"Забытые" броненосцы (ч.22)

Feb 03, 2022 10:21


Продолжим рассказ о "забытых" броненосцах. Долго думал, стоит ли упоминать про этот тип, но в конце концов решил, что стоит. Несмотря на наличие отличной работы о головном корабле авторства Романа Владимирова, выходившей в этом журнале.
Тому две причины.
Во-первых, Роман ничего не сказал об однотипной "Магдале".
Во-вторых, раз уж задумал серию материалов, то нечего делать пропуски, ибо с ними у несведущего читателя (а тут, недаюсь, есть и такие) возникнут логические нестыковки и провалы в познаниях. Тем более, что за этой парочкой мониторов последовали другие, технически очень близкие. Да мне и не трудно перевести десяток-другой предложений...


Монитор "Церберус"


Построенные по проекту Эдуарда Рида низкобортные брустверные мониторы «Церберус» и «Магдала» положили начало созданию в Британии башенных кораблей, лишенных парусной оснастки. Оба монитора  предназначались для службы в колониях: «Церберус» строился по заказу колонии Виктория для обороны входа в Мельбурн, «Магдала» - для Королевского Индийского флота для обороны Бомбея. Адмирал Джордж Баллард образно описал эти корабли как «рыцарей в доспехах верхом на ослах, от которых легко убежать, но к которым очень плохо приближаться».

«Церберус» (HMVS «Cerberus») заложен на верфи «Палмерс» в Джарроу 1 сентября 1867 г., спущен на воду 2 декабря 1868 г., вошел в строй в сентябре 1870 г.
«Магдала» (HMIS «Magdala») заложен на верфи «Тэмз Айрон Уоркс» в Блэкуолле 6 октября 1868 г., спущен на воду 2 марта 1870 г., вошел в строй в ноябре 1870 г.
Стоимость кораблей составляла соответственно 117 556 и 132 400 ф.ст.

Низкобортный корпус защищался броневым поясом из кованного железа толщиной 8 дюймов в средней части и 6 дюймов в оконечностях. Над ним возвышался бронированный бруствер, прикрывавший поворотные механизмы башен, сходные люки, шахты вентиляторов и дымоходы котлов. Он имел толщину 9 дюймов в оконечностях и 8 дюймов в центральной части. В его носовой и кормовой частях устанавливались две башни системы Кольза, имеющие почти не перекрывающиеся секторы стрельбы.

Наличие бруствера позволяло обеспечить приемлемую мореходность при сохранении небольшой высоты надводного борта, делая корабли способными совершать океанские переходы, тогда как аналогичные американские мониторы могли использоваться только в прибрежных водах. Так, «Магдала» на переходе в Индию выдержала шторм с высотой волн, превышавшей 2 метра, при этом крен не превышал 12°.

Башни имели только ручной привод поворота и прикрывались 10-дюймовой броней в лобовой части и 9-дюймовой с боков и тыла. Вооружение состояло из четырех 10-дюймовых 18-тонных нарезных дульнозарядных орудий, к которым впоследствии была добавлена скорострельная противоминная артиллерия. «Магдала» в 1892 году был перевооружен, получив в башни четыре 8-дюймовых казнозарядных орудия Mk.VI.

Мониторы имели двухвальные силовые установки и снабжались рулями балансирного типа. Маневренные качества заслужили высокой оценки. Для совершения дальнего перехода к месту службы оба корабля оснащались трехмачтовой парусной оснасткой, которая демонтировалась по прибытии. Все остальное время корабли несли по одной легкой мачте, причем на «Церберусе» она стояла за дымовой трубой, а на «Магдале» - перед ней. Над настройкой и обеими башнями размещалась легкая навесная палуба, но на «Магдале» над башнями ее впоследствии срезали.

«Церберус» в 1900 г. переформирован в брандвахту, в 1918 г. переформирован в плавбазу и переименован в «Платипус II»; в 1926 г. затоплен в качестве волнолома в районе Мельбурна, где продолжает оставаться в настоящее время.
«Магдала» сдан на слом в 1904 г.



Тактико-технические характеристики:
водоизмещение 3344 т;
длина между перпендикулярами 68,58 м, ширина 13,72 м, осадка 4,67 м;
2 двухцилиндровых паровых машины простого расширения («Церберус» - фирмы «Модсли», «Магдала» - фирмы «Рейвенхилл»), 5 коробчатых котлов;
мощность и скорость: «Церберус» - 1370 инд. л.с., 9,75 уз; «Магдала» - 1436 инд. л.с., 10,6 уз;
запас угля: нормальный 120 т; полный 210 т
бронирование: пояс 203-152 мм на деревянной подкладке толщиной 280-230 мм, бруствер 229-203 мм, башни 254-229 мм, палуба 25-37 мм;
вооружение: четыре 10-дм нарезных дульнозарядных орудия Mk.I (2×2);
экипаж 155 чел.





Два снимка монитора "Магдала"

"Забытые" броненосцы, британские линкоры, royal navy, Викторианская эпоха

Previous post Next post
Up