Маркионитская экзегеза посланий апостола Павла. Первое послание к Коринфянам

Mar 22, 2024 16:09

Цитаты даются по последней редакции моей реконструкции текста «Первого послания апостола Павла к Коринфянам».

1 Кор. 2:6-8

«Мудрость же мы проповедуем между совершенными, но мудрость не века сего и не князей века сего преходящих, но проповедуем премудрость Божию, тайную, сокровенную, которую предназначил Бог прежде веков к славе нашей,  которой никто из властей века сего не познал; ибо если бы познали, то не распяли бы Господа славы».

Тертуллиан, комментируя этот отрывок, пишет, что, по толкованию Маркиона, здесь речь идет не о неведении космических сил в отношении Господа славы, а о неведении земных владык. Однако, как кажется, здесь он прибегает к нечестной игре, выдавая свои мысли за слова Маркиона, так как по мнению самого Тертуллиана апостол сказал здесь не «силах Творца», а об иудейских начальниках, Ироде и Пилате (Tert. Adv. Marc. 5.6.5, 8-9). Полемист, чувствуя слабость позиции ортодоксов, попросту приписал Маркиону свои взгляды. Некритичный подход к свидетельству Тертуллиана стал причиной того, что Гарнак принял его утверждение за чистую монету.

Такое заключение подтверждается свидетельством Езника, согласно которому по маркионтиской экзегезе благой Чуждый Бог, сжалившись над людьми, обреченными на страдания, послал своего Сына спасти их. Для этого он должен был принять образ раба, т.е. образ человека, чтобы неузнанным пребывать среди поданных Бога Закона, совершая различные чудеса: исцеляя прокаженных, воскрешая мертвых и открывая глаза слепцам. Бог Закона, не зная, что Иисус - Сын Чуждого Бога посчитал его простым человеком, своим рабом и, позавидовав, предал его смерти, не зная, что не имеет над ним никакой власти и не может его убить. Иисус лишь уподобился мертвым, чтобы спуститься в ад и вывел оттуда, повершивших в него.

Бог Творец не ведал, почему произошел этот исход из преисподней, до того самого момента как Иисус «в своем божественном образе сошел к Владыке созданий, дабы судиться с ним за свою смерть». Только тогда он узнал о божественности Иисуса и понял, что, кроме него, есть и другой Бог, будучи вынужден отдать тому всех, кто поверит в него. См. также толкование на Гал. 3:5-10 (Езник 4.358)


+++++

1 Кор. 4:9

«Ибо я думаю, что нам, последним посланникам, Бог судил быть как бы приговоренными к смерти, потому что мы сделались зрелищем для мира, для ангелов и человеков».

Маркион полагал, что в посланиях апостола Павла под «миром» подразумевается «бог мира» (mundus = dominus mundi). В связи с этим он писал: «Апостол здесь под «миром» понимает Бога мира, заявляя: «Мы сделались зрелищем для мира, и для ангелов, и для людей», - ибо, если бы словом мир он обозначил людей мира, он не упомянул бы после и людей» (Tert. Adv. Marc. 5.7.1).

+++++

1 Кор. 8:5-6

«Ибо хотя и есть так называемые боги, или на небесах, или на земле, так как есть много богов и господ много, - 8:6 но у нас один Бог Отец, из Которого всё, и мы для Него, и один Господь Иисус Христос, Которым всё, и мы Им».

Маркион понимал слова апостола Павла буквально, что существует множество богов как на небесах, так и на земле («князей» или «властей» века сего, упомянутых в 1 Кор. 2:6-8), к числу которых он причислял и Бога-Творца, и которым он противопоставлял Чуждого Бога - Отца Иисуса (Tert. Adv. Marc. 5.7.9).

+++++

1 Кор. 8:13

«И потому, если пища соблазняет брата моего, не буду есть мяса вовек, чтобы не соблазнить брата моего».
Маркион учил своих последователей воздерживаться от мяса животных, утверждая, что вкушающие мясо подлежат суду Бога-Творца (Pan. 42.12.24). Стихи 1 Кор. 8:13 и Рим. 14:21 маркиониты использовали в качестве аргумента в пользу своего вегетарианства (Езник 4.12.408).

+++++

1 Кор. 9:18

«За что же мне награда? За то, что, проповедуя Евангелие, благовествую о Христе безвозмездно, не пользуясь моею властью в благовествовании».

Маркион заключил здесь, что Павел работал бесплатно, чтобы отменить положение закона, гарантирующее работнику право на заработную плату (см.1 Кор. 9:8 и далее).

++++

1 Кор. 10:25

«Всё, что продается на торгу, ешьте без всякого исследования, для спокойствия совести».

Законом запрещено вкушение некоторых видов пищи. Стих 1 Кор. 10:25 Маркион рассматривал как «разрешение вкушать все продукты» в том числе и те, что запрещены Законом, и понимал его как доказательство того, что Павел проповедовал иного Бога, нежели Бог-Законодатель (Tert. Adv. Marc. 5.7.14).

+++++

Одно из главных противоречий между Маркионом и его критиками, такими как Ириней и Тертуллиан, заключалось в том, что последние настаивали, будто воскресение из мертвых происходит в том самом плотском теле, в котором жил человек. Маркион категорически отвергал этот грубо-материалистический подход, считая, что плотское тело как состоящее из материи по своей субстанции обречено на разложение, тогда как вечная жизнь и спасение являются достоянием только души (Epiph. Panar. 42.3, Iren. Adv. Haer. 1.27.3, Tert. Adv. Marc. 5.10.3). Подтверждение своим взглядам он находил в 15-й главе Первого послания к Коринфянам. В частности, он ссылался на следующие слова апостола Павла:

1 Кор. 15:42-44

«Так и при воскресении мёртвых: сеется в тлении, восстаёт в нетлении; сеется в уничижении, восстаёт в славе; сеется в немощи, восстаёт в силе; сеется тело душевное, восстаёт тело духовное. Есть тело душевное, есть тело и духовное».

Маркион приводил эти стихи в качестве доказательства, что при воскресении происходит трансформация души, а не плотского тела, которое остается разлагаться в могиле, и «душа становится в воскресении духом» (Tert. Adv. Marc. 5.10.5).

+++++

1 Кор. 15:49

«И как мы носили образ перстного, давайте будем носить и образ небесного».

Здесь, по мнению Маркиона, Павел недвусмысленно говорит о сущности воскресения как духовной и небесной, а не как о плотской (Tert. Adv. Marc. 5.10.10).

+++++

1 Кор. 15:50

«Но то скажу вам, братия, что плоть и кровь не наследуют Царствия Божия».

Маркион настаивал, что «плоть и кровь» необходимо понимать буквально как плотскую субстанцию, вопреки мнению Тертуллиана и ортодоксов, которые, отстаивая воскресение плоти, видели в этих словах иносказание, полагая, что Павел подразумевает не саму сущность или субстанцию (substantiam) плоти, а недостойное поведение, т.е. «дела плоти» (carnis opera). Маркиониты полагали такое толкование извращающим простые и понятные слова апостола, настаивая на том, что «если … нам приказывается совлечь с себя … субстанцию плоти, то, стало быть, субстанции плоти … отказывается в Царствии Божьем» (Tert. Adv. Marc. 5.10.12),

История, Христианство, Гностицизм

Previous post Next post
Up