Речные канонерки на Ниле (часть 3)

Feb 02, 2022 10:07


Третья, заключительная часть перевода текста Ангуса Констама из "оспрейки" про нильские канонерки с цветными рисунками Пола Райта.
Если подумать, то именно эти корабли стали прототипами всех речных канонерок на последующие лет тридцать. Наши "орочанины", фактически, являлись слегка подрихтованной копией "султанов".



Канонерская лодка «Султан» (1898 г.).
Уроки, полученные в предыдущее десятилетие, были освоены и материализованы в виде трех канонерских лодок специальной постройки, которым предстояло сыграть ведущую роль в новой экспедиции по завоеванию Судана. «Султан» и однотипные «Мелик» и «Шейх» были изготовлены в Великобритании, после чего в 1897 г. их доставили в Египет и собрали. Они имели хорошее вооружение из двух 12-фнт скорострельных орудий, установленных в носовой и кормовой частях, а также шести пулеметов Максима, размещавшихся на кормовой надстройке по бокам от дымовой трубы. Для их постройки использовалась сталь, хорошо защищавшая от огня стрелкового орудия, а высокий фальшборт делал их идеально подходящими для решения стоявших перед ними задач. 

В 1896 году Адмиралтейство заказано новую тройку мощных канонерок для службы на Верхнем Ниле; снова заказ выдавался Адмиралтейством от имени египетского правительства. Их проект базировался на опыте, полученном в ходе Суданской кампании 1884-1886 гг. и со всей очевидностью подтвержденном действиями канонерок типа «Тамаи» на Нижнем Ниле в течение предыдущего десятилетия. Результатом стали корабли, максимально приближенные к идеалу. Они имели низкий надводный борт, но увеличенную до разумных пределов ширину, чтобы иметь возможность принимать на борт войска и грузы. Уязвимые кожухи гребных колес были заменены винтами, размещавшимися в углубленных желобах в подводной части корпуса, что уменьшало риск их повреждений от посадки на мель и столкновения с подводными препятствиями. Корабли получили современные паровые машины тройного расширения и компактные котлы «шотландского» типа с повышенным давлением пара. Это позволяло им развивать приличную скорость в 12 узлов. Они имели неплохие условия обитаемости, будучи при этом хорошо вооруженными.

По проекту, каждая канонерка несла два 12-фнт (76-мм) 12-квинталовых орудия, установленных на надстройке, что обеспечивало им хорошие секторы стрельбы. Это дополнялось батареей из шести пулеметов Максима, большинство из которых размещались на батарейной палубе позади дымовой трубы. Наконец, они могли нести две 5-дюймовых (50-фнт) гаубицы на полевых лафетах, которых обслуживали египетские артиллеристы. Иными словами, на борту находилась пестрая смесь артиллеристов Королевского флота, Королевской морской пехоты и египетской армии.

Корабли строились на двух верфях, расположенных на берегах Темзы, и строились быстро, благодаря внимательному наблюдению со стороны Адмиралтейства, ведь для намечавшейся кампании по завоеванию. Судана они считались жизненно необходимыми. Можно было бы поспорить, насколько успех предстоящей кампании Китченера зависел от них.

Три канонерских лодки были закончены постройкой в 1897 году, после чего их разобрали на тщательно пронумерованные секции. Эти секции на судах перевезли на Суэцкий канал, где перегрузили на речные баржи и по каналу Исмаилия перевезли на Нил и выгрузили в Вади-Хальфа. Там секции были погружены в железнодорожные вагоны и по только что построенной железной дороге перевезены через Нубийскую пустыню в расположенный на Ниле близ Берберы городок Абадие. Там «Султан» («Sultan»), «Шейх» («Sheikh») и «Мелик» («Melik») собрали и спустили на воду. Хотя у генерала Китченера имелись и другие канонерки - корабли типов «Тамаи» и «Эль Зафир», - а также множество вспомогательных судов, именно эти три новейших мощных корабля стали острием британского наступления на Верхнем Ниле в ходе кампании, завершившейся победой при Омдурмане.



Чертеж «Мелкосидящего двухвинтового парохода». Под этим эвфемизмом скрывалась серия из трех канонерских лодок - «Султан», «Шейх» и «Мелик». Из чертежа видно, что, несмотря на размер корабля, лишь малая часть его надстройки использовалась под жилые помещения. Каюты имелись только у британских офицеров и приравненных к ним лиц.

Тип «Sultan» («Sultan», «Sheikh», «Melik»)
Часто упоминаются как «двухвинтовые канонерки».
построены в 1896 г.: «Sultan» и «Sheikh» - на верфи «Yarrow» в Попларе (Лондон), «Melik» - на верфи «» в Чизвике;
собраны в Абадие на Верхнем Ниле в 1898 г.;
водоизмещение 134 т;
длина 44,2 м, ширина 7,47 м, осадка 0,61 м (в полном грузу 0,75 м);
мощность 200 л.с. (два гребных винта);
скорость 12 уз;
вооружение: два 12-фнт (76-мм) скорострельных орудия Mk.I, шесть пулеметов Максима.
Канонерские лодки типа «Sultan» участвовали в кампании 1898 г., в том числе в битве при Омдурмане и взятии Хартума. «Sultan» принимал участие в Фашодском инциденте в конце того же года. Использовались в качестве патрульных кораблей на Верхнем Ниле до 1925 г., когда были выведены из состава флота.
«Sultan» продан строительной фирме Дормана Лонга и затоплен в качестве волнолома при постройке Омдурманского моста.
«Sheikh» после разоружения использовался в качестве штаб-квартиры Хартумского яхт-клуба.
«Melik» после разоружения использовался в качестве штаб-квартиры Парусного клуба Голубого Нила; в 1939 г. снимался в фильме «The Four Feathers», а затем вновь введен в строй. В 1939-1946 гг. служил в качестве транспортного судна для Суданских оборонительных сил, после войны возвращен парусному клубу. В 1987 г. извлечен из воды и к настоящему моменту находится на берегу в Хартуме. Общество «Melik Society» надеется на его сохранение в качестве исторического корабля.


Канонерская лодка «Мелик» в бою 1 сентября 1898 г. За ней видны однотипные «Султан» и «Шейх». Корабли идут вверх по реке между двумя очагами сопротивления - Омдумраном слева по борту и островом Тути справа. «Мелик» изображен ведущим огонь по оборонительным позициям махдистов у могилы Махди на западном берегу.



Канонерская лодка «Мелик» (типа «Султан») в том виде, как она выглядела к концу кампании 1898 года. Ее обычно просторный квартердек завален принятыми на борт припасами и полевой артиллерией, что позволяет говорить о том, что снимок сделан после взятия Хартума, когда корабль использовался для переброски войск, добивавших остатки армии махдистов.



Канонерская лодка «Шейх» (типа «Султан»), сфотографированная примерно в 1910 году. К тому времени она была перекрашена, получив белые корпус и надстройки с палевой дымовой трубой. Как и два однотипных корабля, ее можно было регулярно видеть на Ниле до конца Первой мировой войны.



Канонерская лодка «Султан», снятая приблизительно в 1910 г., когда она служила в районе Хартума. К тому времени она лишилась высокого бронированного фальшборта на надстройке, так хорошо проявившего себя в ходе кампании 1898 года.




Канонерская лодка «Мелик» в бою при Омдурмане, 1898 г.
На острие последнего этапа наступления генерал-майора Китченера на Омдурман находилась флотилия канонерских лодок. Во главе ее шли три мощных канонерки типа «Султан» - «Султан», «Мелик» и «Шейх». 1 сентября 1898 г. эти канонерки достигли Омдурмана, где были встречены огнем стрелков и полевых батарей махдистов. Огонь неприятельских пехотинцев оказался неэффективным, а вражеские батареи были быстро подавлены установленными на канонерках скорострельными 12-фнт (76-мм) орудиями. Они постепенно продвигались вперед и подошли к могиле Махди, находившейся на другом берегу реки от Хартума. Там к ним присоединились другие канонерки, включая «Эль Зафир». Подавив все сопротивление противника, они спустились вниз по течению к Эгейга, где высадилась армия Китченера. На следующий день канонерки снова вступили в бой, ведя огонь по фланга армии махдистов, когда она пыталась прорвать британские позиции вокруг Эгейга, что впоследствии стали называть битвой при Омдурмане.
На рисунке показан «Мелик», идущий вверх по течению к Омдурману утром 1 сентября. Он ведет огонь по врагу из обоих 12-фнт орудий, а пулеметы Максима, установленные на его батарейной палубе и под мостиком, довершают разгром. Кроме того, британские солдаты стреляют по неприятелю из амбразур, проделанных в стальных стенках надстроек корабля. Имея сектор стрельбы в 180°, корабельные 12-фнт орудия могли стрелять во все стороны. Это делало «Мелик» и однотипные корабли идеальными, чтобы возглавлять прорыв к Омдурману.

royal navy, канонерские лодки, речные боевые корабли, Викторианская эпоха

Previous post Next post
Up