Сознание vs подсознание: социум

Dec 17, 2022 13:59





Соотношение общественного сознания и подсознания (на основе коллажа из интернета)

Общественное сознание, как то общее, что содержится в сознании каждого социализированного человека, обычно противопоставляется его индивидуальному сознанию. При этом для обозначения парного понятию «общественное сознание» - понятия общественное подсознание (общественное бессознательное) - часто используют термин коллективное бессознательное. Рассмотрение сознания и подсознания на уровне социума, исходя из того, что они тесно связанны с сознанием (подсознанием) личности, не вызывает больших споров. Проблема возникает в том, что считать первичным.  Понятие общественное сознание ввёл Г.Гегель, однако при этом он использовал термин Абсолютный Дух. Термин «общественное сознание» (gesellschaftliche Bewußtsein) стал общепринятым в работах философов-марксистов, которые стали рассматривали общественное сознание не как абсолютные дух, а как отражение общественного бытия, как совокупность общественных представлений, присущих определённой эпохе.  С другой стороны, если считать, что сознание - высшая форма психического отражения действительности, свойственная общественно развитому человеку, то это предполагает, что и общественное сознание высшая форма отражения общественного бытия. Согласно философии идеализма, это бесспорно, а вот с естественно-научной позиции это вызывает определенные вопросы, тем более, что даже на уровне личности сознание не представляется высшей формой отражения  объективного бытия.



Взаимосвязь общественного сознания с сознанием личности возникает в процессе индивидуального развития человека. При этом одни авторы настаивают на том, что «появляясь на свет, ребёнок уже обладает заложенным в нем природой предшествующим опытом жизни». Другие настаивают на том, что личность каждого человека формируется на основе его собственного опыта в процессе обучения и воспитания в определённой социальной среде. Как не странно, но правы обе стороны.

Формирования души (сознания и подсознания) начинается в утробе матери. В этом смысле, согласно физиосоциологическому подходу, «появляясь на свет, ребёнок уже обладает заложенным в нем природой предшествующим опытом жизни». Этот  подход расходится с мнением выдающегося психиатра К. Юнга.

Согласно К. Юнгу, коллективное бессознательное - одна из форм бессознательного, единая для общества в целом, являющаяся продуктом наследуемых структур мозга. Однако важно подчеркнуть, что под словом «коллективное» подразумеваются отнюдь не проблемы общественного порядка: наоборот, коллективное бессознательное - часть психики человека, которая является строго индивидуальной (индивид, в концепции К.Юнга, не изолирован от общества, но, будучи личностью в узком смысле, он одновременно и индивидуален, и часть коллективного), поскольку именно коллективное бессознательное создает условия для индивидуации человека. К.Юнг обозначил его как более глубокий слой, чем индивидуальное бессознательное - за словом стоят не только прямые значения, но и более скрытые слои и смыслы бессознательного уровня. Википедия

Физиосоциологический подход к рассмотрению проблемы общественного сознания и коллективного бессознательного предполагает принятие приоритета социального окружения в формировании личности людей, через которых формируется общественное сознание. С естественно-научных позиций то, что человек ощущает как коллективное бессознательное (по К.Юнгу), скорее опыт последниего периода внутриутробного развития и раннего периода жизни вне утробы матери, который он не мог осознать в тот период своего индивидуального развития.

Анализ генезиса общественного сознания затрудняется тем, что структура общества чрезвычайно сложна -  от семьи до государства, надгосударственных образований и человечества в целом. С позиции физиосоциологии эту проблему можно снять, если проанализировать процесс социализации человека, становление его личности в конкретной социальной среде, в определенной социальной страте. Если человек в раннем возрасте лишен общения с человеческим сообществом, то у него формируется синдром Маугли и при попадании в общество он, как правило, не может быть полноценно социализирован, не может сформироваться как полноценная личность, хотя он обладает всеми «наследуемыми структурами мозга» его родителей.

Обычно первый коллектив, в который входит человек - семья, где подрастающий человек усваивает начальные знания, вырабатывает элементарные умения и формирует базывые навыки для жизни в своей социальной страте.

В последнее время среди определенных слоев общества получила распространение практика сурагатного материнства. В этом случае пренатальное и раннее развитие ребенка происходит вне семьи доноров сперматозоидов и яйцеклетки. Поэтому у родившегося ребенка индивидуальное бессознательное формируется вне семьи его биологических родителей, что чревато проблемами в формировании его личности. Однако наибольшие проблемы возникают при усыновлении (удочерении) детей, взятых на воспитание из приютов, в которых они проводили даже небольшое время своей жизни.

В отличие от семьи, где обучение и воспитание проходит согласно традиционным представлениям страты, к которой относится каждая конкретная семья, в школе (яслях, детском саду, духовном училище и т.д.) учебно-воспитательный  процесс  строго организован и регламентируется на основе господствующей в обществе идеалогии. В этом случае обучение, представляет собой целенаправленный педагогический процесс организации и стимулирования активной учебно-познавательной деятельности обучаемых по овладению знаниями, умениями и навыками (ЗУН'ы), развитию творческих способностей и нравственно-этических взглядов, господствующих в обществе. В далеком прошом, как правило, обучение происходило под руководством одного учителя в индивидуальном порядке или в малых группах. В настоящее время в основном происходит в формке классно-урочной системы  на основе принципов, заложенных Я.Коменским.

Создатель новой психологической теории сознания, выдающийся советский психолог и педагог Л.С.Выготский разработал концепцию знаково-орудийной опосредованности психических функций, позволяющую понять сознание как систему культурно-исторических значений. Согласно его «формуле воспитательного процесса: воспитание осуществляется через собственный опыт ученика, который всецело определяется средой, и роль учителя при этом сводится к организации и регулированию среды».

... сознание следует понимать как наиболее сложные формы организации нашего поведения, в частности как известное удвоение опыта, позволяющее наперед предвидеть результаты труда и направлять свои же собственные реакции к этому результату. Этот удвоенный опыт и составляет третью, и последнюю, отличительную черту человеческого поведения. Следовательно, вся формула поведения человека, в основу которой ляжет формула поведения животного, дополненная новыми членами, примет такой вид: 1) наследственные реакции + 2) наследственные реакции X на личный опыт (условные рефлексы) + 3) исторический опыт + 4) социальный опыт + 5) удвоенный опыт (сознание). Выготский Л.С. Педагогическая психология. - М.: 2005.

В некоторых случаях традиционные представлениям страты, к которой относится каждая конкретная семья, расходятся с общепринятыми положениями, на которых базируется система общественного образования. В советское время государственное образование осуществлялось на основе принципа всеобуча (всеобщего образования). При этом система образования в стране было организовано так, что дети определенного возраста, представители всех без исключения социальных классов, слоёв и групп населения получают образовательную подготовку, в минимальном объёме, который устанавливается законами. Острый конфликт возникал в том случае, когда определенные социальные страты (некоторые таборные цыгане, представители ряда религиозных сект и т.п.) отказывались отдавать своих детей в школы.

Воспитание и образование в семье важно тем, что они являются индивидуальным, что способствует передачи неявного (личностного) знания - собственного личного опыта обучающего, передачи того, что человек увидел и пережил сам, передачи выработанных им привычек в связи с прошлым опытом. Неявное знание не может быть легко передано другим, оно передается при длительном и активном непосредственном общении близких людей.

Понятие неявное (личностное) знание ввел М.Полани. В отличие от явного знания, представленного как интерперсональное знание (в понятиях и теориях), неявное знание (личностное знание) не допускает полной экспликации и транслируется через непосредственное  обучение (“из рук в руки”) и личные контакты. Несомненно, личностное знание, передаваемое в семье из покалания в покаление, участвует в формировании личного бессознательного и через него - коллективного бессознательного. Один из наиболее известных афоризмов М.Полани: «Мы можем знать больше, чем способны рассказать» («We can know more than we can tell»).

В общественной практике передача неявного знания была характерна для религиозного образования, когда ученик годами в индивидуальном порядке изучал под руководством учителя  священные тексты и тренеровалися в религиозных практиках. В этом случае в духовном смысле обучаемый практически терял собственную идентичность и становился репликой учителя. Такая подготовка служителей культа исключала возникновение ересей, которые неизбежно возникают при групповом обучении.

С позиции физиосоциологии социализация в семье ранее была рассмотрена в текстах Отцы & дети - пролог, физиосоциологический анализ, эпилог. Пафос этих текстов был в том, что драматизм проблемы отцов и детей слишком сильно преувеличен, хотя часто конфликт в семье бывает связан с желанием родителей сохранить себя в детях, передавая им своё личностное знание, основанное на семейных традициях и представлениях своей социальной страты. Подобный конфликт усиливается тем, что в реальных условиях дети неизбежно подвергаются педагогическому влиянию коллективов, в которых они формируются как личности вне семьи.

Элементарная структура коллектива и законы её формирования и жизни, как примитивной группы, в настоящее время хорошо изучены. Понятие коллектив намного конкретнее понятия общество, поэтому, как исходное понятие, оно представляется предпочтительным для анализа заявленной проблемы. В ряде случаев для уточнения понятия термин общественное сознание наряду с ним часто пользуются понятием «коллективное сознание» (conscience collective) введённым Э.Дюркгеймом. Парным к понятию «общественное сознание» широко используется «коллективное бессознательное».

Совокупность убеждений и настроений, знакомых рядовым членам общества, формирует детерминированную систему, живущую собственной жизнью. Её можно назвать коллективным или общим сознанием. Э.Дюркгейм.

Законы формирования и функционирования коллектива практически идентичны аналогичным законам, по которым образуется и живёт стая высокоорганизованных животных. При этом в коллективах людей дополнительно действуют два специфических правила - 1) круговой поруки и 2) нормальности. В контексте разбираемой проблемы правило нормальности, согласно которому члены группы должны отрицать наличие каких-либо объективных правил жизни коллектива, имеет большое значение, ибо на уровне члена коллектива переводит естественные законы регламентирования жизни сообщества в сферу бессознательного.

Значение семьи и коллектива (учебного, производственного и т.д.), в котором происходит большая часть жизни личности, несомненно огромно. Однако при современном развитии средств общения людей связность личностей в обществе поистине всеобъемлющая. Согласно социологической теория шести рукопожатий, любые два человека на Земле разделены не более чем пятью уровнями общих знакомых (и, соответственно, шестью уровнями связей). Формальная математическая формулировка теории - диаметр графа знакомств не превышает 6-ти. В условиях колоссального высокого уровня развития телекоммуникаций ничто теоретически не мешает непосредственному общению любых двух людей. В связи с тем, что общественное сознание, как совокупность общественных представлений, присущих определённой эпохе, формируется не только в семье, в учебном заведении, в производственном коллективе, но и через воздействие на личность средств массовой информации (СМИ) всё возрастающее значение телекоммуникаций в жизни человека лгромно. Семья, учебное заведение, производственный коллектив нацелены на соответствие сознания личности объективной реальности, вне которой невозможно нормальные семейные отношения, плодотворное обучение и эффективный производственный процесс. В то же время деятельность СМИ не связана столь же прочно с объективной реальностью, жизни конкретных людей, коллективов, социальных страт, что способствует целенаправленному формированию коллективного бессознательного в угоду тем или иным стратам, классам, этносам и другим социальным сообществам.

Идеальная реальность, которая составляет весьма значительную часть обещественного сознаения, является неотъемлемой сферой существования личности. В отличие от материальной реальности, она подвержена ложным, не соответствующим объективной реальности  влияниям, которые способны разрущить (и разрушают!) материальные основы жизни человека. Ложные влияния не формируются сами по себе - их источником всегда является конкретный человек, коллектив, социальная страта, социально-политический класс, которые таким образом пытаются добиться определенных привилегий, паразитируя на жизни других людей, коллективов, страт и т.п.

Послушайте!
Ведь, если звезды зажигают -
значит - это кому-нибудь нужно?
Значит - кто-то хочет, чтобы они были?
Значит - кто-то называет эти плево́чки жемчужиной? - В.Маяковский «Послушайте!»

В случае целенаправленного формирования коллективного сознания и  бессознательного на основе ложных предпосылок, оно выступает в конфликт с индивидуальным сознанием и бессознательным, которое формируется на основе удолетворения первичных потребностей конкретного человека,  необходимых и достаточных для его выживания в социальной среде семьи, государства и всего человечества. Критерий истинности в случае с общественным сознанием может быть лишь одним - это индивидуальное сознание, точнее бессознательное, формируемое в результате функционирования физиологического аппарата акцептора результата действия. Проблема в том, что отдельная личность не способна оказать сколь либо значительное воздействие на общество.

Единица! - Кому она нужна?! Голос единицы тоньше писка. Кто её услышит? - Разве жена! И то если не на базаре, а близко. В.Маяковский.

В распространении (и борьбе!) с ложными тенденциями в обществе личность может опираться (и опирается!) на свои социальные связи. Количество постоянных социальных связей, которые человек может поддерживать, ограничено числом Данбара. Устойчивое поддержание социальных связей предполагает знание отличительных черт конкретного индивида, связь с которым необходимо поддерживать, его характера, а также социального положения. По разным оценкам, число Данбара в человеческих сообществах лежит в диапазоне от 100 до 230, чаще всего условно принимается равным 150-ти.

Партия - это единый ураган, из голосов спрессованный тихих и тонких, от него лопаются укрепления врага, как в канонаду от пушек перепонки. В.Маяковский.

Непосредственное информационное воздействие личностей, объединенных в партии (религиозные организации, политические партии, социальные группы, формируемые на основе других интересов), на личность других людей, может быть поистине огромным, причем, несомненно, что определенная часть этого воздействия не осознается участниками межличностного контакта. Усиливает это воздействие не столько возрастание социальных связей в пределах определенной партии, сколько СМИ. Однако основой успехов партии всегда является личность её лидера. Физиосоциологическое основание этого факта состоит в том, что на уровне выдающейся личности лучше всего работает маханизм физиологического аппарата акцептора результата действия, функционарующего согласно естественно-научным законам логики и кибернетики, что определяет объективность деятельности конкретной успешной социальной группы.

Партия и Ленин - близнецы-братья кто более матери-истории ценен? Мы говорим Ленин, подразумеваем - партия, мы говорим партия, подразумеваем - Ленин. В.Маяковский.

Проблема объективности деятельности партии, её адекватности социальной реальности возникает возникает тогда, когда партия теряет своего выдающегося лидера.  Трагичным для нашей страны оказался период «развитого социализма», когда общественное сознание формировалось на основе марксизма, полностью потерявшего естественно-научную основу вследствии развития общества. В силу своей интеллектуальной ограниченности лидерам КПСС не удалось переосмыслить причины и факторы социально-политического развития во второй половине прошлого века. Объективная реальность восторжествовала в весьма непригладных формах периода пресловутой «перестройки» и «лихих 90-х».

В настоящее время заблуждения «строителей коммунизма» аукнулись трагедией гражданской войны на юге нашей родины. Общественное сознание и коллективное бессознательное на современной Украине формировалось в процессе обучения и воспитания двух последний поколениий. Чудовищное искажение истории, замена героев прошлого на кровавых украинских упырей-националистов 1920-х - 1950-х годов привело эту окраину бывшего могучего государства в трагическое состояние войны с современной Россией, неотъемлимой частью которой Украина объективно является.

Рассмотрение общественного сознания на основе физиосциологического подхода показывает, что пока общественное сознание ещё далеко от того, чтобы считать его высшей формой отражения действительности. Общественные процессы всё ещё слишком сильно зависят от субъективных представлений «пассионарных» и часто глуповатых личностей, движимых неосознаваемыми ими порывами, часто основанными на бесподобных амбициях и невежестве.  Высшей формой психического отражения социальной действительности является не общественное сознание, а тот психологический феномен выдающейся личности, который принято считать индивидуальным бессознательным.

лытдыбр, роль личности в истории, личность, общество, психика, физиосоциология, сознание, душа, подсознание

Previous post Next post
Up