, потому что точно не сможешь объять 3400 мраморных скульптур, украшающих собор снаружи.
Рассказывать про крышу - неблагодарное дело. Очень, очень красиво!
Высоковато, конечно, я высоты очень боюсь и мне там было страшшшшненько:
Но впечатляет!
А выйдя из собора можно отойти от высот и красот просто посидев на брусчатке, потому что музей уже закрыт:
Примета времени - вокруг очень много военных, бронемашины стоят почти на всех крупных туристических точках. После собора можно сунуть нос в галерею Витторио-Эммануила, но она такая же, как, например, в Неаполе - это ГУМ, только очень высокий и без дверей ))) Кстати, на миланских улицах очень часто слышится русская речь, сюда ж ездят "шопиться" а в метро я встретил пару русскоговорящих тёток совершенно сельского вида, громко обсуждающих своих мужиков.
Дальше непременно нужно посмотреть на то,чем вдохновлялись Пьетро Антонио Солари, Антон и Алевиз Фрязины, когда строили Московский Кремль: на замок Сфорца.
Если присматриваться, то замки, конечно, разные, но насколько уместен был символ
гибеллинов - зубцы-мерлоны в виде буквы "М", символизирующие размах крыльев императорского орла над третьим Римом - столицей собранной в один кулак Руси Ивана Третьего!
В замке есть на что посмотреть, но снимать мешало яркое солнце:
Суровое оборонительно-жилое помещение, в общем.
Чтобы не впасть в излишнюю суровость надо рас.. рас... расслабляться! А расслабляться весь поход мне показалось уместным с помощью чудесного
коктейля Шпритц, бокал которого каждый раз символизировал окончание долгого перехода. Но первый шпритц был выпит мною, сидящим на травке в парке у стен замка Сфорца, и это было прекрасно.
Но потихоньку день начал клониться к вечеру, а достопримечательности частенько заставляют забывать о еде, чего себе позволять никак нельзя. В отеле порекомендовали ресторан
Pane e Tulipani и показалось резонным закупить какое-то количество еды и воды на утро в супермаркете, подсобрать вещи и пойти ужинать. Для меня одним из важных аспектов туризма является гастрономический, как мне кажется, он даёт еще более глубокое погружение в культуру тех мест, по которым ты едешь, поэтому хоть режьте меня, но я никогда не пойму путешественников, питающихся в дороге консервами или биг маками... Правильный путешественник всегда будет брать блюда не только той страны, но и того города, в котором он ест. Список блюд, характерных для той или иной местности, я тоже составил заранее и записал его в
сводный подготовительный ЖЖ-пост вместе со статьями о достопримечательностях. В Милане фирменными блюдами считаются ризотто с шафраном и шницель по-милански, и они оказались хороши - не успел сфотографировать до начала еды.
Единственное, шницель был суховат, но это я смог оценить уже потом, когда почти все "выстрелы" в плане ужинов попадали точно в яблочко. После такого ужина оставалось только потихонечку брести в отель, наслаждаясь теплой ночью, и строить планы по завоеванию страны и дороги.
следующий день