УЖЕ «ЗА 30»: О ЧЕМ ГОВОРИТ ОБРУШЕНИЕ РЕЙТИНГОВ ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ

Jan 26, 2020 00:02

          По данным Росстата за последние пять лет - с 2013 по 2018 год Челябинская область переместилась по показателям экономической и социальной эффективности из второго в четвертый и даже пятый десяток среди регионов РФ - на места в рейтингах, абсолютно не соответствующие имевшемуся экономическому потенциалу. При этом мифы об успешности развития региона продолжают всячески поддерживаться властями, что серьезно ухудшает ситуацию, порождая недоверие к официальной информации - как среди населения, так и среди инвесторов.

По всем удельным показателям (качественным, подушевым) характеризующим эффективность и перспективы развития экономики, а также динамику благосостояния населения, Челябинская область уже покинула не только вторую, но и третью десятку регионов РФ и оказалась на 30 месте и ниже. В лучшем случае область находится сейчас среди середняков, а по ряду показателей входит уже и в последнюю треть проблемных субъектов РФ.

Объемные показатели - такие, как численность населения (9-е место в РФ в 2018 г.) или объем отгруженных товаров обрабатывающих производства (6 место) ситуацию в положительную сторону не меняют, скорее наоборот. При падении качественных показателей, объемные параметры становятся характеристиками масштабов нарастающих проблем экономики и социума региона - «движения по колее» большой и малоэффективной системы.





Результаты анализа приведенных данных указывают на ряд важных моментов социально-экономической динамики Челябинской области последнего пятилетия, требующих особого внимания.

1. Дисбалансы социально-экономической динамики: отставание социального развития от экономического не сглаживается, а постепенно нарастает. Если ключевые экономические показатели региона находятся на  уровне четвертого десятка регионов РФ, то социальные - уже в пятом десятке и даже ниже. Очевидно, что в челябинской ситуации общеизвестное правило, согласно которому экономические успехи территории определяют благосостояние населения, не работает. В целом экономическая система в Челябинской области не является в должной мере сбалансированной и не способствует сглаживанию социальных противоречий, а тенденции текущей динамики по-прежнему разнонаправленные.

2. Быстрая потеря прежде высоких позиций и устойчивый нисходящий тренд еще раз указывают на последствия неэффективного управления, бесперспективность и вред монополизации дорожного строительства в регионе.

3. Существенные колебания в жилищном строительстве отражают заметное ухудшение ситуации - как непосредственно в строительной отрасли, так и благосостоянии населения в целом.

4. Несоответствующее экономическому потенциалу области место по компьютерной обеспеченности (на границе пятого и шестого десятков) перечеркивает перспективы значительного развития инновационной экономики. Это подтверждают невысокие позиции вузов региона и отсутствие стабильного развития сферы высшего образования. Такие результаты опровергают какие-либо попытки рекламировать регион в качестве лидера инноваций и образования.

5. Рост доходов бюджета не меняет тенденции стабильного падения региона по показателям благосостояния населения Челябинской области (относительно среднего уровня по РФ), большинство из которых уже перешли в пятый десяток.

Масштабы последствий социально-экономического провала региона последних лет все еще мало изучены и трудно прогнозируемы. Эта неприятная для областного руководства тема годами подменялась громкими лозунгами и экономически несостоятельными проектами. Многие из негативных практик и трендов периода «позднего Дубровского» благополучно перешло в сегодняшний день, что нашло свое отражение в итогах 2019 года (см. ИТОГИ 2019 ГОДА И ПЕРСПЕКТИВЫ «2020»: «КОЛЕЯ СТАГНАЦИИ»).  А пропагандистские продукты о развитии области вроде стратегии «2035» или очередных «мер поддержки малого бизнеса», больше напоминают насмешку над реальностью и лишь усугубляют недоверие к совершенно необходимым переменам и реальным инициативам.

Стабилизация уровня благосостояния населения региона (прекращение падения ниже общероссийских трендов) и восстановление некоторых важных утраченных социально-экономических позиций, становится единственно востребованной и реалистичной стратегией для Челябинской области на ближайшие годы.

Устранение многочисленных накопленных проблем (начиная со строительства социально значимых объектов и продвижения вперед в сфере экологии), а также создание сбалансированных предпосылок для роста качества жизни населения является базовым условием развития региона, требующим отдельного рассмотрения.

crisis, кризис, chelyabinsk region, Челябинская область

Previous post Next post
Up