Речные канонерки на Ниле (часть 2)

Feb 01, 2022 09:44

Вторая часть рассказа Ангуса Констама о нильских канонерках будет посвящена двум серия заднеколесных корабликов очень любопытной внешности. Для удобства для каждой серии сделаю свой подкат. Напоминаю, что цветные рисунки выполнил Пол Райт.



Канонерская лодка «Тамаи» (1896 г.).
«Тамаи» являлась одной из четырех однотипных заднеколесных канонерок, также в серию входили «Абу Клеа», «Эль Теб» и «Метеммех». Эти небольшие корабли были построены в 1880-е годы и первоначально вооружались одной 88-мм пушкой Круппа на носу и двумя картечницами Норденфельда, по одной на каждый борт. Они вошли в строй слишком поздно, чтобы принять участие в экспедиции, посланной на помощь генералу Гордону, и оставались на Нижнем Ниле до 1896 г. Впоследствии они были перевооружены двумя 12-фнт (76-мм) орудиями, 1-фнт «пом-помами» и пулеметами Максима. «Тамаи», получившая наименование в честь состоявшегося в 1884 году сражения, в 1896 г. служила флагманским кораблем эскадры канонерок, а также принимала участие в кампании 1898 г.

Тем временем для службы на Ниле была построена серия из четырех канонерских лодок. Они были заказаны в 1884 г., контракт заключило британское Адмиралтейство от имени египетского правительства. Большую часть года велись работы над проектом, а постройка завершилась только в 1886 году, после того, как Суданская кампания 1884-1885 гг. подошла к концу. Строительство велось на верфи «Фэйрфилд» в Говэне на реке Клайд, и, в отличие от «грошовых пароходов», глубоко сидевших в воде, новые корабли по проекту имели в полном грузу осадку всего 2,5 фута (0,76 м). Конструктивно они являлись заднеколесными пароходами, лучше способными справляться с причудами реки, чем суда с бортовыми колесами.

Четыре канонерки были закончены постройкой в 1886 году и отправлены на Восток по частям, после чего собраны в Каире. «Тамаи» и однотипные «Абу Клеа», «Метеммех» и «Эль Теб», впоследствии переименованный в «Хафир», интенсивно использовались для патрулирования египетских вод при подготовки британского возвращения в Судан - завоевательной кампании, которую требовало британское общество, чтобы отомстить за смерть генерала Гордона.

Тип «Tamai» («Tamai», «Abu Klea», «El Teb», «Metemmeh»)
Также упоминаются как «малые заднеколесные канонерки».
построены в 1884-1885 гг.: «Tamai» и «El Teb» - на верфи «Randolph, Elder & Co.» (с 1886 г. «Fairfield Shipbuilding») в Клайдбэнке; «Abu Klea» и «Metemmeh» - на верфи «Yarrow» в Попларе (Лондон);
собраны в Каире в 1885-1886 гг.;
водоизмещение 73,5 т;
длина 27,13 м, ширина 5,48 м, осадка 0,5 м (в полном грузу 0,75 м);
мощность 50 л.с. (кормовое гребное колесо);
скорость 9 уз;
вооружение: одна 88-мм полевая пушка Круппа С/73 и две пятиствольных картечницы Норденфельда. После 1894 г. канонерки вооружались одним 12-фнт (76-мм) орудием Mk.I, двумя 1-фнт «пом-помами», четырьмя пулеметами Максима..
Канонерские лодки типа «Tamai» вошли в строй в 1886 г. Патрулировали Нижний Нил до начала кампании в Донгола в 1896 г. «Tamai», «Abu Klea» и «Metemmeh» принимали участие в бомбардировке Хафира (сентябрь 1896 г.), вынудив махдистов отступить. «El Teb» переименован в «Hafir» в 1897 г. Обстреливали позиции махдистов у Метеммеха (1897 г.), после чего участвовали в обстрелах и взятии Шенди, а затем - в битве при Омдурмане и последующем взятии Хартума (1898 г.). «Metemmeh» прошел ремонт и модернизацию в Каире в 1911 г., остальные модернизированы в 1921-1925 гг.
«Tamai» разбился в Красном море в 1915 г.;
«Abu Klea» сдан на слом в 1937 г.;
«Hafir» (бывший «El Teb») затонул в результате аварии в 1941 г.;
«Metemmeh» исключен в 1925 г., последнее упоминание относится к 1964 г.



Художественное изображение канонерской лодки типа «Тамаи» из «Illustrated London News» за 1885 год дает представление о том, как изначально на этих кораблях располагались паровая машина и котел. Также хорошо видны цилиндрическая боевая рубка и полукруглый орудийный щит. Однако к тому времени, как канонерки типа «Тамаи» вошли в строй, их силовые установки были прикрыты металлическими листами, а боевую рубку заменили более практичной прямоугольной.



Канонерские лодки типа «Тамаи» (на снимке, вероятно, «Метеммех») имели бронированные ходовой мостик и боевую рубку, расположенные перед дымовой трубой, и установленный на носу орудийный щит полукруглой формы. На главной палубе в носу находился бронированный «короб» с амбразурами, от которого в корму шел фальшборт из стальных плит, обеспечивавший защиту от вражеского стрелкового оружия.



Во время наступления на город Донгола в середине сентября 1896 г. после преодоления Третьего порога головные канонерки речной флотилии были прикрыты с бортов речными доу, что обеспечивало дополнительную защиту их корпусам. На деле, когда 18 сентября флотилия встретилась с врагом, его огонь был столь сильным, что она была вынуждена отступить. На рисунке показана флагманская «Тамаи», за которой идет «Абу Клеа», тогда как «Эль Теб» во время начавшегося сражения все еще преодолевала Третий порог.




Канонерские лодки «Абу Клеа» и «Хафир» в Хартуме, 1900 г.
«Абу Клеа» и «Хафир» вместе с однотипными «Тарнаи» и «Метеммех» обычно называли “малыми заднеколесниками”, чтобы отличать их от трех кораблей типа «Эль Зафир», которых называли “большими заднеколесниками”. Все четыре корабля типа «Тарнаи» вошли в строй в 1885 г., но не участвовали в боях до 1896 года, когда приняли участие в Донгольской кампании. «Хафир» первоначально носила название «Эль Теб», но была переименована в 1897 г., перед началом окончательного завоевания Судана. С 1894 года эти корабли вооружались 12-фнт орудием, 1-фнт «пом-помом» и четырьмя пулеметами Максима.
На рисунке пара канонерок показана стоящей у так называемой «Канонерской станции» в Хартуме, располагавшейся на берегу Голубого Нила напротив дворца губернатора. Корабли пришвартованы к бревнам, вбитым в дно реки, но с тем же успехом они могли швартоваться непосредственно к берегу или к плавучему причалу. Легкие сходни соединяют канонерки с берегом. Способ швартовки «носом к корме», который часто можно увидеть на фотографиях того времени, применялся, по всей вероятности, для предотвращения случайного повреждений кожухов гребных колес, что случалось, когда суда стояли по течению. Отсутствие суеты на борту и ухоженный внешний вид моряков говорят о том, что корабли готовятся к инспекции. Во время патрулирования их палубы загромождались бы припасами, солдатами и даже дополнительными орудиями.
Лично я вижу у корабля на рисунке 12-фунтовую пушку под навесом на надстроечной палубе, что-то вроде 88-мм полевой пушки на носу и пару пулеметов Максима на мостике.



Канонерская лодка «Эль Зафир» (1898 г.).
«Эль Зафир», «Эль Фатех» и «Эль Насир» были однотипными кораблями, построенными в Великобритании и досталенными на Нил для участия в кампании 1898 года. Эти заднеколёсники были крупнее похожих канонерок типа «Тамаи», но заметно меньше более современных винтовых канонерок типа «Султан». Они строились для кампании 1896 года, но прибыли слишком поздно, чтобы принять в ней участие. Так что, их настоящее крещение огнем состоялось в 1898 г. Внушительная огневая мощь и маневренность сделали их крайне полезными участниками флотилии канонерок. Рисунок показывает «Эль Зафир» в том виде, какой она имела на завершающей стадии кампании 1898 года, когда она принимала участие в боях за Шенди и Омдурман.

Новая группа слегка увеличенных в размерах кораблей была заказана в 1895 г., когда разрабатывались планы кампании за Донгола - вторжения в Северный Судан с ограниченными целями, чтобы организовать британскую передовую базу на Ниле выше порогов. Как и предыдущие канонерки типа «Тамаи», три корабля типа «Эль Зафир» должны были стать заднеколесными пароходами, но иметь увеличенные по сравнению с предшественниками размеры и усиленное вооружение. За счет более тяжелой артиллерии они имели слегка увеличенную осадку (0,84 м в полном грузу вместо 0,76 м), но возросшая огневая мощь имела решающее значение, если бы флотилии пришлось подавлять укрепления махдистов - в частности, крепкий форт у Шенди на Верхнем Ниле, построенный египтянами. Как и предшественники, эти канонерки строились в Британии и доставлялись на Восток в разобранном виде, однако корабли типа «Эль Зафир» доставлялись вверх по Нилу и собирались выше Второго порога.

Первый опыт свидетельствовал, что тяжелые орудия канонерок лучше всего размещать настолько высоко, насколько позволяют надстройки, чтобы обеспечить им максимально широкий сектор обстрела. Это было особенно важно, поскольку большинство артиллерийских позиций махдистов были хорошо укреплены, что затрудняло их поражение из орудий, установленных на верхней палубе.

Фактически, три “больших заднеколёсника” - «Эль Зафир», «Эль Насир» и «Эль Фатех» - прибыли на Верхний Нил слишком поздно, чтобы принять участие в первых сражениям Донгольской кампании 1896 года, что ограничило их применение огневой поддержкой во время последующих операций по зачистке. Тем не менее, все три корабля сыграли важную роль в ходе полномасштабной кампании 1897-1898 гг.

Тип «El Zafir» («El Zafir», «El Nasir», «El Fateh»)
Также упоминаются как «большие заднеколесные канонерки»; на арабском Zafir значит “Победоносный”, Nasir - “Завоеватель”, Fateh - “Величественный”.
построены в 1895 г.: на верфи «Rennie Forest» в Вайвенхоу (графство Эссекс);
собраны в Каире в 1896 г.;
водоизмещение 128 т;
длина 39,0 м, ширина 7,0 м, осадка 0,61 м;
мощность 90 л.с. (кормовое гребное колесо);
скорость 11 уз;
вооружение: одно 12-фнт (76-мм) орудие Mk.I, одна 1-фнт пушка Гочкиса, два-четыре пулемета Максима.
Канонерские лодки типа «El Zafir» вошли в строй в 1896 г. и участвовали в кампании в Донгола. В 1898 г. все три канонерки участвовали в бомбардировке и взятии Шенди, битве при Омдурмане и взятии Хартума. «El Nasir» и «El Fateh» принимали участие в Фашодском инциденте (1898 г.). «El Nasir» в 1915 г. модернизирован для службы на Красном море.
«El Zafir» затонула в результате аварии у Шенди 22 августа 1898 г. Поднята, отремонтирована и в следующем году вернулась в строй. Разобрана в 1964 г.
«El Nasir» в 1925 г. выведена из состава флота и продана частному владельцу, впоследствии служила в качестве пассажирского судна на Ниле. Сдана на слом в 1953 г.
«El Fateh» затонула на Верхнем Ниле в 1931 г. Была поднята, но выведена из состава флота и сдана на слом в следующем году.



Сборка канонерской лодки "Эль Насир" на Ниле в 1896 году



Мощная заднеколесная канонерка «Эль Зафир», ведет бой с удерживаемым махдистами фортом в Шенди, на восточном берегу Нила в нескольких милях вниз пот течению от города Метеммех. Флотилия из трех однотипных канонерок потратила три дня на подавление форта.

royal navy, канонерские лодки, речные боевые корабли, Викторианская эпоха

Previous post Next post
Up