С 7 по 9 мая продуктивно потоптались по тайге Салаира в рамках весеннего марафона.
Марафно - это в данной ситуации не забег на 42 км, а вовсе такое соревнование по спортивному туризму. Организаторами выбирается некоторая местность, берётся её карта, на ней обозначаются точки старта и финиша, а также промежуточные контрольные пункты (КП).
Такая карта выглядит как-то так:
Каждый КП обозначается на местности (это целое отдельное мероприятие, тоже типа соревнования).
Обыкновенно КП представляет собой берёзу с намотанным красным скотчем, светоотражающей лентой, листом с обозначенным номером КП, шифром (некое кодовое слово) и привязанной бутылкой. В бутылке лежит записка от судей. Записку нужно забрать и положить свою. Кто забрал судейскую записку (т.е. первым пришёл на КП) - тому бонус.
Так выглядит КП (фотка с осеннего):
Группы забрасываются на старт организаторами и вывозятся с финиша. Между стартом и финишем - условленное количество времени, по истечении которого результаты не засчитываются, хоть ты дерись.
Побеждает группа, собравшая больше всех КП, количество первопрохождений также учитывается.
Расстояние от старта до финиша обыкновенно невелико (на осеннем было 50 км, щас 35), но КП разбросаны на местности очень широко и в итоге суммарное пройденное расстояние может превышать прямую дорогу в два-три раза.
Первый раз я участвовал в таком мероприятии осенью, и мне понравилось чуть не сдох понял, что это моя судьба впечатления были неоднозначные.
Предтечи.
Внезапно в начале апреля выяснилось, что надо идти в весенний марафно. Ну то есть, не то, чтобы прям надо - никто ведь специально не заставлял, но если не пойдёшь, все будут смотреть на тебя как на говно просто так сложились обстоятельства. Я не ощущал себя готовым, так как всю зиму активно занимался ёбаным ничем, бухал пиво и вообще потолстел на 5 кг. В то время как остальные участники серьёзно готовились к марафону:
восходили на высочайшие вершины Южной Америки,
оттачивали технику бэккантри на Лужбе,
сбрасывали вес. Поэтому я вполне резонно забеспокоился, не стану ли я слабым звеном в жоской, непримиримой борьбе суровых парней со стихией.
sleg: Я короче пока в смятении идти или не идти.
sleg: Я наверняка потерял форму за зиму, ничо ж не делал.
sleg: Буду вам обузой, а то как помру вдруг.
sleg: Константин вон на четырёхтысячниках тренировался.
kirilla: ыы, пиши-пиши, я щас лог в ЖЖ запощщу )
sleg: эээ
sleg: %)
kirilla: кому ты обузой будешь? =) все батоны
heavy: sleg, с ними я собрался, так что не переживай.
sleg: heavy : ты чо серьёзно, собрался в пешку?
heavy: Да, хочу попробовать с новыми параметрами.
kirilla: новые параметры - новые желания )
sleg: Пешка это прикольно.
sleg: А под дождём в плюс пять так вообще песня.
Этот тред развеял мои сомнения. Если руководитель говорит, что я справлюсь, значит у меня нет выбора, надо идти.
К тому же в команде появился новичок - Иван, что как бы снижало общие требования. Впрочем, как выяснилось впоследствии, "новичок" Иван вполне мог дать фору многим "бывалым".
В остальном состав группы с осени не изменился.
Кирилл - руководитель группы, идейный вдохновитель, специалист по работе с документами.
Константин - штурман, эксперт по агитации, пейсмейкер.
Иван - арт-директор, диетолог.
Павел - исторический консультант, начальник отдела снабжения.
Данил - аналитик, метеоролог.
Here we are.
Подготовка.
Собственно заключалась в подборе снаряги, еды, одежды и обуви. Константин систематизировал процесс при помощи
поста в жж.
После осеннего марафона, где все промокли и стёрли ноги (ну я-то, правда, нет ;) общим голосованием было принято решение обувать непромокаемую обувь (резиновые сапоги) и активно пользоваться дождевыми костюмами. Я, однако, насчёт резиновых сапог был настроен скептически и, поскольку мои треккинговые ловы на прошлом марафоне проявили себя очень достойно, решил продолжить их использование и в этот раз. Практика показала, что любой из вариантов (сапоги vs треки) имеет право на существование.
Раскладку питания по сравнению с прошлым годом вроде бы урезали, но всё равно оказалось много. Впрочем, по массе это были уже сущие граммы.
Возможно, нужно было перед марафоном как-то тренироваться, но имхо к соревнованиям на выносливость за месяц особо не наготовишься. Так, размяться и взбодриться разве что.
6 мая 2011. Трансфер.
Новосибирск-Заринск автобусом, точнее, двумя, так как 80 человек. Кирилл, Иван и Павел как городские жители сели в автобус в 22:00 на Восходе, мы с Константином как жители села - на Сеятеле, причём мне, обитателю особо дремучей глубинки, пришлось переплыть через Обь доехать до Академа на квадратном зелёном дизеле.
В автобус с городскими нас, неумытых деревенских увальней в болотных сапогах, не пустили, оно и понятно. Ехали вторым классом, на киа, а не на вольво.
Полагалось вообще-то поспать, ибо на марафоне шибко спать не придётся, но в автобусе это нифига не получается. Спинки не откидываются, сиденья узкие, автобус колбасит, особенно после съезда с М52 на Заринский свёрток. Так, посидел с закрытыми глазами часа три. Костя вроде спал, но может тоже притворялся.
Ехали до Заринска 5 часов с учётом остановки в Тальменке - то бишь в 3 ночи уже были на месте.
На улице дубак. Наш электрон только в 9:20. Думал, что дадут доспать в автобусе, но хрен там, все вылезли и направились в здание вокзала.
Заринский вокзал оказался довольно большим, внутри было тепло. Восемь десятков туряк с рюкзаками разом принялись расстилать карематы, доставать спальники и батониться. Это немедленно привлекло внимание местных правоохранительных органов, которые попытались было всех построить. Дескать, всем сбиться в угол, на полу не спать, сидеть по стойке смирно, не фотографировать. Потом, всё-таки, сменили гнев на милость и с горем пополам оставили туряк в покое, вызвав, однако, начальника дистанции к себе в каморку и долго его о чём-то допрашивая.
Поспать таки удалось. Часа 4 в лежачем положении, в тепле - о большем мечтать было трудно. Кстати, на станции Заринской отличный туалет. Разве только жидкого мыла нету.
На вокзале, за киоском по продаже православных аксессуаров живёт человек.
Часов в 5 утра нам раздали карты, многие немедленно принялись их изучать. Мы ещё поспали часов до 8, потом стали разрабатывать стратегию.
Стратегия на этот раз оказалась проста как три копейки - ломим через кусты от КП к КП, не отвлекаясь на поиск оптимального маршрута, не обращая внимания на дороги и прочие сомнительные блага цивилизации. Я, однако, выразил скепсис по поводу возможности ломиться через бурелом с приемлемой скоростью и припомнил осенний марафон. Порешили на том, что надо попробовать, а там поглядим.
7 мая 2011. День 1. Спринт.
В 9:20 пришёл наш паровоз, все в него утолкались. Ехать тут было недалеко, чуть больше часа.
В 10:30 выпрыгнули на щебёнку о.п. Анатолий. Нормальной платформы там было ровно на 1 вагон и этот вагон был не наш. На улице заметно потеплело, светило солнышко, настроение улучшалось. Вокруг нас до самого горизонта простирались сопки Салаира.
Обработавшись противоклещевым средством, которое я зачем-то захватил из дому, и сфотографировавшись на старте, мы побрели по путям вместе с остальными участниками марафона. Дойдя до переезда, свернули на дорогу, ведущую в лес. Старт был дан.
Дорога сначала вела вниз, но потом постепенно перешла в горку. Стало жарко, остановились, чтобы снять лишнюю одежду. Темп задавал Костя, и темп был бодр. Я стал отставать ещё тут, на первом подъёме.
После некоторого количества шагов, пройденных по дороге, наступило время свернуть в лес. В данной ситуации лесом являлись посадки ёлок и свернуть в них оказалось делом непростым. Оставалось надеяться, что это частный случай и в среднем густота леса гораздо ниже местной.
Надежда оправдалась. Весенний лес оказался гораздо более проходим, нежели осенний. Без высокой травы и разросшихся кустарников, а, возможно, и из-за особенностей местной флоры, двигаться можно было достаточно быстро. Конечно, разного рода бурелом и поросль затрудняли движение, но не катастрофически и со временем перешагивать через упавшие стволы и отводить ветки от лица стало делом привычным, доведённым до автоматизма.
Константин лидирует на дистанции.
Для меня серьёзной проблемой стала невозможность поддерживать темп группы. Четверо впереди существенно отрывались, я пыхтел где-то позади, нагоняя группу обыкновенно к очередной КПшке. На КПшках отдохнуть также не получалось, так как группа практически не отдыхала: быстро написали записку, сфотались и пошагали дальше. Хотелось лечь и умереть сесть и пожрать, второе даже удалось - добыл сникерс из рюкзака, поедал на ходу. Но мгновенного эффекта не наступило.
Червие - лучший обед туриста.
На подъёме к КП 28 (что ли) отстал от группы очень сильно, даже на время потерял из виду. Реально не мог идти быстрее. Было решено меня разгрузить. Скинули палатку Ивану, две бутылки воды Кириллу и Паше. Разгрузка прям хорошо помогла - отставать я перестал, лез в гору со всеми наравне. Плюс, наверное, сникерс как раз заработал (ибо я был не толком не жрамши со вчерашнего обеда).
Зато на следующем затяжном подъёме устал уже Иван. Перекинули палатку с него на слишком уж бодро бежавшего вперёд Константина. Момент перепаковки запечатлен на фото, на заднем плане.
Это помогло, но не сразу, ближе к вечеру.
На горе осмотрелись на предмет клещей. Очередного сняли с Кости, я обнаружил первого на себе.
День заканчивали в том же бодром темпе. Взяли никому, кроме нас, не нужную КП5, уже по темну ломились без рюкзаков через несколько логов на КП16. На обратном пути с КП16 у Константина проявилась травма ноги - растяжение связок или что-то вроде. Вернувшись к рюкзакам, устроили, наверное, самый длинный привал за этот день. Чудесным образом в рюкзаке Кирилла обнаружился арбуз апельсин и некоторое количество кураги, уплели за милую душу, аж за ушами трещало.
Нам предстояла ещё навесная переправа, а до неё, как оказалось - переправа по берёзке. Всё это происходило в темноте, но закончилось благополучно. Я, правда, с берёзки чуть не навернулся, но ребята подхватили, удержали. На навесной немного потупили, разбираясь с основами, но в итоге тоже успешно справились, всего за 21 минуту.
Отойдя от переправы метров 50, встали на ночлег. Было уже за полночь.
Погода за день в целом радовала - немного поморосил дождь, но в основном было сухо и, что самое главное, сухо было вечером при постановке лагеря, поэтому удалось вполне комфортно потусоваться у костра. Выпили по две кружки чаю со сгухой, поели, наконец, "тяжёлой", но вкусной белковой пищи - дождевых червей колбасы и сыру. Тёрки за жизнь, ироничное осмысление прожитого и планы на будущее (хотя Иван утверждает, что будущего нет).
По ходу дела выяснилось, что во время переправы я посеял ножик, свой старый-добрый викторинокс, прошедший немало походов. Пошёл искать в надежде, что упал он не в воду. На счастье, отпал он действительно ещё на том берегу и народ, дежуривший на переправе, его быстро обнаружил. Передали с очередной переправлявшейся группой, спасибо добрым людям.
Хитрый план влезть впятером в трёхместную палатку также удался - спали поперёк. Ноги приходится поджимать, но это малое зло. К тому же чо мы, спать что ли сюда пришли.
Пройдено, км: 37.
Ходовое время: 13 ч 30 мин.
Взято, КП: 11.
Метеоусловия: переменная облачность, кратковременные дожди, +5 +10.
Местность: бурелом, кусты, поляны, в низинах местами лёгкая заболоченность, попадаются снежники, регулярные переходы ручьёв (в основном можно перескочить, иногда переходили по камням, серьёзных бродов не было), две переправы (по берёзке и навесная, метров по 5 ширина рек была).
Рельеф: сопки; регулярные спуски-подъёмы, перепады высот несколько десятков метров, самый мощный набор за день: на КП14, ~200 м.
8 мая 2011. День второй. Базис.
Спалось мне неважно, то неудобно как-то, то жарко, то в коленки соседа упёрся. Но вроде более-менее выспался. С утра в палатке шум дождя, вставать ваще никакого желания. В 7 часов прозвенел будильник, все перевернулись на другой бок и продолжили спать.
Через полчаса, однако, начали потихоньку вылазить. Приготовили чай на газу, разводить костёр под дождём было как-то влом да и неохота. Между тем дождь плавно перешёл в снег, и когда мы собрались выходить (9:20) снег шёл уже полноценный и оставался лежать на земле.
Шли сегодня потихоньку, в темпе хромого Кости, так что перед первыми двумя КП и дальше нас периодически обгоняли более резвые участники. Снег постепенно прекратился, но на земле лежать остался, таял медленно, из чего можно сделать вывод, что температура была немногим выше нуля.
На лишние КП в этот день не отвлекались, шли потихоньку в сторону финиша, собирая всё, что попадалось по пути. Попалось, в целом, немало, 7 штук.
Мессадж ин тех боттле.
Находили довольно быстро, затупили только на двух последних. 33я на локальной вершине, почему-то искали её справа от дороги, пока не обнаружили, что на карте она обозначена слева. С этой вершинки открывался офигенный вид на Тягунский хребет, вдалеке была видна собственно станция Тягун.
С 34-й вообще ребус какой-то, потратили на её поиски почти час. Считали, что двигаемся вдоль речки и искали приток, а на самом деле шли уже вдоль этого самого притока. Зато заодно нашли избушку охотников, без охотников.
34-я и стала последней в этот день. От избушки охотников (там вполне, кстати, можно было ночевать и даже еда была) выходили по хорошей тропе, затем и вовсе вышли на дорогу. Прошли немного по дороге и в 19:40 уже встали на ночлег.
В целом идти было ненапряжно, хоть ко мне и вернулась палатка, потяжелевшая от ночного дождя. Стала побаливать правая нога в бедре, но движение не затрудняла. Ноги не намокли, так, слегка влажные, мозолей нет.
Остальные участники тоже в поряде, Костя только хромает, но идёт, не жалуется.
Вечер снова был без осадков и снова очень неплохо потусовали у костра.
Лягуха забрела на каремат, погреться. Сфотали и подожгли отпустили на волю.
Пройдено, км: 23.
Ходовое время: 10 ч 20 мин.
Взято, КП: 7.
Метеоусловия: около нуля, временами снег, облачно.
Местность и рельеф: всё те же.
9 мая. День третий. Исход.
С вечера, всю ночь и утром пела какая-то птичка на разные голоса. Дрозд что ли.
Спалось хорошо. Встали в 5 часов. Ну то есть будильник звенел в 5, кто-то даже проснулся и даже вылез и даже стал разводить костёр. Народ потихоньку подтягивался.
Ночью был реальный прям мороз, на палатке лёд, вода в бутылках подмёрзла. Пришлось напялить всю имевшуюся одежду, чтобы не замёрзнуть до разжигания более-менее приличного костра. Перед выходом, конечно, всё лишнее поснимал, оставил только ходовое.
В 7 часов уже вышли. Вопреки прогнозу было облачно и шёл снег. Минут через 40 уже брали первую сегодняшнюю КП на вершинке. Номер и шифр были сорваны, вероятно, добрыми местными.
Задачей сегодняшнего дня был планомерный выход к финишу с не шибко фанатичным сбором КП. Исключив прилично удалённые и неудобные к сбору КП, мы получили достаточно прозрачный список, осуществить который было вполне по силам до временного дедлайна - 19 часов.
Собственно, мы даже недооценили свои силы, так как пришли на финиш уже в 16:20. Однако если рассмотреть варианты, эти три часа дали бы нам одну, максимум две лишних КП и кучу рисков в придачу. Так что никаких сожалений, всё оптимально.
Сегодня пришлось повозиться только с поиском КП8, потратили на поиски снова около часа. КП с неочевидной легендой, по ГПС точка поставилась коряво, а ориентировщики мы отличные же. Но в итоге нашли, молодцы.
А дальше всё, нас ждал Аламбай. По пути ещё была гора Гусёк - высочайшая точка маршрута и КП 11 по совместительству. Кстати, с этой горы особого вида не открывалось, а вот ветрища там была промозглая. Вообще день был из тех, когда лучше идти, а не сидеть, ибо замёрзнуть недолго.
Собственно в 15:20 были на Гуське, а ещё через час - уже на Аламбае.
Отметились у судей в тёплом помещении, но остаться там не было возможности, ибо в эту тесную каморку 80 человек финишировавших ну никак не поместились бы. На улице торчать холодно, тёплой одежды особо нету, только ходовая; решили ставить палатку. Поставили прям на травке возле здания вокзала, залезли, тепло. Зажгли горелку, вообще жарко стало. Ваня с Пашей сгоняли в аламбайский магаз, купили минералки (вода кончилась у нас), фруктов. Вскипятили из минералки чаю, отлично посидели в тепле до прихода поезда (20:38).
Костю таки погрыз лесной клещ, на
весёлом видео, записанном Иваном, есть кадры, посвящённые этому моменту.
Уже там, в Аламбае, стали известны предварительные результаты соревнования - и, как оказалось, нам было чем гордиться.
Групповое фото учаснеков
Едя Ехая Едучи в электричке, отметил про себя достаточно приличное время движения поезда до станции Анатолий - минут сорок, однако. Осознал, что это ж нихрена себе мы пешком-то протопали. Вот этими вот ногами.
Пройдено, км: 24.
Ходовое время: 9 ч 20 мин.
Взято, КП: 8.
Метеоусловия: ниже нуля, снег, облачно.
Местность и рельеф: всё те же прикольные горки.
Возвращение.
На этот раз в Заринске на вокзале торчать не пришлось, сразу погрузились в автобусы. Нам опять достался киа, так и не довелось мне на вольво прокатица.
Снова сидение с закрытыми глазами, спинка не откидывается и мало места, но теперь уже с чувством выполненного долга и предвкушением городского уюта. Гордости опять же некоторой, за себя и свою команду.
Выпрыгнули с Костей на Сеятеле часа в 4 утра, и мне даже не пришлось идти пешком и переплывать Обь, так как этот добрый человек довёз меня до ОбьГЭСа на машине, за что ему большое спасибо.
Заранее отпросился на работе до обеда, поэтому дома смог нормально поспать. По привычке, часов шесть.
Изюме.
Пройдено 83.6 км.
Общая протяжённость 54 часа, ходовое время 33 часа.
Собрано 26 КП + 1 (финиш, тоже считается КП).
Набор высоты: 2100 м, сброс 2000 м.
Все участники стойко перенесли тяготы и лишения, никто не скис, не сдох. Физическое состояние на финише было лучше многих других групп. Я бы сказал, на третий день мы только вошли во вкус и готовы были ещё неделю по тайге шариться. ;) Хотя еды не хватило бы, конечно.
Заняли 1 место в своём классе, опередив ближайших соперников по числу первопрохождений (4 против 0).
И 4 место в общем зачёте, среди КМСов и прочих крутых чуваков.
Получим 2-е разряды, Иван как безразрядник - 3-й. Вот так к тридцати годам становишься спорцменом, ага.
Ну и трек. Сторона клеточки == 2 км.
Фото ©
xeb,
sstalker,
НО ТССР, моя одна