Зимняя поездка в Запорожье и встреча с гопниками в электричке

Sep 05, 2018 00:13

Последняя пара, лекция по предмету «Интеллектуальная собственность» подходила к концу. Мои одногруппники нетерпеливо ёрзали на сидениях, а за окнами института уже сгущались декабрьские сумерки. «Ну что, ты куда? Мы - в Запорожье!» - сказал мне Юра, вместе с Максимом выходя из аудитории. «Я как бы тоже», - подметил я. Билет уже был в кармане, а учебная неделя осталась позади…

Бросив конспекты в сумки, мы сразу же поехали на вокзал. До отправления оставалось время, и мы зашли в ближайший магазин, чтоб взять пол-литра самого дешёвого коньяка и три пластиковых стаканчика… В добрый путь, как говорится! Возле 4-й платформы нас ожидала скоростная электричка «Лоцман» сообщением Харьков - Днепропетровск. Мягкие кресла с чистыми подголовниками, аккуратные шторки - всё как полагается для электропоезда повышенной комфортности. Юра с Максом сели вдвоём, а мне досталось отдельное место позади них, рядом с девушкой лет 30-ти, с которой у меня случайно завязался разговор… Пацаны прикалывались, что ещё не успели отправиться, а я уже «склеил тёлку».

3 с половиной часа за окнами мелькали одинокие огоньки. И вот мы ступили на платформу станции Синельниково-2. Электричка шумно умчалась дальше. Теперь нам надо было добраться к вокзалу Синельниково-1, чтоб пересесть на пригородную электричку до Запорожья. Вечером доехать прямо из Харькова в Запорожье было нельзя: скорые поезда крымского направления прибывали в Запорожье неприлично поздней ночью, а единственная скоростная электричка отправлялась из Харькова утром. Можно было, конечно, доехать чисто на пригородных поездах, но в этом случае пришлось бы прогулять «Интеллектуальную собственность», а за это и «двойку» можно было получить!

Никто из нас ещё не был в Синельниково. Мы шли по грязному, плохо освещённому городу практически наугад. Свернув не там, где надо, мы углубились в частный сектор и только чудом не увязли в непролазной грязи. Освещая дорогу фонариками на телефонах, мы шаг за шагом продвигались в кромешной тьме. Только отдалённые прожекторы на мачтах, будто маяки, указывали нам, где находится станция. Наконец, благополучно добравшись до главного вокзала, мы увидали свою электричку. Заняли места в старом дребезжащем вагоне ЭР1. Я хотел коротко ответить на вопрос одного из моих одногруппников, «почему она так тарахтит?», но в результате получилась чуть ли не лекция на тему, как устроен поршневой компрессор и для чего вообще требуется сжатый воздух. Вероятно, я казался им в тот момент жутким снобом и занудой, просто незадолго до поездки я изучил несколько советских книг на тему устройства и эксплуатации электроподвижного состава. Естественно, мнил себя чуть ли не экспертом и хотел поделиться знаниями.

Дёрнувшись, электропоезд надрывно взревел и помчался сквозь ночную мглу. Почти пустой вагон гремел и раскачивался, как будто мы ехали со скоростью не 90, а все 190 км/ч. Осталась позади Ивковка, а на станции Новогуполовка в наш вагон, пнув ногой раздвижные двери, ввалились двое. Эти индивидуумы были одеты в помятые спортивные костюмы и кепки, а обувь их и штаны по самое колено были в жидкой грязи. Оба тяжело дышали, будто после пробежки. В вагоне запахло перегаром. Поймав наши взгляды, они уставились на нас с кривыми усмешками. Потом подошли:
- ЭЭЭ, ЗАКУРИТЬ НЕ НАЙДЁТСЯ?! - грозно произнёс один из них.
- Не курим и вам не советуем! - жёстко отрезал Юра. - Мы спортсмены!
- ЧЁ, ВНАТУРЕ?!
Гопари взглянули на нас с удивлением, подсели к нам, запачкав грязью сидение. Их компания нас не радовала, но и избавиться от дерзких подвыпивших ребят мы не могли. Пришлось им рассказывать, что мы занимаемся боевыми видами спорта, что как раз едем на соревнования. Для убедительности даже похрустели пальцами.
- ВЫ С КАКОГО РАЁНА НАХ?! - с недоверием смотрели они на нас.
- Мы центровые, а вы откуда?
- А мы с Космоса ваще! (есть такой жилой массив в Запорожье).
Далее последовала бравада на тему «Да мы всех братков на районе знаем!» - «А мы тоже всех у себя знаем!» И не важно, что мы не из Запорожья, а из всех видов спорта играли разве что в футбол.
Гопари подобрели, засунули руки в карманы, взглянули на нас с неким уважением. И тут один из них чуть не убил нас своим вопросом:
- А чё это станция называется Гополуповка? Тут чё, гопов лупят?
- Да, а вы что, не знали? Тут и вас могли отлупить! - сквозь смех ответили мы. Видать, они не сумели правильно прочесть название «Новогуполовка». «Бравые ребята» рассказали, как они забухали, не помнят, как оказались в деревне, как бежали на электричку через распаханное поле, еле успели вскочить в вагон. И вообще в электричке первый раз едут.
- У вас что, билетов нет? Всё, борода, пацаны, вас сейчас высадят, - в шутку бросили мы им.
Но гопари всерьёз всполошились:
- Чё делать, у нас и бабок нет!
Оба вскочили с мест, принялись сновать туда-сюда по вагону. Один из них поднял с пола старый измятый билет, начал его разглаживать, спросил у нас:
- Ну чё, такой билет проканает?
- Не-ет! Там же дата не сегодняшняя!
Я еле сдержался, чтоб в голос не заржать, когда гопарь вдруг принялся этот билет слюнявить и оттирать дату. С виду такие наглые и резкие ребята, а оказались на редкость глупыми и трусливыми.
Вскоре и правда началась проверка билетов. Но две молодые миниатюрные девушки с кассовыми аппаратами прошли мимо нас, не захотев связываться с гопотой. Даже у меня, у Юры и у Макса не проверили билеты. Наши попутчики недоумённо глянули на них, а затем резко осмелели.
- ЭЭЭ, ЗАКУРИТЬ НЕ НАЙДЁТСЯ?! - крикнул девушкам один из них. Второй резко поднялся.
Одна из девушек молча протянула ему тонкую сигарету, после чего ушла в другой вагон. Хмурые, щетинистые лица наших «приятелей» вдруг расплылись в улыбках. Как дети, они сияли от счастья, по очереди делая затяжки. Вагон тут же наполнился ментоловым дымом. Нам пришлось открыть форточки. Необычно было ехать зимой с открытыми окнами. За бортом было около +5, и всё застелил густой туман.

Уже около 10 часов вечера мы прибыли на станцию Запорожье-2. Только там мы смогли отделаться от навязчивой компании. Не теряя времени, пошли на маршрутку. Нам необходимо было доехать до улицы Сталеваров и отыскать бывшее общежитие запорожского алюминиевого комбината. Именно там мы собирались переночевать - в общежитии были самые дешёвые койко-места. В массивном здании сталинской постройки царил полумрак. Чувствовался запах сырости, под ногами хрустел потрескавшийся кафель. Вахтёр встретила нас вопросом «Что вам тут надобно?» и сперва даже не хотела нас поселять. Мол, необходимо иметь паспорта, которые мы не взяли с собой. Но потом всё же удалось договориться. Нам выдали ключ от одной из комнат. В ней стояли 3 скрипучие кровати с металлической сеткой, шкаф с отломанной дверцей и тумбочка, в которой кто-то забыл вонючие носки.




Из щелей в окне нещадно сквозило, по коридору общаги шатались, едва не падая, пьяные туловища, в душевой кто-то стырил все насадки для душа, а из-под плиты в общей кухне, стоило только зажечь свет, разбегалась стая тараканов. Вот было развлечение у нас - кто больше затопчет их!


***На следующий день мы проснулись довольно рано. Вставать не хотелось, но лежать на старой кровати тем более - от неё болела спина. В любом случае, в середине декабря световой день скоротечен, а мы наметили для себя посмотреть остров Хортица.

Чтоб не тратить деньги на маршрутку, мы пошли на ближайшую ж/д станцию - им. Анатолия Алимова


и на электричке доехали до станции Запорожская Сечь.


Окружённый могучим Днепром, пред нами раскинулся живописный остров, легендарный оплот украинского казачества. Мы пешком углубились в заповедник, встречая по пути хмурые каменные силуэты.




Курган, под которым похоронены остатки российских солдат и запорожских казаков, жертв русско-турецкой войны 1735 - 1739 гг.


А это - скифские курганы.




Здесь также присутствуют причудливые каменные изваяния, намёк на то, что много веков назад здесь существовал скифский стан.




На самом высоком кургане, наивысшей точке острова, установлен бекет (казацкая смотровая башня).


Мы забрались на неё и, окинув взором совершенно безлюдные просторы, наконец-то откупорили коньяк. Выпив по 50 грамм, мы закашлялись и потом долго плевались - настолько отвратительное оказалось пойло. Пришлось выбросить бутылку. Продолжили путь, и чем дальше мы двигались, тем суровей становились скульптурные лики.


Полевая дорога привела нас к громадной ветряной мельнице, которая заставила нас застыть от удивления и неожиданности.


Рядом с ней находится комплекс «Казацкая залога» (залога - это место, где можно залечь; укрытие казацких отрядов).


В этом месте под заказы организованных туристических групп проводятся показательные выступления казаков, но зимой сюда никто не ездит.






Охранник пропустил нас внутрь «Залоги». Там был искусно воспроизведён национальный исторический колорит.












Также воссоздали кузню и гончарную мастерскую времён расцвета Запорожской Сечи.




Гуси принялись шумно галдеть, когда мы подошли. Обрадовались, видать, что хоть кто-то пришёл к ним в гости.


А на поляне неподалёку вальяжно паслись кони.


Потом мы с парнями не придумали ничего лучше, кроме как вызвать на остров такси. Ждали долго, но в итоге старенькая «Волга» «телепортировала» нас с южной части острова на северную.

Этот уголок был гораздо более цивилизованный и «попсовый». Здесь уже мы повстречали других туристов... Ну а сами решили посетить музей истории запорожского казачества. Хоть я уже побывал там 2 года ранее, мне также было интересно. Музей украшен захватывающей диорамой и прекрасной живописью.










На карте показаны военные походы времён Национально-Освободительной войны под началом Богдана Хмельницкого. Территорию Украины тогда делили между собой Речь Посполитая, Московское царство, Османская империя и Крымское ханство.




В музее хранятся многочисленные реликвии, неплохо сохранившиеся достояния ушедшей эпохи.






Мы рассмотрели многочисленные орудия, мушкеты, аркебузы, палаши и сабли.










Показаны макеты казацких «чаек». Запорожцы были профи в речном и морском судоходстве...






Не зря ведь именно запорожских казаков во всех учебниках истории Украины воспевают как храбрых национальных героев, символ доблести и отваги, самых первых борцов за независимость Украины (казаки ведь сражались и с турками, и с поляками, и с московитами, и даже со шведами).


Когда мы покинули музей, уже начинало вечереть. Окинув взглядом окрестности,






мы поспешили внутрь реплики Запорожской Сечи (ведь она закрывается, как только стемнеет). Хоть она и не имеет исторической подлинности, внутри очень красиво и атмосферно. По сути, сейчас это самая восточная крепость Украины.










Успели всё посмотреть, и даже выпили по стакану чая в уютной корчме.


Днепрогэс тем временем зажёг свои огни, а мы покинули остров и еще немного погуляли по городу.


***Следующим утром, опять заночевав в кишащей тараканами общаге, мы отправились на автовокзал. Там нас ожидало то, что, собственно, и стало поводом для нашего приезда в Запорожье - троллейбусная экскурсия по городу. На посадку подали старенький ЗиУ.


Внутри сохранилась аутентичная обстановка. Я словно вернулся в детство, вспоминал, как ездил в 90-е годы на таких мягких кожаных диванах.


Людей собралось много. Экскурсовод во время движения рассказывал в микрофон о прошлом и современности города. Время от времени мы останавливались возле исторических зданий. Водитель в это время опускал штанги, чтоб уступить дорогу маршрутным троллейбусам.


Прошлись по смотровой площадке возле того самого Ленина, который ещё такой молодой, и юный Октябрь впереди...




Почему-то у меня не осталось ни одной «парадной» фотографии нашего троллейбуса - ну и ладно, пусть будет с нашими «фейсами».


В качестве продолжения экскурсии мы направились на завод «Укрграфит» - в одном из его арендованных цехов находится выставка автомотоклуба «Фаэтон».


Там собраны действительно уникальные образцы ретро-автомобилей.










Как отечественных, так и зарубежных.




Не все экспонаты старой техники поместились в цеху, некоторые стоят под открытым небом.












А затем мы, не дожидаясь окончания экскурсии, поспешили на вокзал - уже скоро отправлялась электричка повышенной комфортности до Харькова. Вот так и закончилась наша культпрограмма.

Мы обстоятельно осмотрели Запорожье, узнали много нового о его истории. Было интересно, но город показался нам унылым и серым (отчасти из-за погоды, отчасти потому, что так оно и есть). Ещё долго потом мы с пацанами вспоминали то общежитие и тех гопников в электричке. А в фотоотчёте пора ставить точку.

До новых встреч!

Декабрь 2012.

Читайте также:
Поездка в Кривой Рог, Никополь, Запорожье (2010)
Из Харькова в Крым на электричках (2013)
Поездка в Энергодар (2016)
Прогулка по Хортице (2016)
По приазовским степям. Из Мелитополя в Бердянск (2016)

Запорожье, Синельниково

Previous post Next post
Up