Начало тут:
1,
2,
3,
4,
5,
6,
7.
Кардинальные отличия Малайзия от покидаемой нами Бирмы заметны уже в самолете. Лица малазийских стюардесс совсем другие.
Посмотрите, в них уже нет и следа от бирманской самобытности и провинциальности.
Это яркие, городские и очень разные по национальному типажу девушки. С первого взгляда понятно, что привычный им уровень цивилизации намного выше. А по прибытию в Куала-Лумпур - столицу Малайзии это впечатление получает безусловное фактическое подтверждение. Вот где нет ничего архаичного, никакого запаха столетий! Перед нами огромный, современный мегаполис с великолепными зданиями, развитой инфраструктурой, отличными, широкими дорогами по которым катятся быстрые, дорогие машины.
Вот примерно так выглядит Куала-Лумпур в панораме открывающейся со смотровой площадки телевизионной башни.
Ну а архитектурной визитной карточкой Куала-Лумпура, растиражированной в тысячах сувениров, являются, конечно, башни Петронас - два стоящих рядом и даже соединенных между собой потрясающих небоскреба.
Впрочем и кроме башен Петронас в Куала-Лумпуре достаточно прекрасных и даже помпезных зданий. Нет никаких сомнений в том, что уровень жизни здесь совсем другой, качественно отличающийся от бирманского.
Но еще интереснее люди вокруг. Они яркие и очень разные.
В своей очень значительной части, Малайзия страна мусульманская.
А поэтому хиджаб, как форма женской одежды, здесь довольно обычен.
Иногда он дополняется религиозно полагающейся скромностью девушки,
а иногда, кажется, скорее, лишь данью традиции.
Как и многие мегаполисы Куала-Лумпур многообразен в своих человеческих энергиях и на удивление терпим. Здесь перемешались разные культуры. Высокий уровень жизни и, одновременно, высокая общественная толерантность привели к тому, что в Малайзию устремились человеческие потоки со всего региона. Из более бедных соседних стран, из Индии, из арабского мира.
И возник уникальный сплав жизненных укладов, лучше всего отражающийся в галерее лиц.
Видите, какие они все одухотворенные и прекрасные.
Но, увы, в Малайзии я уже далеко не чувствовал той непосредственности и теплоты которая так притягательна для меня в Юго-Восточной Азии. По большей части, передо мной были люди, с довольно привычной европейцу жестковатой и отстраненной энергетикой, люди неоткрытые миру, люди в индивидуальных коконах. А, впрочем,
сравните их сами.
Настолько же многообразны в Куала-Лумпуре и уличные рестораны. Индийские, китайские, иранские заведения, при всей разнице их пищевых подходов, бок о бок соседствуют на одной улице и право едока выбирать какая кухня ему покажется ближе.
При этом, между ними не просматривается ни тени какой-то взаимной вражды или недружелюбия, напротив, все очень мирно и с полнейшей терпимостью к чужому обычаю.
К одному из распространеннейших типов уличных заведений Куала-Лумпура относится ресторан самообслуживания. Мы зашли в пакистанский. Специальные, подогревающиеся лотки полны готовой еды.
Выбор велик - два десятка отличных блюд точно, а может быть больше.
Тут же рядом - тарелки. Бери тарелку и накладывай себе что понравится.
Сомневаешься - положи одну ложку и из своей тарелки попробуй. Выбрал - садись за свободный стол. Тут же подскочит официант, спросит, надо ли принести лепешек, непрерывно пекущихся здесь же в тандыре, и, если надо, то сколько.
А еще уточнит, что гость будет пить. Спиртного в мусульманском ресторане, конечно же, нет, зато пакистанская вариация масала-ти - чая с молоком и пряностями, просто отличная.
Видимо тут же, служитель оценивает на глаз содержимое ваших тарелок и на выходе, когда обед будет окончен, прозвучит его стоимость. Цены очень демократичны, вполне под стать обстановке и ритуалу.
Говяжьи котлеты с целыми вареными яйцами и бамией в густом пряном карри, которые я съел, были выше всяких похвал.
Немало на улицах и лоточников с превосходной едой.
Те, кто совсем торопятся могут прямо на бегу купить что-нибудь вкусное.
Как я уже сказал, Куала-Лумпур город большой и довольно красивый. Особенно примечателен центр города, с малазийским Биг-Беном, построенным ностальгирующими английскими колонизаторами и прилегающей площадью на которой всегда многолюдно.
Сюда же, к живописному антуражу, подъехала свадьба с женихом и невестой.
Мне приходилось фотографировать свадьбы в Пномпене, в Вунгтау, в Агре, на Хайнане, на Гоа. Теперь этот список пополнился Куала-Лумпуром.
Счастья вам молодожены!
Правда, глядя на всю эту красоту не стоит совсем расслабляться. Мегаполис, он и есть мегаполис, в нем достаточно и других совсем некрасивых энергий. И в Куала-Лумпуре мне пришлось стать свидетелем того, как проезжающий мимо байкер с легкостью вырвал сумку у зазевавшегося паренька и тут же прибавив газу, скрылся за поворотом.
Мы остановились в отеле находящемся в пяти минутах ходьбы от туристической улицы Джалан Алор (Jalan Alor), специально выбрав место дислокации таким образом. Эта улица знаменита тем, что жизнь на ней замирает лишь на несколько утренних часов, а весь день, вечер и ночь улица кипит жизнью и красками. Здесь, без малейшего промежутка, располагаются многочисленные кафешки, торговые и ремесленные точки.
Здесь, всюду прямо на улице чего-то скворчит, чистится, жарится.
Приплясывают зазывалы, мимо которых непрерывным потоком идут люди.
Самое забавное, что автомобильное движение по этой улице тоже не останавливается, но, конечно, даже при отсутствии формального запрета, немногие автомобилисты решаются соваться сюда в часы пик - пройти пешком того и гляди выйдет быстрее, чем проехать. Воздух тут наполнен сумасшедшими энергиями, от них, без сети и переходника, заряжаются, кажется, даже фотоаппараты и ноуты.
Кухня в кафешках Джалан Алор представлена очень разная. Индийская, тайская, больше всего здесь китайской кухни, а меньше всего, как ни странно - малайской. Удивительно, но малайские кафешки в Куала-Лумпуре надо искать. В следующий раз, соблюдая свои кулинарные интересы, я перемещусь с километр к северу от Джалан Алор в райончик называющийся Кампунг Бару. Именно там, говорят, в Куала-Лумпуре сохранилась аутентичная малайская кухня. Однако, узнал я об этом позже, тогда, когда мы уже покинули столицу Малайзии.
Впрочем, кое-что малазийское можно было съесть прямо в отеле. Вот, например, горенг - популярнейшее блюдо малайской кухни, делающееся из обжаренной до покоричневения (вместе с яйцом, чесноком, томатом) лапши (ми горенг) или риса (наси горенг).
Еще одним очень простым блюдом характерным сразу для всего региона (Малайзии, Вьетнама, Камбоджи, Бирмы) будет «наси лемак» - треугольничек бананового листа с завернутым в него рисом, сдобренным яйцом, арахисом, рыбой или мясом и приготовленным на пару. Помните, я показывал вам такой рис, купленный на
Инле?
В кафешках Джалан Алор я заказал рыбу приготовленную по-малайски.
В общем-то рыба, как рыба, обжаренная в сухарях и специях, по виду и вкусу похожая, пожалуй, на камбалу, но соус! В маленькой плошке густой цитрусовый соус, похожий на загущенный сок. Острый, кисло-сладкий, какого-то невероятного аромата. Я влюбился в него с первого прохода языком по обмазанному месту.
Признаюсь теперь: моя
курица в апельсиновом соусе родилась лишь в качестве побочного эффекта от многочисленных, но так и не увенчавшихся успехом попыток повторить малайское чудо.
Малайская кухня вообще знаменита своими соусами - самбалами, рецептуры и успех которых она делит с кухней индонезийской и в этом плане у этих народов есть чему поучиться. Самбалы делаются здесь на все случаи жизни, только их зафиксированное количество однозначно переваливает за сотню наименований, а про фантазийные, незафиксированные лучше вообще промолчать.
Если бы мы находились в нетуристическом ресторанчике, то самбалов наверняка подали бы не один, а хотя бы несколько, так популярны и уважаемы в Малайзии местные соусы.
Впрочем, в другой раз так и случилось. Вот тут,
к другой рыбе, запеченной с овощами, я получил два вида соуса: очень острый, зеленый и более спокойный и даже сладковатый, красный. Но, увы, того, волшебного, цитрусового среди них не было.
Интересен оказался и суп, в котором, кроме мяса и зелени обретался еще пупырчатый и подхрустывающий соевый блин, разорванный на куски, а дополнительный аромат создавали мелкие неопознанные ягоды, напоминавшие одновременно изюм и облепиху.
Барберюшные прилавки ломились от морепродуктов
и рыбы,
всевозможных видов сатай - малайско-индонезийских шашлычков, делающихся из мяса, рыбы, морепродуктов, птицы, да и чего только не.
Впрочем, аналогичные закуски встречаются и в соседних странах: в Тайланде, в Камбодже, Вьетнаме. Разница, опять-таки, заключается только в соусах - самбалах обязательно подаваемых к сатай.
Кстати, кухня соседних стран, как я уже отмечал, здесь тоже превосходно представлена. Например, зеленое карри из курицы в густом кокосовом соусе, с зеленой, стручковой фасолью, миниатюрными азиатскими баклажанами, лемонграсом, зеленью и, конечно, хорошей дозой жгучего перца,
будило лучшие воспоминания о тайской кухне, разжигая из искры в пламя старую, но нержавеющую любовь к Тайланду и незабываемым тайским блюдам.
При всей своей нелюбви к свинячине, в китайской кафешке я попробовал даже бульон, сваренный на свинине и поданный вместе с мясом, чесноком, перцем и рисом
и бульон этот оказался удивительным: легкая сладость сочеталась в нем с благородной горечью и умеренной кислотой. Все вместе превосходнейшим образом сочеталось.
Чуточку позже, но там же в Куала-Лумпуре, мне удалось найти один из пряных ингредиентов, отвечавших за любопытнейший аромат испробованного блюда, им оказался орех живого ископаемого - дерева
гингко билоба, активно применяющийся в китайской кухне, как пряность.
А наевшись можно было сколько угодно гулять по ночному Куала-Лумпуру.
Ночные улицы города завораживающе красивы,
не говоря уже о башнях Петронас, явно заслуживающих того, чтобы их посмотрели не только белым днем, но и ночью.
К тому же ночью уличная жизнь делается какой-то особенно кипучей, а в некоторых местах вдруг возникают концерты,
идущие под открытым небом и обращенные к каждому, кто захочет остановиться и слушать.
Ночью же нам удалось посмотреть Путраджаю - небольшой и совсем новый город, построенный всего в 20 км. от Куала-Лумпура.
Путраджая интересна не только своей великолепной архитектурой, особенно впечатляющей именно в ночной подсветке,
но и тем, что здесь никто не живет. Путраджая - чисто административный центр, где находится резиденция премьер-министра Малайзии и малазийское правительство.
Сказочный город, наполняющийся утром чиновниками всех мастей, спешащими на работу и пустеющий к вечеру.
Впрочем, вечером здесь все же есть люди, приезжающие помолиться к мечети, отдохнуть на свежей траве ухоженных газонов или просто прогуляться по чистым, красивым улицам.
Несмотря на крайне ограниченное время пребывания в Куала-Лумпуре, ваш корреспондент не мог, конечно, пропустить городского рынка. Тем более, что от нашего отеля до знаменитого Pasar Pudu было всего-то минут пятнадцать-двадцать ходьбы.
Базар Пуду встретил нас невероятным разнообразием товаров и еще большим скоплением народу.
В некоторых местах между прилавками невозможно было протиснуться, так плотно шли люди. Зато чего только тут не было!
Зелень,
невиданные овощи,
очень любимая в этих местах соя,
морепродукты,
рыба,
разумеется, перец,
свежайшее мясо.
Ладно, на коровьи головы долго смотреть не будем.
А вот это узнаете?
Я, скажу честно, узнал не сразу. А ведь перед нами рубец! Видели его когда-нибудь отмытым до такой белизны? Я - нет, никогда. Но в Азии с этим строго, не забалуешь. Тут отмывают по-взрослому, без дураков. В Камбодже мне как-то довелось наблюдать сам процесс, правда, женщина там мыла кишки. Но ведь хрен редьки не слаще. Кишки мыть тоже удовольствие ниже среднего. Так вот когда я подошел кишки были уже абсолютно белые. Но хозяйка все мыла и мыла их. Мыла и мыла. Я постоял, она мыла, я ушел, она продолжала мыть. А потом я ел вкуснейшее, приготовленное из прямой кишки, блюдо. А чего не есть, когда кишку с таким фанатизмом моют?
Вот тут посмотрите, живые угри.
А здесь - лягушки.
Пробовали их? Прекрасное мясо!
И еще сюда посмотрите!
Узнаете? Да это же листья карри - индийский пряный специалитет, характернейшая штука для южно-индийской кухни и вот вам нате - они в Малайзии. Ну про лемонграсс и каффир даже говорить нечего, ясное дело, что они здесь найдутся.
Свежая куркума,
соленые яйца.
Не кхмерский балют, но тоже, как видите, любопытная штука. Я
рассказывал о них путешествуя по Камбодже.
А вот это, друзья, надо искать только здесь, только в Малайзии или еще Индонезии.
Перед вами
кемпферия галанга собственной персоной. Не проглядите ее такой чумазулиной, в другой стране ее не купишь, ну разве еще сушеной в Китае. А в Малайзии - пожалуйста, это излюбленная местная свежая пряность, обязательный компонент целого ряда местных
приправ-самбалов.
Вот тоже любопытная вещь: китайский пряный набор к куриному супу.
Тут вам и соя и
китайская дереза (красненькие ягоды) и сушеный
китайский ямс (белые пластины). Я купил, конечно, как-нибудь мы с вами подробно на все посмотрим и все распробуем.
А теперь глядите чего еще покажу!
Вот там в третьем снизу лотке левого ряда
орехи лотоса. Напротив них в правом ряду, кажется, виднеется кассия, пониже кассии, тоже справа, китайский ямс. А напротив китайского ямса чего за червячки?
Это, ребята, прелюбопытнейшая штука - по китайски она называется тужсунсяо, а по науке кордицепс. Гриб, съевший личинку бабочки и принявший ее форму. В китайском обиходе БАД из БАДов, шеньшеню и тому ничуть не уступит.
Эх, побродил бы я тут еще, побродил.
Но пора уже лететь во Вьетнам.
Что ж, айдате, барышня, с такой мне в самолете будет не страшно.
Продолжение следует..