о нематрасном в катунской подкове

Jul 29, 2008 22:25


День 0.
Новосибирск-Тюнгур, 860 километров на Suzuki Swift.



Выехали в 6 утра, чтобы успеть до темноты. Ехали не спеша, крейсерская скорость свифта 100-110, на обгонах 130-140. Это по равнине, а в горах по-любому получается медленнее, ибо всякие разные повороты и подъёмы, а после Туекты 50% дороги грунтовка разной степени ушатанности.



Забавно было ехать в Семинский перевал. Кажется, вроде дорога почти ровная, а машина не едет, тапку в пол давишь - разгоняешься максимум до 70-80 км/ч. Когда едешь пассажиром на чужой машине, не ощущаешь такого напряга.
После Усть-Кана - застава пограничников, не пущают дальше, приграничная территория.



Выписали бумажку, заставили заезжать в Усть-Коксе в комендатуру, писать заявление и получать пропуск в приграничную территорию. Заехали, потеряли на это аж 3 часа времени.



От Усть-Коксы до Тюнгура ехали по темноте, страшно млин. В Тюнгуре замаялись искать свёрток на мост через Катунь. Освещения-то нету в селе, блуждали в потёмках как ёжики. Подъехали к "Высотнику", легли спать в машине.
Итого получилось 13 часов езды + 3 часа на этот дурацкий пропуск. Останавливались на заправки и один раз на полчасика на обед.
Свифт кушает по трассе 6.5-7 литров.

День 1.
С утра заехали на "Высотник", воткнули машину на парковку, собрали вещи, позавтракали в местной кафешке. Кушать тут дорого шопесец.
В 11 часов взяли рюкзаки и пошли.





Дорога сначала ровная, потом в гору. В гору (пер. Кузуяк, 1539 м, некатегорийный) лезть чистых 2 часа (без учёта отдыха), набор высоты 680 м. Реально залезли к 17 часам. Без обеда, ибо по пути воды нифига нету.









Кузуяк давался тяжко в далёком году 2003м, тяжёл был и в этот раз.
Поспускались 40 минут, полседьмого вышли к стоянке у избушки. У меня опять, как в прошлом году "синдром первого дня" - адски болит шея, еле двигаюсь, в голове туман. На стоянке упал на коврик и отсыхал с полчаса. По дрова в таком состоянии идти не хотелось, решили опробовать горелку.
Поемши, мне вроде слегка полегчало. Упали спать полдесятого.
Дорога через перевал Кузуяк (1539 м, некатегорийный, я говорил уже?) - вездеходная автомобильная. Курсируют всякие уазики и ГАЗ-66, возят народ и снарягу в поле у Аккема, к так называемой "Три берёзы" стоянке. Дальше трёх берёз не возят и вряд ли будут когда-то возить - аккемская тропа сугубо пешеходная.
Мы протопали через перевал на своих двоих, ибо затем сюда и пришли, чтобы на своих двоих топать. 66й проезжал мимо туда-обратно за день раза три.

День 2.
Проснулись поздно, часов в 9. Ночью возле нас материализовались какие-то соседи, тоже пешики.
Собирались долго, 3 часа. С непривычки. Вышли в 12.
До поля, через поле и до упомянутых "Трёх берёз" дотопали довольно быстро, час ходу. Светит солнце, идти весело. В поле растёт полевая клубника, спелая и ароматная. Наелись.



После поля речушка, набрали воды, напились.





Далее пошла суровая аккемская тропа. Чёрный лес, постоянные спуски-подъёмы, корни, камни, бурелом.



Обедали полуполноценно, с костром и чаем, но еда б/п. На обед потратили 1.5 часа.
Нормальных стоянок в лесу не так уж и много, и все они занятые. Вечером пришлось идти до упора, до спуска тропы к Аккему и только там нашлась более-менее приличная пустая стоянка. Песчаная полянка, листвяк, замшелый курум, в 10 метрах ревёт Аккем.





На ужин был быстрорастворимый горячий шоколад "Maestro Chocolatti". Сильно пожалели, что мало его взяли, офигенно вкусное оказалось пойло.

День 3.
Ночью мышь пробралась в тамбур, а у нас там продукты. Мышь выборочно поела чайную еду: конфеты и суфле, больше ничего не тронула.
Встали опять поздно, был дождь, неохота было вылазить в мокву. Вышли в 12, как и вчера. Поморосил было дождик, с испугу надели дождевики, но в них было жарко идти, пришлось снять, да и дождь быстро кончился.





В 16 часов полноценно пообедали, рисовый суп с рыбной консервой. На обед потратили 2 часа, после обеда ещё 2 часа потопали, набрели на приличную стоянку и решили встать.





По идее, должны были в этот день дойти до озера, но я придумал хитрый план. Дело в том, что на озере очень напряжённо с дровами, и долго торчать там не рекомендуется. В то же время, озеро является отправной точкой всех дальнейших поползновений - как серьёзных маршрутов на ледники и скалы, так и радиалок налегке в долину Ярлу, к Аккемскому леднику, к мелким озёрам, на перевалы и тп. То есть стоять на озере плохо, но и не стоять - никак. Я решил, что мы переночуем ещё в лесу, завтра рано встанем, соберёмся и быстро добежим до озера, кинем там вещи в палатку и уйдём в радиалку налегке.
На том и порешили. Стоянка в лесу приличная конская, речка неподалёку.
Дрова я даже не собираю - обычно на стоянках валяются остатки дров предыдущих групп, их и используем. Пила лежит без дела.
Пол-одиннадцатого упали спать.

День 4.
Задуманное реализовалось очень удачно. Встали в 6, вышли в 9, в 10:30 уже ставили палатку у Аккемского озера. Скинули вещи, взяли с собой один рюкзак, всё необходимое и перекус и ушли в радиалку к Аккемскому леднику.







Погода опять радовала: дождя не было, хоть и тучи. Белуха, правда, не видна.
С нами параллельно шла какая-то здоровая группа матрасников, похоже конных. Сильно затрудняли движение своим тупняком на камнях и переходах речек.











Следом за нами шли суровые спортсмены с рюкзачищами, большинство в пластиковой обуви, с серьёзной снарягой. Похоже, шли на Томские стоянки и далее в горы.
До ледника в итоге так и не дошли. У Наташи разболелась нога, решили ну его этот ледник, здоровье дороже, хотя забрались уже довольно далеко. Сели среди камней и стали кушать. Солнце светит, замечательно.













С радиалки возвращались опять с этими матрасниками. По пути прихватили пару сухих кустов, их нам хватило на сегодняшний ужин и завтрашний завтрак.





В камнях у озера живут мелкие зайцы, называемые каменными крысами. Узнаваемы по характерному писку. Одну такую тварь мы пытались фотать, но получилось не очень удачно, далеко было.
К вечеру тучи над Белухой рассеялись.



День 5.
Планировался и являлся самым напряжённым днём маршрута.
Спать было холодно. С вечера не догадались достать куртки из рюкзаков, ночью было неохота шариться, я замёрз.
Утром встали в 7, на улице дубачина, всё мокрое - в росе.
Солнце тут вылазит из-за горы в 8:40, до этого времени холодно и сыро.
Съели на завтрак кашу бп, собрали вещи и в 9 часов ломанулись в перевал.



Как ни странно, лезть было не сильно тяжело. Максимально разгрузились на озере, съели тушёнку, выкинули начавший плесневеть хлеб. Рюкзаки всё ж стали полегче, чем перед Кузуяком, ну и организм попривык.



Лезть в Каратюрек (3073 м, категория 1А) чистых 3.5 часа. Набор высоты с Аккемского озера около 1000 м. По мере подъёма открываются всё новые и новые красивейшие виды на окружающие горы, речку Аккем, озеро, ледники и вершины Катунского хребта по Белуху включительно.



Нам непомерно везло с погодой - видимость была отменнейшая, хоть небо и затянуло облаками.



Подъём на Каратюрек идёт по конской тропе, хорошо удобренной кизяками. Свежий чистый горный воздух перемежается соответствующими ароматами. Не очень-то приятно.



В 13:20 были на перевале. Сильно задерживаться там не стали, передохнули, пофотались и пошли вниз, ибо ветродуй аж руки мёрзнут.







Спустились метров 150 и сели перекусывать. С водой проблем на Каратюреке нет - при подъёме пересекаешь ажно 2 приличных речки на приблизительно одинаковом расстоянии. Особого смысла тащить с собой воду нет. Даже на самом перевале есть снежник, с него течёт вода под камнями.



Далее пошёл довольно крутой спуск. До кедровой стоянки местность голая, трава да редкие кусты.





Кедровая стоянка - это несколько довольно обжитых стояночек на границе леса при спуске по реке Текелюшка. Честно говоря, я не очень понял глубинной прелести этих мест. Когда мы дошли дотуда, хотели там встать, но было неочевидно, откуда брать воду. Пошли спросили у местных матрасников - оказалось люди ходят за водой к Текелюшке. Каковая протекает внизу метрах в 50 чистой высотопотери от стоянки. Переть по кустам по отвесному склону с котелками показалось мне сомнительным удовольствием. Решили спускаться дальше.



Не, в 2003м мы тут точно не спускались, это я понял совершенно определённо. Похоже тогда мы в тумане ушли на какую-то другую тропу, ту, по которой ходят кони и спускались вдоль другой какой-то речки, не Текелюшки.
Вдоль Текелюшки же тропа лютая. Во-первых, спуск очень крутой. Во-вторых, он идёт по лесу, через каждые 5 шагов препятствия - то прыгать по камням, то перелазить через бурелом, то кусты, то корни, то курум, то низкий проход под недоупавшим деревом. Конники тут не ходят - это довольно быстро стало понятно.
Текелюшка течёт местами в скалистом ущелье, красивейшее зрелище.



Думали, что придётся спускаться до Кучерлы, но набрели на нормальную такую стоянку в лесу. Рядом ручей - разлив Текелюшки, место под палатку, дрова от прошлых туристов, очаг, бревна чтоб сидеть - всё как надо. Решили встать, за день утомились, натоптались пересечёнки.



Но потопали, конечно, плодотворно. Набор 1000, сброс 1100. 6,5 часов чистого ходу.

День 6.
Вышли в 11, за полтора часа спустились к Кучерле и пошли дальше вниз. Погода всё продолжала радовать, солнце светило хоть и не всегда, но дождя стабильно нет.









За день натопали ажно 15 латеральных километров (при 750 метрах сброса), чистого ходу 6 часов. Полноценно обедали. Дядька, остановившийся на обед на соседней стоянке, подарил нам кучу дров, а мы ему подарили чай. Мир не без добрых людей (%
Почти везде как по Аккемской, так и по Кучерлинской тропам растёт смородина. Ягод ещё нет, зеленуха, но листья мы собирали и заваривали в чай. Также растёт жимолость (кислятина), красная смородина (уже поспела), в низовьях малина (ещё не поспела).
Тропа по Кучерле не такая злая, как аккемская, хорошо натоптана конями (ну и засрана тоже), да и местность не такая пересеченная.





По пути попались петроглифы, по мне так ничего особенного, кроме адского количества комаров вокруг, но таки пофотали.



Встали на стоянку в лесу у Кучерлы, на отрезке тропы между Куйлю и Чёрной речкой.

День 7.
Вышли в 9:40 и полетели как на крыльях.



Рекорд скорости этого похода - средняя 4 км/ч. За 2 полуторачасовых ходки спрыгнули до "Высотника".
После выхода в урочище Елань начинается приличная автомобильная дорога, пригодная не только для вездеходов. По этой дороге пилить ещё километров 10, мимо периодически проезжали машины, один даже тормознул с предложением подбросить - отклонили (о чём впоследствии пожалели). В лесу после Елани начал накрапывать дождь, затем усилился. В проливной не перешёл, иначе б стало совсем туго, но полтора часа топали под дождём по автомобильной дороге, впечатления как-то не очень.
Особенно долгим показался кусок от села Кучерла до "Высотника" - в первый день похода проскочили его ваще незаметно, в последний же он тянулся неимоверно нудно.
Наконец, пришли. Выяснили цену на баню - 1000 рур, мрачно опупели, забили. Спрятались от дождя в машину, переждали некоторое время, дождь прошёл, вышло солнце. Разложили посушить вещи, частично помылись в уличном умывальнике, в кафешке пообедали.



Оставшиеся полдня просто провялились на солнце, потупили, поужинали опять же в кафешке по конским ценам. Ни нумера, ни стацпалатку решили не брать, заночевали в машине, в спальниках - в общем-то в машине спать достаточно удобно, когда не холодно.

День 8.
Тюнгур-Новосибирск на Сузуки Свифт.
Встали в 6:30, собрались-умылись и без завтрака в 7 выехали с высотника, заплатив за стоянку охраннику наличными. Стоянка, кстати, до неприличия дешёвая, по сравнению с остальными тамошними ценами - 50 рур в сутки.
В горах ехали под дождём, местами лило как из ведра, быстро ехать не получалось. Завтракали в Усть-Кане в кафешке, в 10:30. На заставе погранцов отдали свои пропуска.
После Усть-Семы на трассе, как обычно, движняки, машин много, все тупят, тяжело, если торопишься.
На равнине стал ехать быстро, регулярно обгонял, старался держать 100-120.
Поражает количество тупящих на трассе. Едет какая-нибудь большегрузная кислятина 70 км/ч - и за ней хвост машин 15. И хоть бы кто-нибудь начал обгонять - фиг, ВСЕ дико тупят! Старался обгонять подобную труху с ходу, но получается это далеко не всегда, встречных много. Присаживаешься на хвост - и всё, тупишь вместе со всеми ещё долго, выхватывая по одной машине из колонны, маловато всё же дури у свифта.
В смысле дури очень нравятся всякие крузаки и лехусы. Вроде такая здоровенная хрень, а прёт очень даже как надо. Даже если сидит на хвосте, и скорость-то в районе 90-100, а хоп - и прошуршал, как мимо стоячего. Больше ни за какими машинами не наблюдал такого, только вот крузаки и мерсы ещё.
Ну в целом добрались без приключений. Свифт, при должной сноровке, нормально позволяет двигаться по трассе, если нужна скорость 100-110. Быстрее, конечно, уже не проскользнёшь, мощей маловато для обгонов на таких скоростях. Но тут уж вопрос, насколько оно надо.
До Бердска доскочили опять за те же 13 часов, в 8 вечера. Заехали в магазин, набрали пива, вечером в баню - отметили удачное путешествие.

Изюме.
7 ходовых дней. 30 часов чистого пешкодрапа.
76 км латеральных, 2*2700 м вертикальных.
Верхняя точка маршрута 3073 м, пер. Каратюрек, 1А.
Для спортивного похода - явно хиловато. Для вялого треккинга ТМ - в самый раз.

Байкал светил нам в 40-45 тр на два лица. База, конечно, дешевле, но хотелось экскурсионности.
Алтай встал в 25 тр с учётом покупки снаряги. Если считать снарягу уже имеющейся, ушло всего 7 тр. Очень так бюджетненько, я считаю.

лытдыбр, алтай, отдых

Previous post Next post
Up