ТРЕНД «ДЕМИДОВ 2.0» И ДИВЕРСИФИКАЦИЯ МЕТАЛЛУРГИЧЕСКОГО МОНОРЕГИОНА

Jul 29, 2024 14:20

    Недавно представленный журналом «Деловой квартал» рейтинг финансовой результативности системообразующих предприятий за 2023 год отразил существенные изменения в структуре экономики Челябинской области. Они заключаются в очевидной   диверсификации ведущей отрасли региона - металлургии, где к чёрной металлургии по объемам прибыли быстро приближается цветная. Это может иметь важные социальные последствия.

На протяжении многих лет развитие Челябинской области определялись доминирующей отраслью - чёрной металлургией и ее ярко выраженный лидером ММК, металлургическим гигантом из тройки крупнейших в России. В результате Челябинская область фактически была металлургическим монорегионом с небольшими вкраплениями других отраслей и предприятий, малозаметными по финансовым результатам на фоне черной металлургии (см. ПАМЯТНИК ПЕРЕЖИТОЙ, НО НЕ ОСМЫСЛЕННОЙ ЭПОХЕ (2)).

Как видно из двух списков ТОП (по размеру прибыли от реализации и размеру чистой прибыли (см. рис.) сейчас совокупные финансовые результаты компаний региона по-прежнему определяются предприятиями металлургии, а если быть точнее - горно-металлургического комплекса. Предприятия этого комплекса занимают девять первых позиций в первом региональном рейтинге и восемь во втором.

Столь высокие результаты во многом обусловлены модернизацией, внедрением новых технологических процессов, организацией эффективных кластерных взаимосвязей. Этот вектор «неоиндустриального» развития с использованием традиционных конкурентных преимуществ Урала, ранее был обозначен нами как «Демидов 2.0» (см. ТОЧКИ РОСТА И НОВЫЙ ИНДУСТРИАЛЬНЫЙ ТРЕНД РАЗВИТИЯ УРАЛА - «ДЕМИДОВ 2.0»).



Однако перемены внутри рейтингов очевидны и связаны с быстрым развитием в регионе предприятий цветной металлургии (выделены темной заливкой). Новые лидеры с продукцией высокого спроса уже занимают до половины мест в верхушке рейтингов. Суммарно прибыль предприятий цветной металлургии, начав с нескольких процентов, выходит на уровень половины от аналогичной суммарной прибыли чёрной металлургии Челябинской области.

При сохранении доминирования металлургии, её структура и пространственное размещение меняются. ММК по-прежнему занимает первое место в рейтинге. Однако новое крупное предприятие «медного кластера» - Томинский ГОК стабильно занимает второе место в рейтинге региона (объем прибыли от реализации: ММК - 139 млрд. руб., ТГОК - 54 млрд. руб.). Томинский ГОК возглавляет аналогичный рейтинг для Челябинской агломерации.

Важно, что в цветной металлургии рентабельность (отношение чистой прибыли к выручке среди предприятий) выше средней. Наибольшая рентабельность зафиксирована у Челябинского цинкового завода - 44%.
   Следует также отметить, что в высокотехнологичных предприятиях с узкой отраслевой специализаций (таких как Томинский и Михеевский ГОКи) доля работ субподрядчиков с соответствующими показателями прибыли гораздо выше, чем на «старых» предприятиях. Здесь начинает проявляться фактор синергии, важный в социальном плане - это работа для многочисленных местных поставщиков, поступления в местные бюджеты.

Формат качественных изменений в металлургии - трансформаций «Демидов 2.0» (при построении «медного кластера» и не только) затрагивает предприятия с суммарным размером прибыли на уровне «половины Магнитки». Такой масштаб обуславливает ряд социально-экономических последствий и новых факторов развития, которые проявляются на региональном уровне.
Здесь следует выделить три момента, обычно выпадающие из статистики предприятий и традиционного анализа:

1.Снижение рыночных рисков «моноэкономики» от последствий колебаний на рынке черных металлов, неоднократно создававшие существенные «провалы» в региональных финансах.

2.Переформатирование отношения бизнеса и власти по социальному развитию территорий при появлении предприятий высокой эффективности. Хорошими примерами является возведение двух масштабных спортивных центров на Университетской набережной в Челябинске (вклад компаний РМК и УГМК), а также радикальное социо-экологическое преобразование частной компанией целого городского округа - Карабаша (РМК). Обновление местных элит очевидно становится фактором регионального развития.

3.Формирование новых смежных кластеров с синергией развития. Это касается потребителей металлов и сферы металлообработки. После «местного кризиса» в 2002 году и ликвидации многих предприятий, это направление оставалось в очень усеченном виде ( см. ПАМЯТНИК ПЕРЕЖИТОЙ, НО НЕ ОСМЫСЛЕННОЙ ЭПОХЕ (2)). Однако некоторые предприятия этого направления (например ЧКПЗ), в условиях возросшего госзаказа вплотную подошли к лидерам рейтинга.

Очевидно, что рассмотренным финансовым аспектом трансформации тренда «Демидов 2.0» не исчерпываются. Фактическое удвоение объемов прибыли ключевыми компаниями области в 2020-2023 годах меняет предпосылки саморазвития предприятий и преобразования территорий. Открываются новые социально - экономические перспективы для синергии развития.

Вместе с тем, сложная траектория текущего периода затрудняет дальнейшее прогнозирование с экстраполяцией нынешней динамики. Здесь требуется детальное рассмотрение сценариев развития по различным направлениям индустриальной и банковско-финансовой сферы.

economy, chelyabinsk region, экономика, Челябинская область

Previous post Next post
Up