ололотай 2014 парто уно

Я уйду пешим
Прямо в лес, к лешим...
© Колидорт

Фпахот не ходил с одна тысяча... нет, с две тысячи, но тоже уже давно. Ну не считая марафонов там всяких.
Наконец весной 2014 провёл работу по среднесрочному планированию досуга для активной и менее активной частей семейства, и таки запланировал двухнедельную автономную топотушку на середину августа сего года.
...Издревле паломники совершали многодневные, многотрудные переходы из Катунских варяг в Телецкие греки, испытывая тяготы и лишения, рискуя здоровьем и иногда даже жизнью на крутых горных перевалах семдесят сёмого. Повторить сий успех образца года две тысячи первого небольшая группка заинтересованных лиц мечтала давно и безнадежно, однако ж судьбе было угодно предоставить им (читай нам) этот бесценный шанс тринадцать лет спустя упомянутого классического первопрохода... Чё попало несу тут, и не остановит ведь никто.

Сначала нас было 12, потом 9, потом наконец 10. Мегабайты текстового трафика в как так те с обсуждением питательной раскладки, вопросов транспортировки и прочей предпоходной сумятицы. Тщательнейшая прорисовка трека будущего путешествия по тропам генштаба (как выяснилось впоследствии, на данный момент имеющим мало общего с суровой реальностью). Упиховка неупихуемых восьми килограммов баранок в тесный 70-литровый рюкзак, взятый вместо 90-ки с целью экономии ажно полукилограмма веса этого самого рюкзака...
Планируемая нитка маршрута.

11 августа 2014 года. День нумер нуль "Пассажирские грузоперевозки". Местное время 22:30.

Тот самый день, наконец, наступил, и вот мы с собратом по несчастью быть проживающими в ебенях Советском районе города Новосибирска okoroc стоим на остановке общественного транспорта с прозаическим названием "Сеятель" и надеемся, что друзяки уговорят водилу рейсового автобуса Новосибирск - Чамал нас оттуда подобрать. Вроде уговорили, ну или Кирилл всё-таки укусил водителя.

Данил: Короче если автобус не остановится, мы бодро на филдере до гэса, там его втыкаем в гараж, берём висту и летим до чамала в ночь. Висту в чамале можно бросить, она ржавая, её никто не возьмёт. Потом заберём когда-нибудь.
Константин: мне кажется это лишнее
Кирилл: Ппц план... Лютый
Константин: я почему то думаю , что 8 человек смогут убедить шофера
Кирилл: Лучше уж я укушу водителя

Далее ночь, попытки спать в автобусе (мне это всегда плохо удаётся, но вот Костя - идеальный автобусный спун. Его скрюченная поза не менялась примерно от Бердска до Элекмонара, и, похоже, он на самом деле спал).
Наше транспортное средство.

Автобус ехал очень не торопясь, часто останавливался, зачем-то заезжал в Барнаул. В Чемал приехали минут на 20 позже расписания, а там нас уже ждал наш следующий транспорт повышенной комфортности.

12 августа 2014 года. День нумер первый "Мужество и оптимизм". Местное время 9:00.

Погрузка.

Ехали на сто тридцать первом в гору весело, поедали домашние заготовки, смотрели телевизор, транслирующий шикарный вид из кабины водителя.
На узком участке дороги встречная "Калина" очень долго соображала, как бы разъехаться с грузовиком. Смотрели как бесплатный цирк.

Ороктойский мост.

С нами ехали ещё какие-то турбазники-матрасники, оплатившие экскурсию на озеро Манас. Проскакиваем Еланду, Ороктойский мост, Эдиган, останавливаемся у подножья перевала где-то у устья Кужоя, что ли.
На привале.

В перевал дорога узкая, ветки деревьев лезут в открытое окно, а я как раз у окна сижу, пришлось воевать (закрыть окно - удел слабаков), сначала отбивался голыми руками, потом рюкзаком, затем у Паши одолжил хобу, используя в качестве щита... Народ веселился. Наконец, выезжаем на открытое пологое место - перевал. Тут ещё одна остановка, фотосессия, техобслуживание и едем дальше. Проезжаем тягун с трёхсотметровым набором высоты - и мы на горном плато, обозначенном на карте "урочищем Аксаз".
Гора Сарлык (2507м) на горизонте.

Местные горы Таманёл и Кабарга, 2200-2300 м.

Привал на плато.

Высота 2 км над уровнем моря, кругом горы, красотища. Дальше по блату плато уазик ехать не может, все упихиваемся в зилок и проезжаем ещё с километр-полтора до верховий ущелья реки Эдиган. Поездка окончена, автобус дальше не идёт. Нерезиновские манасники переобуваются в резиновскые сапоги и понуро бредут по зарослям карликовых растений в сторону озера Матрас. Мы же бодренько хватаем неподъёмные рюкзачищи и ныряем в монтану Тогускольской тропы.

Бодренько проходим четыреста метров и падаем без сил. Время 2 часа дня, а это значит, что у нас обед. По расписанию.
Пользуясь случаем, скидываю на кого-то часть своих баранок, отдаю Кириллу кастрюли, сковородки и утятницу и наконец-то могу спихать остатки барахла в свой карликовый рюкзак, а так бы пришлось весь поход ходить с дополнительной авоськой в руке.
Обеденный пейзажъ.

Обед непозволительно быстро кончается и становится надо идти дальше. ИЧСХ, мы идём.

На фоне г. Кабарга (2330м). Где-то там в левом цирке прячется упомянутое озеро Манас.

Проходим типичную ходочку, что-то около сорока минут, в небольшую горку, называемую несознательною частию группы "перевалом". Неподалёку пасутся кони, сколько себя помню, с незапамятных времён - ещё в первом в жизни моём походе они там уже паслись, паслись и позже четырьмя годами спустя, и чуть ли не зимой в стажёрском ну тут я приврал, конечно.

Останавливаемся передохнуть, чё подолгу-то идти, у нас акклиматизация ваще-то. Да и ноги кто-то стёр уже, как будто бы.

За пару ходок доходим до Тогускола.
Ещё не дошли.

По пути во время отдыха с видом на распадок реки Тогускол обнаруживаем далеко на горизонте белые горы с ледниками. Последующее (послепоходное) изучение карты и гугла-планеты-земли показывает, что осчастливил нас своим явлением никто иной, как пик Маашей-Баши, 4173 метра, высочайшая вершина ЧСХ СЧХ.

Александр В. в размышлениях о смысле жизни, вселенной и всего остального.

Солнце светит прямо в глаз.

Рукалицо в исполнении Ани.

Маше (на заднем плане) просто мягко.

Спуск в ущелье Тогускола с легендарным указателем "Баня Пиво Водка".

Брод (да какой там брод, по щиколотку) этой речушки занимает у нас непозволительно много времени: ноги мочить никто не хочет, переобуваются в сандалии, потом обратно... Я проплюхал в своей могучей лове без разбору дороги, высокие треки развращают.
На стоянке толпы народу, несколько конных групп заняли почти все удобные площадки, но Тогусколь большой и местечко таки находится.
Финишная прямая перед стоянкой.

Укореняемся на ночлег.

Стоянка на Тогусколе.

Приготовление праздничного ужина.

Приток Тогускола проистекает неподалёку. На другом берегу сооружения полустационарных конных стоянок.

Вечерние посиделки у костра (даже с гитарой (да, мы тащили гитару в пеший поход (а чо ваще))) затянулись за полночь. Пели песняки, вроде играли в "есть контакт", но не уверен.
Открытие дня (а точнее вечера): чай с имбирем.

Статистическая информация дня.
Ходовое время: 5ч20мин
Время в пути: 2ч34мин
Пройденное расстояние: 9 800 м
Перепады высоты: набор 56 м, сброс 296 м.

13 августа 2014 года. День нумер вторый "Мнимое соответствие".

В 6 проснулось как-то подозрительно много народу. Видимо, вчера не устали. Совместными усилиями готовим завтрак, ещё более споро и слаженно его съедаем. Сбор палаток, упаковка рюкзаков, кое-какие медицинские процедуры...
Выход в 9:11, бодрячком, чо. Кто-то в 8 выходить собирался, кажется, ну да бог ему судья.

Собрав волю в кулак, преодолеваем ещё два "брода" через Тогускол.

Ущелье Тогускола.

Нашли железяку, Паша позирует.

Саня В. и обломок межконтинентальной баллистической ракеты-носителя.

Кирилл, Саня В. и Саня Б. в долине Девяти Озёр (так переводится Тогусколь).

Одно из девяти.

Константин показывает дорогу.

Форсируем второй брод. Некоторым удаётся даже не замочить ноги.

Некоторым не удаётся.

Флора какая-то.

Потом прёмся в перевал в две сорокаминутных ходки.
Маше снова стало мягко.

Артём и Александр на заслуженном отдыхе.

Павел и Александр Б. разрабатывают стратегию прохождения маршрута.

Кирилл и Олеся просто батонятся.

Лысый мужик какой-то.

Подъём на перевал Сайгонош (2088м).

На перевале. Мягко всем без исключения.

Тибет гтх в естественной среде обитания.

Флора и фауна перевала Сайгонош.

Типичный представитель местной фауны.

Подъём на перевал Сайгонош мягк и ненавявщев, а вот спуск с него весьма противен: очень крутой, по камням, заросшим травой и кустами, местами прям по ручью. Зато очень красивый вид на долину Сайгоноша.

Вид на перевал со спуска.

Каскады р. Сайгонош.

На спуске набрели на следы квадроциклов, автобийск 4х4 жжот.
Минут за сорок пять чистого ходового времени (ЧСХ ЧХВ) спустились до обеденной стоянки, перекусили. В 15:30 пошли дальше. Ещё 50 минут спуска, пара бродов притоков Сайгоноша, во время одного из которых пошёл дождь и все спешно принялись надевать дождевики, чтобы через 10 минут приняться снимать их обратно, так как дождь быстро улетел, и солнце зажарило с новой силой... К шести вечера по плоскоте Сайгоношско-Тюрдемского урочища дотопали до места рождения Малой Сумульты и устья упомянутых Сайгоноша и Тюрдема по совместительству.
Тюрдём проистекает.

Ещё 20 минут вдоль Тюрдема и вот уже бродим Южеме, серьёзную реку ажно по колено, где пришлось переобуться в сланцы даже мну. Тут хорошая стоянка, занятая конной группой, и есть ещё одна чуть выше по Южеме. Время ещё детское, однако дальше вдоль Тюрдема стоянок километров пять не предвидится, решаем стоять тут.

Стоянка хорошая, большая, дрова есть, вода рядом. Водные процедуры в лучах заходящего солнца бодрят и освежают, всем коллективом совершили ритуальное омовение в десятиградусных бурных водах Южеме. Вечером к костерку прибрели конные туристы с соседней стоянки, москвичи и питерцы, принесли чо-то поесть и даже выпить. Ну мы поели и выпили.

Ходовое время: 9ч 48м
Время в пути: 4ч 47м
Пройденное расстояние: 15 300 м
Перепады высоты: набор 345 м, сброс 559 м.

14 августа 2014 года. День три "Неосознанное беспокойство".

Типичные утренние процедуры.

Почему-то не доели утреннюю овсянку (а ведь она с изюмом!), решили упаковать впрок. Продакт плейсмент от Константина и Кирилла.

Выход в 9:56. До 12 часов дня прошли целых три километра с целыми тремя бродами реки Бостал (приток Тюрдема). Всё больше и больше укрепляемся в мысли, что с этим надо что-то делать. Но пока не делаем. Пока лезем в мини-перевал водораздельного пупыря рек Бостал и Тюрдем с целью вернуться обратно к Тюрдему после обхода прижима.
Это не Бостал, просто какой-то мшистый ручей.

Одухотворённость на лицах детектед.

Бостал проистекает.

Артём созерцает.

Ущелье Бостала.

Всё тот же Бостал.

Взлезли на мини-перевал (1775м).

Перевалили, прошли траверсом по-над Тюрдемом (виды при движении по-над, надо сказать, шикарные, чему способствует безлесный характер верх-Тюрдемья).
Вдали гора Ачилман (2516м).

Ущелье реки Тюрдем.

Паша, Аня и частица космоса.

В 13:15 набрели на капитальное стойбище с навесом, избушкой, столом... Грех не воспользоваться всем этим богатством, тем более с учётом начинающего накрапывать дождика. Обед.

Павел вживается в роль лошадки.

Артём: что-то макушка чешется.

Старый-добрый полуторачасовой перекус с чаем. Запасённая впрок утренняя овсянка пользовалась теперь неплохим спросом.

Должно было выглядеть, как будто мы смотрим телевизор с горным пейзажем, но чо-то не выглядит.

Пока сидели, дождь прошёл и весь вышел, очень удачно. После такой питательной трапезы брод через реку Тюрдем, представлявшуюся непроходимой ещё возле Южеме, показался нам лёгкой перепрыжкой через весенний ручеёк. Ну или, рассматривая почти невероятную версию, в верхнем течении река менее полноводна.
Два с половиной километра практически незаметного 100-метрового набора высоты в перевал Тюрдем пробежали за 40 минут, затем ещё за полчаса свалились к реке Коной.
Вид на массив горы Альбаган (2618м) с подъёма на перевал Тюрдем.

Коняшки пасутся на перевале.

Посиделки на перевале Тюрдем (1915м).

На спуске начался лес.

Старинная табличка с номерком "77".

На склоне ущелья прикольный скальный останец с дыркой.

После брода Коноя ещё часовая ходка и внезапно, чуть в стороне от основной тропы вверх по притоку находится хорошая стоянка. Время 18:45, а мы уже пришли, сели и сидим.

Ходовое время: 8ч 52м
Время в пути: 4ч 25м
Пройденное расстояние: 14 300 м
Перепады высоты: набор 388 м, сброс 413 м.

15 августа 2014 года. День четвёртый "Аксазканское затишье".

Невероятными усилиями вышли в 9:30. Лесная дорога вдоль реки Коной с двумя его (Коноя) бродами, выходу к устью и дальнейшему подъёму вдоль реки Карасу. Брод через Карасу там какой-то вроде смешной совсем, но, впрочем, не помню. Броды Коноя серьёзные, разувались все. Река холоднючая, ноги сводит за секунды, с родников что ли течёт.
Размытое русло - последствия июньского наводнения.

Набрели на хорошую стоянку у подъёма в перевал Безымянный, там встретили уже знакомых конников москвичей (два конюха, два туриста и штук шесть лошадей, зачем им столько...), собиравшихся на форелевые озёра.
Пополнили запасы пресной воды в притоке р. Карасу и ломанулись в перевал.
Константин слился с ландшафтом.

Подъём в перевал идёт по лесу и довольно крутой.
Вид с подъёма на перевал Безымянный на массив горы Ачилман.

Набор высоты около трёхсот метров, за 50 минут со стоянки забрались. На перевале (1891м) сплошная монтана, ни черта не видно вокруг, зато ветра нет, солнце жарит, красота.

Вверх на перевал и вниз с него шёл в группе отстающих, а именно отстающей Маши, поэтому очень медленно и печально.
Спуск с перевала Безымянный, забавная чёткая граница областей кустарниковой и травянистой растительности.

Но полчетвёртого таки доплелись до обеда. Стояночка неплохая, но вода далеко.
Нямка.

Традиционные полтора часа, и в 17:00 трогаемся дальше.

Вечерело. Вниз по притоку реки Аксазкан спускаемся чуть более полутора часов, затем ещё сорок минут вверх по Аксазкану.
Аксазкан проистекает.

Тропа пролегает в лесу довольно высоко по склону ущелья, вид на Аксазкан сверху шикарный.

На ночёвку встаём полвосьмого на отличной стояночке у притока Аксазкана. Водные процедуры под водопадом прилагаются.

Ходовое время: 10ч
Время в пути: 6ч 12м
Пройденное расстояние: 16 000 м
Перепады высоты: набор 530 м, сброс 458 м.

16 августа 2014 года. День пядь "Уймень показывает зубы".

Цикл фотокарточек "один день из жизни пешего туриста".
Дежурный Кирилл проснулся в 6 утра и занят изготовлением каши.

Ещё какой-то чел вылез из палатки и занят ожиданием завтрака.

Состав: чай чёрный байховый, ароматизатор "листья смородины" неотличимый от натурального.

Завтрак готов и успешно осваивается.

Мастеркласс по купанию в горных ручьях от Кирилла.

Доктор медицинских наук Павел и ассистент Анна проводят ампутацию профилактику.

Пока прочие участники упаковывают шмурдяк.

Кое-кто уже упаковался и батонится.

Солнце уже высоко.

В 9:40 таки решились идти.

Чуток прошли и внезапно дождик. Остановились приодеться в дождевики.
Так переходят речку некоторые участники.

А так - некоторые другие.

После брода Аксазкана снова встречаем конников-москвичей (точнее, их проводников), едут на поиски двух коней. Сообщаем локацию коней, ибо видели по пути. Конники сообщают, что стоят на Голубом озере, предлагают сходить попыриться. Бросаем рюкзаки, идём пыриться на озеро.
Забавно, этого озера нет на карте. Ох уж эта переменчивая горная местность, то землетрясение всю местность перетрясёт, то наводнение размоет. Одна из стихий наверняка ответственна за образование этого озерца. Оно, кстати, так себе, маленькое лесное подболоченное озеро.
Вот такое. Павел и Анна тоже попали в кадр.

Надо идти дальше, и мы таки уже идём.

Впереди три брода Аксазкана с интервалами в километр-полтора. Эти конные тропы такие конные, чуток местность не нравится - сразу на другую сторону реки переходят, им-то чо, они на копытах, а нам ноги мочить... Кажется, примерно здесь мы начали переходить реки не разуваясь, и время на броды сократилось минут на 15-20.

Вид на шикарный скальный цирк массива горы Вершина Карасу (2557м).

Паша нашёл цветмет.

После последнего брода околочасовая ходка, и в 14:00 под непрекращающимся дождиком встаём на обед. Стояночка под одну палатку, до воды не сильно далеко. Где-то ещё до обеда, возможно, на последнем броде, наши два Александра учесали вперёд, захватив рацию и сухпаёк.
Константин не унывает.

Пока мы рассиживались, рация ожила, и сквозь трески и шорохи атмосферных помех донеслись отрывистые слова  "...взяли перевал... ветрище, дождище... жрать охота... валим на уймень..."
Уймень - это как бы одноимённое с перевалом и рекой одноимённое озеро, являющееся (вроде как) популярным туристическим местом. Алтаец-гид группы москвичей и питерцев, которых мы встретили на Южеме, твердил нам что-то про хозяина озера Уймень, своего брата-вертолётчика и какую-то подобную чушь, которая на деле-то не стоила и ломаного гроша, но об этом мы узнали позже. А покамест мы расчитывали, что наши быстроногие гонцы добегут до озера и закажут нам баню. Как раз согреется к приходу остальной группы. Ну и да, у нас Маша идёт на кетанове ввиду в хлам стёртых ног, дык может там на озере лошадка какая найдётся её подвезти.
На обеде рассиживаться не стали и сэкономили целых 10 минут типичного обеденного времени.
Подходы к перевалу Уймень.

Вид с подъёма. На заднем плане гора Вершина Карасу (2557м).

Озерцо под перевалом.

Кирилл селфи.

Забрались уже повыше.

Прёмся в перевал.

Час десять ЧХВ - и мы на перевале (2289м). Набор высоты с обеда 380 метров. На подъёме дождь нас не беспокоил, но на вершине затянуло, задуло, полило. Рассиживаться и тут стало неохота, приоделись и пошли вниз. Температура градусов десять выше нуля, мне пришлось даже надеть флиску и дождевик, так-то я в футболке обычно под дождём щеголяю.

Вид в сторону спуска с перевала на котловину озера Уймень. Озерцо на фото - не оно.

Спуск с Уйменя - это как спуск с Сайгоноша, только с Уйменя в 2 раза длиннее. Крутой, каменистый, кустистый, с несколькими переходами неслабого водопадистого потока пятисотметровый сброс высоты не даёт расслабиться ни на секунду.

Селфи на фоне водопада.

Ситуацию усугублял дождик, не прекращавшийся до самого озера. Идём потихоньку, группа растянулась, бодрячки учесали вперёд. Потом, правда, часть бодрячков вернулась, поснимала рюкзаки с дохлячков. Меня заслали бечь вперёд и ставить палату, чем я всенепременнейше занялся.

Будь погода получше, это место было бы одной из красивейших локаций 77-го.

На Уймени никого нет, стоянка вообще унылая какая-то, бани нет, крыши нет, устриц не подают. Хариус, правда, в речушке плещется, но ловиться не особо хочет. Озерцо довольно маленькое. В хорошую погоду тут красиво наверняка, причудливые крутые скалы, окружающие озеро. Спуск с перевала, кстати, тоже весь по красоте, скалы, водопады, снежники - но всё это надо смотреть в свете солнца, а мы спускались во мгле и под дождём. На стоянке, однако, погода дала нам передышку: весь вечер был без дождя.

Сиделось бы нам спокойно, отдыхалось бы, но тут Паша вспомнил, что вниз по реке был какой-то кордон и там могли быть конники например, ну или, что более лучше, баня. Неугомонные Александры, услышав кодовое слово "баня", немедленно учесали вдоль ручья, впопыхах даже рацию не взяв. Внезапно стемнело, и вдруг все стали осознавать, что как-то нехорошо получилось с этой ночной лесной разведкой, лишнее это было. Беспокойно поужинали чем-то очень вкусным, в смятении напились чаю с имбирем. Вдруг из темноты показались лучи света Александровых фонарей, показавшиеся нам лучами снизосшедшей божьей благодати. Пришествие, однако ж, кроме самого себя, добрых вестей не принесло: кордон нашли, но он заброшен, обгорел, баня не натоплена, кони не запряжены. Состояние тропы катастрофическое, на слиянии рек мощные размывы после наводнения. Как пойдём дальше, неведомо.
Вечер прошёл в тревоге и унынии.

Ходовое время: 9ч 34м
Время в пути: 5ч 39м
Пройденное расстояние: 15 800 м
Перепады высоты: набор 692 м, сброс 606 м.

Конецъ первойъ партии... Читать далее.

лытдыбр, алтай, фотки, пеший ход