По просьбам интересующихся описываю наш маршрут и основную необходимую информацию для поездки в Новую Зеландию.
Перелет
Крупнейший международный аэропорт Новой Зеландии находится в г.Окленд. Из Москвы туда можно долететь несколькими способами - авиакомпанией Emirates с пересадкой в Дубаи примерно за 55-65тыс.руб., Aeroflot + Air New Zealand через Гонконг/Шанхай за ~43тыс.руб., но дешевле всего лететь китайской а/к China Southern с пересадкой в Гуанчжоу за ~32тыс.руб. (
посмотреть текущие цены). Всем пассажирам, следующим через Китай в третью страну, в Гуанчжоу дают бесплатную транзитную визу на сутки (по состоянию на 2013 год; в Пекинском аэропорту - на 72 часа, в Шанхае - на 48). Если время между рейсами больше 8 часов, China Southern предоставляет бесплатный отель. Можно поспать, а можно принять душ и пойти гулять по Гуанчжоу - по паркам/магазинам или за чаем :) Аэропорт Гуанчжоу связан с центром города линиями метро, время в пути в одну сторону - около часа.
В целом China Southern произвели весьма благоприятное впечатление. Не смотря на то, что мы опаздывали на рейс из Мельбурна и прибежали на регистрацию всего за 45 минут до вылета, нас благополучно посадили на самолет. Единственное неудобство по пути - техническая остановка в холодном зимнем Урумчи, где приходится выходить из самолета в зал паспортного контроля, где температура чуть выше ноля.
Виза
Перед поездкой я читал о трудностях получения новозеландской визы, но мне показалось, что это в целом не сложнее, чем получить визу шенгенскую. Достаточно правильно заполнить анкету, принести все документы + план поездки по дням. Брони гостиниц не нужны, достаточно брони автомобиля и упоминания, что жить вы планируете в кемпингах.
Если вы полетите через Австралию, то нужно будет оформить транзитную австралийскую визу, даже если вы не собираетесь покидать аэропорт. Кстати, такая виза дает право погулять по стране в течение трех дней. Транзитная австралийская виза получается за один визит в посольство и в паспорт не ставится, это просто запись в электронном реестре, которую пограничники проверят при вашем въезде в Австралию.
Биоконтроль на въезде
При въезде в Новую Зеландию необходимо декларировать все продукты питания и походное снаряжение. Мясные и молочные продукты, фрукты, а также любой посадочный материал вроде семян к ввозу запрещены. Пакет с кашей, шоколад и листовой чай из Китая у нас пропустили.
Палатку забирают и, при необходимости, бесплатно чистят; трекинговые ботинки осматривают на предмет инородной грязи.
Валюта
Новозеландский доллар (NZD) - это примерно 26 российских рублей. Почти везде можно расплачиваться пластиковыми картами российских банков, за исключением самых простых кемпингов в диких местах.
Аренда машины.
Мы брали видавший виды Nissan Sunny у посредника
http://www.economycarrentals.com (итоговой прокатной конторой был
Jucy) за 11000руб. на 15 дней. В других местах цена была бы в 1,5-2 разы выше.
На бензин в итоге ушло больше - около 17000руб. Бензин стоит 2,10-2,30 NZD за литр, проехали мы ~4500км.
Как ни странно, российские права прокатчиков устраивают. При аренде обратите внимание на взаимодействие прокатной конторы с паромной переправой, так как не все конторы позволяют «плавать» со своими машинами на другой остров.
Движение в Новой Зеландии левостороннее, но к этому быстро привыкаешь. Дороги с хорошим покрытием, но на Южном острове часто узкие и извилистые. Зато машин мало! (по крайней мере на Южном острове; мы начинали с него и как раз успели ко всему привыкнуть). Внешнего освещения нет, но есть отличные светоотражающие знаки и отметки. За городом можно ехать 100 км/ч, в городе - 50км/ч. На всех поворотах стоят знаки с рекомендуемой скоростью, что очень удобно: можно сразу оценить крутизну поворота. Превышение скорости влечет за собой солидный штраф - мне по почте пришел штраф в 30NZD за превышение всего на 6 км/ч (дело было в городе; за городом я часто ездил 110-120 без последствий).
Проживание
Жить в Новой Зеландии лучше всего в кемпингах. Кемпинг - это место, куда вы можете заехать на машине, поставить свою палатку и пользоваться всем имеющимся на территории оборудованием. Кемпинги различаются по имеющимся удобствам и цене - от 6-12NZD за кемпинг сети DOC с базовыми удобствами (вода, туалет) до 20NZD в хорошем кемпинге (например, из сети Holiday Park), где будет еще и душ с горячей водой, кухня, прачечная и вай-фай. В самых популярных местах и в сезон кемпинги лучше бронировать заранее. Плата берется с каждого человека в палатке за ночь, оплата на честность. После оплаты вы вешаете на палатку/машину корешок чека, проверяющие ездят в районе 8 утра и 8 вечера. Если обнаружится, что вы не заплатили, вас вежливо попросят сделать это. Теоретически можно приехать поздно вечером, уехать в 7 утра и не платить, но когда вокруг тебя все честные и вежливые, то хочется соответствовать.
Ставить палатки в необорудованных местах запрещено.
Жить в кемпингах и гулять на природе совершенно безопасно: в НЗ нет никаких ядовитых существ, которые могли бы причинить человеку вред. Единственно, кто может вам докучать на Южном острове - это мелкие кусачие песчаные мушки.
Еда
Еду и газ для горелки можно купить в супермаркетах, которые есть в крупных городах. В магазине вместе с чеком вам могут дать скидку на бензин на заправку определенной сети. Готовить еду можно в кемпингах в специально оборудованных местах. Стоит попробовать новозеландские вина, у них совершенно особый аромат и вкус (в центральной и северной части южного острова много виноградников, на каждом есть магазин и дегустационный зал).
Погода
Погода в НЗ меняется очень часто и быстро, имеет смысл мониторить прогноз несколько раз в день. По статистике на Северном острове чаще бывает хорошая погода, на Южном больше дождей (в Милфорде так вообще около 300 дней в году). Как ни странно, у нас было наоборот.
В январе на Северном острове жарко, 20-30С, ночью тоже тепло. На Южном острове наблюдалась бОльшая разница дневных и ночных температур: днем может быть +20-25, а ночью +5-10; в горах один раз были заморозки и лед на машине, может выпадать снег.
Маршрут
Основные достопримечательности можно осмотреть за две недели, но лучше постараться выделить три. Тогда не придется проводить по полдня за рулем и приезжать в кемпинги затемно, можно будет оставить резервные дни на случай плохой погоды и посмотреть то, что мы не успели. Советую перелететь из Окленда в Крайстчерч, взять там машину и ехать по земле обратно в Окленд - с юга на север, из холода в тепло.
Вот карта маршрута, который я рекомендовал бы на две недели, можете взять его за основу:
и подробнее на картах Google:
маршрут по Южному островумаршрут по Северному острову На Южный остров у нас было 9 дней, на Северный - 6 дней.
подробно по дням:
Нулевой день: прилет вечером в Окленд, ночевка в отеле Airport Travel Air около аэропорта.
1.
Утром перелет из Окленда в Крайстчерч. В аэропорту берем машину, покупаем продукты в супермаркете и газовый баллон (баллон - в магазине Mitre 10). Центр город все еще не восстановлен после землетрясения 2010г., поэтому посмотреть там ничего не удалось. Едем в сторону горы Кука. По дороге смотрим Church of the Good Shepherd на берегу Lake Tekapo. Ночевка в кемпинге White Horse Hill Camping Area под горой, около начала Hooker Valley Track (10$ с носа, место для готовки без газа, туалет).
Описание прогулочных маршрутов от Mount Cook Village
На этом же сайте можно найти описания всех трекинговых маршрутов и
DOC-кемпингов Новой Зеландии, самая полезная ссылка!
Схема маршрутов около Mount Cook Village
Дорога от Крайстчерча к горе Кука 2.
Гора Кука. С утра поход Hooker Valley Track (4 часа), собираем вещи, едем по Tasman Valley Road к озеру Тасмана, гуляем пару часов там. Выезжаем по направлению к г.Данидин. Если у вас есть время, перед Omarama можно свернуть направо на Henburn Road, в 10км интересное место Clay Cliffs - крутые утесы причудливой формы, разделенные ущельями. В Оамару заехали на пляж в конце Bushy Beach Road, где вечером должны появляться пингвины (пингвинов не было). Перед Moeraki - круглые вулканические бомбы Moeraki Boulders, смотреть на них лучше во время отлива. Ночевка в г.Данидин в On Top Backpackers Hotel (60$ за маленькую комнатку, душ, завтрак).
гора Кука в плохую погоду - Hooker Valley Track гора Кука в плохую погоду - Tasman Lake 3.
По плану на этот день был заповедник пингвинов на полуострове Отаго (Yellow-eyed penguins, Penguin Place: Harrington Point Road, RD2 Dunedin, ехать от Данедина около 1,5 часов. +64 3 478 0286), движение в сторону Inverkargill по Southern Scenic Route и ночевка в кемпинге по дороге к Те Анау. Но утром из прогноза погоды мы узнаем, что в районе фьордов Milford Sound через 2 дня ожидается циклон, поэтому решаем на Отаго не ехать. Мы быстро смотрим Данидин (центр и самую крутую в мире улицу Болдуин-стрит) и едем через весь остров на запад, в Милфорд. По дороге заворачиваем на Cannibal Bay посмотреть на Южный океан и морских львов (львов не было, зато была морская капуста).
По дороге из Те Анау в Милфорд куча вьюпойнтов, едем этот участок в 120 км 4 часа, приезжаем к 20.00. Имейте в виду, туннель Гомера закрывается в 19.00 (и в плохую погоду), позже проехать в Милфорд невозможно. Ночуем в Milford Sound Lodge (душ, кухня).
Круизы по Milford Sound:
https://www.realjourneys.co.nz/en/experiences/cruises/milford-sound-nature-cruises/http://mitrepeak.com/cruises_pricinghttp://www.jucycruize.co.nz/ - скидка 50% тем, кто арендует машину у Jucy
Milford Sound Visitor Centre Main Terminal
Reservations: 0800 500 121 (NZ only) Email: milford@jucycruize.co.nz
Ph: +64 3 249 7735 Fax: +64 3 249 7732
Milford Sound booking counter hours: 8:30am - 5:00pm all year
Phone Reservation times: 7:30am - 10:00pm
Про неудачи, город Данидин, самую крутую в мире улицу и конвертацию градусов в проценты 4.
С утра плывем полуторачасовой круиз на кораблике по фьорду (в сезон билет лучше забронировать заранее по телефону). Потом летим на маленьком трехместном самолетике над фьордом! (200NZD, вылет через 10 минут после покупки :) Выезжаем из Милфорда, по дороге много маленьких остановок. Вообще на этой дороге заслуживают внимания три радиальных трека: трек Key Summit начинается от местечка Divide (85 км от Te Anau), идет по Routerburn Track, через час поворот и подъем на Key Summit (20 минут), всего 3 часа; Lake Marian Track начинается от стоянки на Hollyford Road, 1 км от поворота с Milford Road (чуть после Divide) - 10 минут до водопада, дальше подъем (2,4 км, 1,5 часа) к альпийскому озеру Marian, всего 3 часа; трек Gertrude Saddle (идти от парковки у восточного конца Homer Tunnel, 5 часов, 3,5км, подъем 600м; дорога трудная и плохо размечена, зато тут будет единственный вид на фьорды сверху). Мы идем трек Key Summit. Ночуем в безымянном кемпинге на берегу реки.
5.
С утра едем в Квинстаун, дальше в Twelwe Mile Delta и за Glenorchy - смотрим места съемки «Властелина колец». В Квинстауне, если есть время, можно подняться по канатной дороге над городам, сходить в олений парк и на набережную, а также в Ben Lomond Track (3-4 hr return to Ben Lomond Saddle, 6-8 hr to return to Ben Lomond Summit). Ночуем в горах над Квинстауном на озере Mokе - Moke Lake Camping Ground
6.
От Queenstown едем в Wanaka через Arrowtown. По пути можно прокатиться на скоростном катере по текущей по ущелью горной речке (Arthur point, точка К на карте) и прыгнуть на резинке с моста (рядом с точкой L на карте). Заезжаем в место, где снимали Аргонат - статуи королей Гондора, мимо которых плывут по реке Хранители кольца (Chard Rd, точка L на карте). Около Ванаки можно сходить в трек на вершину Roys Peak, трек занимает 5-6 часов. Есть маршрут попроще - Mount Iron Track на 1,5 часа. Рядом с городом расположен "Мир Головоломок" (Puzzling World). Ночуем около Wanaka в Luggate Cricket Club Camping Ground (5$ с душем).
7.
Едем дальше на север мимо озера Hawea, останавливаемся возле нескольких водопадов, гуляем по лесу. Во 2й половине дня выезжаем на берег океана на West Coast. К вечеру приезжаем к леднику Фокса и заезжаем на смотровую площадку. Ледник уникален тем, что стекает прямо в тропический лес. Вечером закатное солнце светит прямо на ледник и он светится розовым (но, говорят, хорошая погода во второй половине дня в этих местах большая редкость). Ночуем в кемпинге Fox Glacier Holiday Park (кухня, душ - отличный кемпинг!). Ночью в темноте идем смотреть на светлячков glowworm-ов.
8.
Идем на ледник Фокса. Туда можно подняться самостоятельно, но для этого необходимы трекинговые палки и кошки. От автомобильной стоянки до самого ледника идти ~30 минут. Во 2й половине дня приезжаем к леднику Франца-Иосифа, идем к нему по долине с водопадами. Едем дальше на север, "блинчиковые горы" Pancake Rocks проезжаем и фотографируем уже в темноте при луне, ночуем где-то рядом в кустах.
9.
Следующий день целиком уходит на дорогу до Пиктона. Из красивого - дорога по побережью после Нельсона (Queen Charlotte Drive). В
нац.парк Абеля Тасмана мы заехать не успеваем (там можно плавать на каяке вдоль пляжей и ходить по лесу). К терминалу паромной переправы Пиктон-Веллингтон надо приехать на регистрацию минимум за час до отправления парома. Ночуем уже в Веллингтоне в Wellington Top 10 Holiday Park (там за те же 20 NZD можно жить в домике с кухней).
10.
Смотрим главный музей Новой Зеландии Те Папа (культура маори + интерактивные модели по естествознанию) и ботанический сад. Вторые полдня уходят на дорогу до Тонгариро (не интересная + был сильный дождь). Ночуем в Discovery Lodge под Тонгариро.
11.
С утра туман и облака, горы не видно. Принимаем решение не идти в трек. Едем мимо озера Таупо и Huka Falls в геотермальный парк Orakei Korako, затем в Роторуа. Останавливаемся в кемпинге с бассейном с горячей минеральной водой Rotorua Thermal Holiday Park (отличное место!)
12.
Геотермальный нац.парк Wai-o tapu. Желательно успеть к 10:15, когда "запускают" Lady Knox Geyser. По парку мы гуляли до трех часов дня, а потом захотелось просто расслабиться и отдохнуть. Вообще же в Роторуа принято еще ходить смотреть деревню маори Факареварева и гейзерный парк Те Пуйя.
13.
С утра смотрим геотермальный нац.парк Waimangu, дальше едем в Хоббитон. Вечером едем на восточное побережье в Таурангу с целью попасть на следующий день на пляж с термальными источниками Hot Water Beach. Но погода портится и планы меняются. Ночуем под Омокароа в кемпинге с горячим бассейном, в таком очень приятно сидеть в дождь.
14.
С утра дождь. Днем едем смотреть деревья каури, потом пересекаем остров до Окленда и едем на западное побережье на Muriwai beach к колонии птичек-олушей.
15.
Утром смотрим олушей, возвращаемся в Окленд, идем смотреть пингвинов в «Подводный Мир Келли Тарлтон». К 5 вечера едем в аэропорт сдавать машину. Вылет из Окленда.
Замечания по маршруту:
На Южном Острове мы не успели посмотреть полуостров Otago около Dunedin и проехать через Invercargill по Southern scenic route, т.к. торопились в окно хорошей погоды в Milford Sound; можно было вообще пропустить Dunedin, и от горы Кука сразу поехать в Квинстаун, это сэкономило бы полдня/день. Также мы не успели в заслуживающий отдельного внимания Abel Tasman NP. Дорога по западному берегу Южного острова очень извилистая, ехать по ней быстро не получается; хоть я и редко ехал меньше 80 км/ч, на переезд от ледников до паромной переправы в Пиктоне требуется ~10 часов чистого ездового времени, имейте это в виду.
Мы делали много радиальных рысканий по маршруту - искали и смотрели места съемки "Властелина колец". Меня впечатлило только одно, где Хранители плыли по Андуину мимо гигантских каменных статуй Анариона и Исильдура (река Каварау, Chard Rd, метка L на карте), остальные никак особо не выделяются на общем отличном фоне новозеландских пейзажей. При наличии времени я бы подольше поездил в районе за Glenorchy (Paradise Rd, Routeburn Rd), или даже прошел начало Routeburn Track.
На Северном острове мы не попали на трек к Tongariro, где снимали Мордор и Ородруин - помешали плохая погода и извержение вулкана Тонгариро, из-за которого был закрыт подъезд к треку и часть самого маршрута. Вот ссылка, чтобы смотреть текущее
состояние трека.
Всё остальное в целом удалось :)
Я буду постепенно рассказывать про самое интересное и обновлять оглавление:
Технические подробности поездки и карта маршрута 20 красивых картинок Южного острова О происхождении полинезийцев, загадке распространения батата и культуре маори Экспедиции Джеймса Кука, история колонизации Новой Зеландии, паромная переправа между островами и виды побережья