Записки кулинарного путешественника (Бирма), часть 6.

Mar 31, 2014 17:33

Начало тут: 1, 2, 3, 4, 5.



Из Мандалая наш путь лежал к следующему центру притяжения путешественников по Бирме - озеру Инле.



Инле - большое пресноводное озеро, достигающее примерно двадцати километров в длину и десяти - в ширину. Озеро это кормит порядка 70 тыс. человек, народности интха (дети воды) живущих, как по его берегам, так и на самом озере. Во-первых, в озере есть рыба и часть проживающих здесь людей промышляют на жизнь рыбной ловлей. Однако, в нелегкой и ежедневной борьбе за выживание озерные люди оказались гораздо изобретательнее и не ограничились тем, что озеро предлагало человеку естественным образом.
Дело в том, что Инле - неглубокое озеро. Его максимальная глубина достигает всего четырех метров, но во многих местах, она не превышает полутора. И живущие тут люди научились такую глубину приручать, создавая на поверхности озера полноценные сельскохозяйственные территории.
Сначала на осваиваемой поверхности высаживают водный гиацинт - быстрорастущее растение с длинными корнями.



Между прочим, страшный сорняк, способный за один сезон заболотить огромные территории. Затем, на поросшую гиацинтом гладь, укладывают бамбуковые решетки, шестами прибивают их к озерному дну, а на них везут и везут озерную растительность, собранную по соседству, вперемежку с илом. И постепенно, над уровнем воды поднимается грядка. Рядом делается еще одна, а между грядками оставляют водяную "межу" - по ней будет плавать лодка хозяина "огорода", ухаживающего за грядками и собирающего с них урожай.



Из грядок образуются огромные рукотворные поля поражающие воображение их увидевшего.



Трудолюбие озерных людей не имеет границ.
Обычная сельскохозяйственная культура, которую тут выращивают - помидоры, которые потом развозятся по всей Бирме. Еще одна здешняя фишка - особый вид лука.



И зеленая часть стебля и белый корень этого растения имеют прекрасный вкус, ценящийся по всей Бирме, а произрастающий, главным образом, именно здесь, на Инле.
Имбирь и жгучий перец тоже очень характерны для Бирмы, они тоже культивируются тут, по берегам озера, правда, в отличие от помидор и лука, в основном для местного же потребления. А характерные кирпичного цвета почвы приводят к особому цвету местного имбиря - его кожица тоже приобретает любопытный красноватый оттенок,



резко отличающийся от обычного для имбиря цвета поверхности - белого или желтоватого.
Ну, а построив на воде огороды, логично было построить поблизости и жилища. И не долго думая, бирманцы тоже устроили их на воде.



Теперь на озере Инле можно увидеть как отдельно стоящие на сваях дома,



так и целые селения, в которых живут люди. Тут они организуют свой быт,



отдыхают после трудового дня, воспитывают детей.



Тут, как положено, есть хозяйственные блоки, дворы и улицы. Только водные.



И для того, чтобы выйти погулять, надо сесть в лодку, являющуюся для местного жителя большей необходимостью, чем обувь для жителя российской деревни.
На лодках, здесь, конечно, плавают все, и мужчины, и женщины. Только женщины плывут сидя и держат весло руками,



а вот мужчины стоят в лодке и лихо управляются с веслом ногой.



Процветают на Инле и некоторые ремесла. Прежде всего, это касается ткачества. Дело в том, что культовое для буддизма растение лотоса содержит в своем стебле прочные растительные нити. Чтобы их увидеть, достаточно поломать стебель.



На Инле лотос выращивают, собирают и вытаскивают из него эти нити, которые прядут, а из пряжи делают ткань. Все применяемые технологии самые простые и примитивные.



Когда-то на подобных станках ткали ткани и наши прабабушки.



Только в России они уже давно превратились в экспонаты музеев, а в Бирме востребованы.
Здесь же ткань красят, вываривая ее вместе с красителем и потом шьют одежду.
Есть кузнечное дело.



Мастера куют ножи, наконечники для гарпунов и прочие нужные в хозяйстве железки.



Все опять-таки очень просто и прагматично. Минимум эстетики, которой наверное не было бы совсем, если бы не туристический спрос на красивое.
Вообще, конечно, именно благодаря развитию туризма жизнь на озере Инле становится с годами все более разнообразной и привлекательной. Теперь тут есть плавучие рестораны, в которых, конечно, подают туристически адаптированную, но вкусную и качественную еду. С большим удовольствием я съел тут жареную озерную рыбу с овощами, а особенное впечатление на вашего корреспондента произвел прекрасный салат из зеленых помидор.



Аутентичная местая еда гораздо проще и в ней далеко не каждый раз присутствует рыба или мясо.
Куда чаще это соя и овощи, лапша или рис.



Однако, аутентичные блюда тоже очень вкусные. Например, утро очередного дня я начал с шанской лапши "шан коу сой": лапша, бульон, кунжут, арахис, специи.



И вкусно и сытно.
Есть на озере и своя ювелирная мастерская, где туристам ваяют изделия из местного серебра, есть табачная фабрика. Только не вздумайте воображать себе автоматизированные поточные линии, из которых вагонами выпрыгивают пачки Мальборро. Все опять-таки очень просто, все по-бирмански. Тот же дом на сваях с одной большой комнатой. На дощатом полу сидят девушки, одни сортируют табачные листы, другие режут их и сдабривают пряностями, а третьи крутят сигары.



Маленькие, лишь немного превосходящие размерами сигарету, или побольше и посолиднее. Я бросил курить много лет назад, но сигару с бадьяном попробовал. Крепкая, ароматная, сразу вправляющая мозги, она напомнила мне самосад, который в деревне выращивал дедушка.
Сюда же, на озеро, поближе к туристам, приходят и представительницы народа "падаунг", прославившиеся на весь мир благодаря странному обычаю удлинять свои шеи при помощи специальных спиралей.



Делают они это из довольно своеобразных эстетических представлений. Вряд ли человеку европейского воспитания такая барышня может показаться особенно красивой, но как пример того, какой только ерунды не сделает с собой женщина, чтобы понравиться мужчине, думаю, вполне покатит.
Зато озерные русалки с обычными шеями бывают и симпатичными.



Я, во всяком случае, свою шею там едва не вытянул самым катастрофическим образом и безо всяких дополнительных приспособ. Но желающим подробно ознакомиться с тем, как это произошло и почему, лучше пройти сюда.
Есть на Инле и свой рынок, а рынок я стараюсь обязательно посетить в любом городе, где бываю. Здесь, на рынке Инле, продают особые и очень своеобразные сувениры.



Вот такой стиль, не встречался мне в Бирме ни до, ни после.



А вот шапка из зубов традиционная для одного из местных шанских племен.



Тоже очень и очень характерная для Инле. Поколебавшись, я себе тоже такую взял на весну или осень.
Все тут, ясное дело, продается и за все следует торговаться, конечно, если в ваши планы не входит купить что-нибудь втрое-впятеро дороже возможного. Зато другого обмана (кроме намеренного завышения цены) здесь нет. Наверное, исключения все же бывают, но в целом бирманцы честны и простодушны. В какой-то из сувенирных лавок мне захотелось купить несколько посеребренных этнических мисок. Оказалось, что есть только заготовки, которые надо еще доделать. Между тем, день близился к вечеру, а утром мы уже уезжали. Узнав расклад, хозяйка лавки сказала:
- Ничего, расплачивайтесь сейчас, ночью мы все доделаем, а утром, до вашего отъезда привезем готовые миски в отель.
Я послушно расплатился, отмечая про себя, что ничего не мешает бирманке забыть о своем обещании через пять минут ровно. И просто положить в карман немаленькие для нее деньги. Ведь, завтра утром, не дождавшись мисок, я все равно уеду, и она это понимает. У меня не будет времени даже на то, чтобы кому пожаловаться, не говоря уже о том, чтобы вернуться к ней и выяснить отношения.
Но с рассветом миски ожидаемо привезли.
Что касается продуктового изобилия, то его местный характер во многом общебирманский. Сухие смеси бобовых с арахисом и кунжутом - "ля па то",



обязательно подающиеся к чаю, разнообразная сухая рыба,



незамысловатые кондитерские изделия,



сладкие лепешки,



лакомство "тугу".



Особое место на рынке Инле занимает бетель, как впрочем и во всей Бирме. Огромные кучи бетеля, ждущие своего покупателя, лучше всего говорят об уровне его местного потребления.



Тут все, и пачки свежайших листьев, и горы, подготовленных, нарезанных плодов пальмы катеху, и известь, и усилители: густой табачный настой



и еще что-то черное,



горькое на вкус и блестящее как антрацит. В общем - жуй, не хочу.
Как и во всей Юго-Восточной Азии, здесь же, на рынке, можно прекрасно пообедать вместе с бирманцами. В особой зоне рынка стоят обеденные столы, рядом на кухне дымятся огромные кастрюли с едой, тарелкой для которой очень часто служит просто пальмовый лист.



Ложкой и вилкой пользуются только воспитанные бирманцы,



те же, что попроще обходятся руками.



С сожалением осознав свою сытость есть тут я не стал, но все равно купил с собой порцию ароматного риса на пробу. Ведь, примерно такой же рис я уже ел в Камбодже.



Я походил бы по рынку еще, но пора было улетать



в Нгапали.

Продолжение следует..

Бирма, кулинарные путешествия

Previous post Next post
Up